02.03.2023 | Епархия

Митрополит Амвросий принял участие в богослужениях четверга 1-й седмицы Великого поста в Борисоглебском монастыре в Торжке

«Слове Божий, сердца наша просвети светом добродетелей, и постом очисти, дая покаяние обращения рабом Твоим, во еже славити Тя Спасе, едине сый Преблагий».

Четверг первой седмицы Великого поста в православных храмах начался с уставных богослужений: утрени, часов, изобразительных, вечерни.

Утром 2 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий принял участие в клиросном чтении и пении на утрене, часах, изобразительных и вечерне в Борисоглебском монастыре в Торжке. Великопостное богослужение совершили клирик Борисоглебского мужского монастыря иеромонах Гавриил (Хальченя), диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов).

За богослужением молились наместник Борисоглебского мужского монастыря архимандрит Амфилохий (Желябовский), благочинный Торжокского церковного округа протоиерей Николай Алексеев, настоятель храма в честь пророка Илии г. Торжка протоиерей Николай Симчук, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери с. Марьино священник Олег Волошин, братия обители.

Песнопения за богослужением исполнил хор духовенства — клириков Тверской епархии под руководством митрополита Тверского и Кашинского Амвросия и диакона Иоанна Зорина. В чтении богослужебных текстов приняли участие руководитель административного секретариата священник Сергий Будков, настоятель храма в честь пророка Илии протоиерей Николай Симчук, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов), иподиакон Кирилл Герасимов.

В четверг на утрене богослужебные тексты содержат обращения к апостолам, дабы укрепили нас в подвиге поста.

Апостольская двоенадесятице, божественная и всечестная, моли Христа о нас, молимся прейти нам благомощно четыредесятодневное поприще.

На колесницу божественных добродетелей, постом очистившеся взыдем, и на воздушную высоту ум вперим, поюще: благословите дела Господня, Господа.

Во время богослужения были прочитаны синодики и записки об упокоении, поданные на Пост через сайт Тверской епархии. Богослужение завершилось заупокойной литией, на которой были помянуты усопшие, о которых на Великий пост верующие подали поминовение.

По окончании богослужения архипастырь обратился к молящимся с проповедью о значении молитвы в Великий пост: 

Самый важный навык, который мы способны получить в первую седмицу, — это навык молитвы. Молитву мы очень часто теряем, сами не замечая того. И вот для того, чтобы вновь вернуться или научиться молиться, необходимо начинать молиться. Богослужение Поста продолжительное, наполненное псалмами, но оно, конечно, не есть еще сама молитва. Это те условия и пространство, которые создает нам Церковь для того, чтобы мы научились молиться.

Мы так уж себя ведем, что не способны внимать постоянно, каждому слову, но одновременно, пребывая в этой стихии молитвы, мы этой молитве учимся.

В 2006 году я был назначен викарием Святейшего Патриарха Алексия, который определил мне одновременно быть настоятелем одного из храмов города Москвы. Этот храм никогда не закрывался, он был многоклирным, то есть в нём было несколько священников. Они приходили на службы согласно своему расписанию. Но вот наступил Великий пост. И с удивлением, печалью и даже каким-то некоторым возмущением я вдруг увидел, что священнослужители так же по расписанию приходят и на первой седмице. И даже в первый и во второй день некоторых из них не было на каноне преподобного Андрея Критского, потому что этот день у них был как бы неслужебный. Но ведь у каждого христианина, тем более священнослужителя, первая седмица — это святое время. Если люди обременены работой, какими-то своими необходимыми семейными, земными обязанностями и не всегда способны быть в храме, то священнослужители, безусловно, предназначены для того, чтобы в это время молиться за людей, «благословную виною отшедших». И тогда, подобно тому как мы сегодня собрались все вместе, мы поставили аналои, лавочки и священнослужители храма стали читать по очереди сами все кафизмы и псалмы. В течение оставшейся недели и в следующий Великий пост на первой и Страстной седмицах мы всем клиром молились. Среди священнослужителей этого храма был один, который много лет служил. Нередко перед тем, как отправиться в Патриархию утром, я, заходя в алтарь, обнаруживал, что он даже ектении произносил сидя, смотря что-то в телефоне, и очень небрежно относился к службе. Несколько раз я делал ему выговоры и даже один раз пригрозил, что он будет запрещен в служении. И всё это как бы складывалось в его сердце, и с опытом великопостной молитвы в течение какого-то времени что-то произошло в душе этого человека. Я не знал большего, он сам потом мне об этом сказал. 

Этот священник был всегда каким-то загадочным, обладал прекрасным чувством юмора, но однажды он подошел ко мне с обильными слезами на глазах. Я подумал, что что-то случилось, наверное, в его семье. Но он подошел, и вместе с этими слезами обнаружилась его улыбка. Он сказал, что Господь вернул ему молитву. И тогда он признался: «Владыка, я примерно 11 лет служил, но не молился. Молитва вновь вернулась ко мне». Эти слова тогда страшно прозвучали из его уст, и для меня было очень необычно и страшно услышать эти слова. Но, оказывается, так бывает. Можно находиться в храме и даже служить, но не молиться, а жить другим, отвлекаться на другое. Я был очень рад тому, что дар молитвы вновь вернулся к этому человеку. Он был в возрасте, уже почил ныне. Но верю, что в мир иной он ушел именно с этим даром. После этого случая всякий раз, я уже уехал из Москвы, и прошло много лет, он в мои личные дни обязательно звонил, поздравлял и испрашивал молитв. И чувствовалась в его словах какая-то радость; радость от того, что он «мертв был и вновь нашелся». 

Великий пост и создает нам, дорогие отцы, братья и сестры, условия для того, чтобы мы вновь вернулись к молитве и навыкли ей, потому что молитва — это дыхание; дыхание всякого христианина и особенно, конечно, священника и монашествующего. Дай, Господи, чтобы мы получили пользу от пребывания в храме и полюбили молитву. Тот, кто любит молитву, — тот любит  Бога. 

Вечером митрополит Амвросий совершит последнее на первой седмице Поста чтение Покаянного канона преподобного Андрея Критского в Богородицком Житенном женском монастыре. 

Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.