08.01.2022 | Епархия

Митрополит Амвросий совершил Великую вечерню в сослужении членов Епархиального совета, благочинных епархии и духовенства Твери

7 января в Воскресенском кафедральном соборе Твери митрополит Амвросий совершил рождественскую вечерню. Архиерей,  духовенство, монашествующие и миряне поздравили друг друга с праздником Рождества Христова.

Традиционно в этот праздничный вечер, который продолжает воспоминание Рождественских событий, верующие собираются в кафедральном соборе Твери, чтобы поздравить архипастыря и друг друга с праздником.

После входа на вечерне на вечерне хор духовенства пропел прокимен великий «Кто Бог велий».

Затем было прочитано Евангелие, посвященное рождению Богомладенца. 

С одним из главных православных праздников от лица духовенства архипастыря поздравил протоиерей Димитрий Кунченко:

Богу нашему слава и хвала за то, что Он сподобил нас дожить до светлого праздника Рождества Христова. Мы искренне благодарим Вас за оказанную честь разделить радость этого праздника в этот святой вечер и вместе с Вами молитвенно побыть, постоять у вертепа родившегося Богомладенца Христа. Каждый из нас в эту ночь совершил Божественную литургию, и в тишине святых алтарей, возможно, многие задумались о бытии человеческом. Нет, не в плане бесконечных философских поисков цели жизни, а в плане предстояния человека перед Богом. Задумались и не могли не подивиться тому великому дару, который Господь дал нам. Это человеческая жизнь, когда-то начавшаяся и теперь не имеющая конца. По этой жизни мы идем по-разному, часто падаем, разбивая свое лицо — личность, часто хромаем, часто, ослепленные какими-то обстоятельствами, сбиваемся с пути. И еще большую радость рождает в наших душах рождение Богомладенца Христа, когда мы рассуждаем о том, что Господь пришел в мир для того, чтобы нас поддержать, восставить, чтобы стать с нами в один ряд. И это великое счастье, которое мы испытываем теперь. И всё это произошло, как Вы сказали в своем поздравительном адресе, в маленьком, холодном, сыром и, может быть, одиноком вертепе. В этот день мы прибыли сюда, в этот большой и красивый вертеп, для того, чтобы вместе с Вами поблагодарить Бога за Его бесчисленные благодеяния. В тот маленький вертеп пришли пастухи — люди, которые были простыми и бесхитростными. Что они могли принести Христу? Они могли ему принести только то, что имели всегда при себе, — это трепетное сердце. Вот и мы пришли сегодня с нашими трепетными сердцами для того, чтобы славить Христа. Мы все разные. Разные по мироощущению, по характеру, разные по поведению. Но всех нас объединяет вера в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В ряду обычных и достойных для такого момента поздравлений и пожеланий хочется выразить еще одно. На архипастырском многотрудном пути и в несении креста помните, что вместе, рядом с Вами здесь находимся мы, те, кто способен и дальше Вас поддерживать с Вами трудиться на ниве Христовой во славу нашего Бога, на пользу нашей Церкви и на благо нашего народа, на благо нашей Родины. С Рождеством Христовым!

В ответном слове митрополит Амвросий поздравил паству с праздником Рождества по плоти Спасителя нашего Господа Иисуса Христа и пожелал всем собравшимся милости Божией, здоровья, творческих успехов и свершений:

Я хочу поблагодарить священнослужителей, монашествующих и благочестивых мирян за те труды, которые вы совершаете каждый на своем месте. В сегодняшнюю светоносную ночь, после богослужения, после совместной молитвы, у каждого из нас, наверное, рождались какие-то свои приходящие на ум и сердце мысли и переживания. И вот именно в эту ночь, особенно в контексте тех событий, которые буквально накануне праздника Рождества стали происходить в Казахстане, тема мира прозвучала в моем сердце. Вифлеем, в котором родился Христос, — это «дом хлеба», именно так на русский язык с еврейского переводится значение этого слова. Человек, который пашет землю, сеет хлеб, который печет хлеб, — это человек всегда мирной профессии; и вряд ли, если он не будет вынужден защищать пределы своего Отечества, он сам первый поднимет руку на другого человека. Ангелы, которые сообщили миру о Рожденном Спасителе, воспели мир. Мы часто слышим слова Нагорной проповеди, в которой Христос называет миротворцев блаженными, потому что они нарекутся сынами Божиими. 

Мир — это очень хрупкий, но удивительно дорогой дар, который Господь дает каждому из нас. По милости Божией мы не переживаем сейчас ни ужасов войны, отголоски которой через десятилетия до сих пор доносятся до многих семей; мы в относительно мирное время живем, но, наблюдая, что происходит вокруг, мы не можем не заметить, что мир очень хрупок и это состояние очень зыбко. И даже не только и не столько это касается каких-то событий, которые происходят на поле иных государств. Это прежде всего мы знаем на основе собственного личного опыта, как трудно сохранить мир в душе, когда нас что-то раздражает, когда нас что-то возмущает, когда нам кто-то или что-то не нравится. Но если нет мира — это свидетельство того, что порвана связь с нашим Небесным Отцом, ведь плодами Духа являются кротость, мир, долготерпение. И если мира нет, значит, и плодов Духа нет, а значит, Дух Святой отступает от человека, и тот лишается сам мирного устроения и лишает его других. 

Праздник Рождества Христова — это праздник, который предлагает нам задуматься о даре мира; о мире, который начинается с каждого из нас, с отдельного человека, с нашего маленького внутреннего мира. И если этот внутренний мир никто и ничто не может поколебать, значит, мы можем Бога благодарить за то, что мы с Ним, мы не отходим от Него. Праздник Рождества Христова да будет нам благословением на то, чтобы мы размышляли о мире. За мир Бога благодарили и берегли его любыми путями, какими бы мы ни были разными, какие бы представления о том или ином событии или друг о друге у нас ни существовали, главное — сохранять в душе своей мир. Потому что, когда мир разрушается, этот механизм запускается до таких масштабов, что люди перестают ценить не только Богом данный дар мира, но и самый величайший дар — саму жизнь, убивают друг друга, калечат друг друга, наносят друг другу увечья и приносят материальные и иные ущербы. И тогда, когда совершаются в огромных масштабах эти немирные события, мы видим, какие печальные последствия потом бывают и как трудно потом восстановить этот хрупкий мир. 

Мы, священнослужители, монашествующие и православные миряне, призваны к тому, чтобы всеми силами в себе удержать этот Богом данный мир и распространять его повсюду, умирять людей и помогать им находить выходы из ситуаций, которые могут быть и сложными, но из которых всегда можно выйти, не нарушив мира, если только человек будет поступать по Евангелию, жить по заповедям Божиим. Сегодня ночью в наших храмах были люди. Они пришли восславить рождшегося от Девы Марии Христа и поблагодарить Его за дар спасения. Но много ли в наших храмах было людей по сравнению с теми, кто раньше был крещен, назвал себя христианином, но так и остался за порогом храма? Сегодня, посещая приходы и знакомясь с их жизнью, я вижу, как в последнее время сократилось число крещений, сократилось количество венчаний. Неужели людей стало меньше жить на Тверской земле? Нет, меньше не стало. Но что-то происходит, причем происходит очень тревожное для нас как для пастырей в жизни нашего общества и в жизни нашей Церкви. И это что-то свидетельствует о том, что мы где-то сами упускаем Богом данную возможность, делаем что-то не так, а возможно, не учимся в современном нам мире формулировать Евангелие так, чтобы оно было понятно ныне живущему человеку, особенно человеку молодому. И речь здесь не о богословских формулировках, не о риторических приемах и о проповеднических способностях или неспособностях, хотя проповедь очень много значит, если человек искренне переживает сам евангельское событие, готовится и, переживая, пропускает через сердце, обращает свое слово к молящимся. Но люди ждут намного большего другого. Они ждут нашего примера жизни по Евангелию. Они не ожидают от нас чего-то сверхъестественного, ни чудес, ни исцелений или воскрешений. Они ждут лишь того, чтобы увидеть в нас пример человека порядочного, честного, не лицемерного, не держащего камень за пазухой; такого человека, которого ценит даже обычное безрелигиозное общество. Но именно эти качества во многом являются признаками христианского устроения человека, того устроения, которое во многом уже подарено человеку его Небесным Отцом еще при рождении. И наш долг, особенно пастырский долг, — искать эти новые тропы к людям. 

Так случается, что, посещая те или иные уголки нашей земли Тверской, находясь и в больницах, и в детских домах, и в разного рода учреждениях, я ни разу не встретил ни одного человека, который бы, по крайней мере, открыто свидетельствовал о том, что он не верит в Бога. Да и по всем признакам видно, что люди верят и не относятся негативно к Православию, но, к сожалению, среди них большая часть так и не знает дорогу в храм; большая часть не знает, что такое благодать и радость в Таинствах; не знает, что такое разрешение и воодушевление после Таинства Исповеди и буквальное воскрешение человека после Таинства Причащения. И этому мы должны научить людей. Не выстраивая препятствий, не отцеживая комара, и не делая из второстепенного главное. Только милость, только прощение, только любовь, только снисхождение к людям будут залогом того, что они будут не с чувством вины и самопоедания уходить от исповедального аналоя, но с доверием, как к своему родному отцу будут идти и будут готовы сказать ему всё, зная, что он никогда не осудит, не предаст, не откроет тайну Исповеди и обязательно воодушевит, не построит дополнительных препятствий, не обвинит и не осудит, а лишь только, будучи свидетелем изменения внутреннего мира человека, порадуется с ним, прочтет разрешительную молитву и станет сотаинником в возрождении этого человека в Таинстве Святого Причащения.

Мне хотелось бы пожелать, чтобы все наши общины были общинами, живущими Евхаристией. Тогда Господь будет очень много делать, намного больше из того, что мы можем сделать своими человеческими силами. Ну и, конечно же, не пренебрегать уже теми возможными примерами, которые нам дают приходы, заботящиеся об общинах своих, заботящиеся о том, чтобы в приходе был детский уголок, дабы родители с детьми могли не несколько часов проводить в храме, что, конечно, невозможно для маленьких детей, а уделить им время, либо для чтения, либо для какой-то игры, а потом, немного с ними помолившись, привести для Причащения, чтобы общинная жизнь зиждилась еще и на взаимной помощи друг другу, чтобы люди в храме друг друга знали, друг другу помогали, помогали не только храму, но и семьям, и друг другу и словом, и делом, и какими-то своими возможностями. Нам, дорогие отцы, братья и сестры, еще очень много нужно трудиться не покладая рук. И особенно на самом ожесточенном поле брани — сердец молодых людей. Вот уж где сейчас идет самая жестокая война за внимание этих людей и практически за будущее их счастье и их полноценные жизни. И здесь никакие лекции, никакие выговоры, никакие недовольства или менторское отношение не сыграют положительную роль, если не будет правильного примера терпения, любви, снисхождения. Только таким образом можно будет победить на этом поле брани Богу вместе с нами, ведь Бог борется за нас на поле, где дьявол борется с Богом, а поле битвы — сердца людей.

Нынешний вечер — это благодатная возможность нам всем помолиться, и праздник, которым мы отмечаем в храме, прежде всего переживается нами в молитве. Замечательно, что в эти дни мы собираемся в храме. Давайте и в предстоящие дни не пренебрегать этой возможностью. Кто-то будет работать, кто-то будет уже учиться, но нам, священнослужителям, как никому подобает в дни Святок особенно находиться в храме, встречаться с Богом и с людьми, помогать им своим советом, молиться вместе с ними, давать благословение. Я сердечно благодарю вас за молитвы, за те труды, которые вы совершаете. Я прекрасно понимаю, что многие священнослужители действительно трудятся достойно, не покладая рук, и уделяют очень много времени служению Церкви, решая совершенно разные задачи. Пусть Господь укрепляет ваши душевные и телесные силы; пусть Он не лишит вас доброго здравия и Своего Отеческого благословения.

После поздравления духовенства глава митрополии поздравил прихожан с праздником Рождества Христова и подарил детям сладкие подарки. 

По окончании богослужения митрополит Амвросий благословил на брак несущего иподиаконское послушание Николая Кувшинова. 

Помимо слов поздравлений, прозвучавших по окончании Великой вечерни, глава Тверской митрополии получил поздравительные письма. С праздником Рождества архиерея поздравили иерархи Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей,  руководители региональных и территориальных подразделений федеральных органов власти, представители общественных организаций.

Справочная информация:

За богослужением митрополиту Амвросию сослужили: игумен Борис (Тулупов), священник Виталий Симора, протоиерей Павел Сорочинский, архимандрит Сергий (Швырков), протоиерей Леонид Водолазский, архимандрит Амфилохий (Желябовский), игумен Дамаскин (Леонов), протоиерей Димитрий Кунченко, иеромонах Агапит (Евдокимов), протоиерей Вадим Капитонов, протоиерей Александр Душенков, протоиерей Пётр Дубяго, протоиерей Михаил Беляев, протоиерей Димитрий Курдюков, протоиерей Вадим Желябовский, протоиерей Владимир Марценюк, протоирей Игорь Киричук, священник Сергий Лапшин, иеромонах Амвросий (Желябовский), протоиерей Димитрий Мамонов, протоиерей Алексий Соловьёв, протоиерей Александр Крюков, священник Антоний Русакевич, священник Димитрий Рябов, священник Димитрий Кульков, священник Александр Горячев, священник Иоанн Березюк, священник Николай Ильин, священник Максим Казван, священник Борис Жолобов, священник Антоний Пласичук, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Михаил Мельника, протодиакон Роман Соколов, диакон Димитрий Немчанинов. 

Сразу после праздника Рождества Христова начинаются святые дни — Святки, особый период до 18 января, посвященный радости рождения Христа. Это время, когда все мы славим родившегося на земле Богомладенца Христа и поздравляем друг друга с этим торжественным событием.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.