Целомудрие есть воздержание и преодоление похотей борьбою.
Святитель Иоанн Златоуст
В четверг 5-й седмицы Великого поста по случаю чтения Великого канона совершается Литургия Преждеосвященных Даров и установлен праздничный звон в колокола.
30 марта, в четверг Великого канона, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Христорождественском женском монастыре г. Твери.
Перед входом архипастыря встретили игумении трех тверских женских монастырей. На богослужении архиерею сослужили клирики обители.
За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Лариса (Лобанова), настоятельница Оршина Вознесенского женского монастыря игумения Евпраксия (Инбер), настоятельница тверского Екатерининского монастыря игумения Иулиания (Ритониеми), сестры обители, прихожане монастырского храма.
На сугубой ектении возносились молитвы о восстановлении мира, об Отечестве нашем. Были произнесены особые прошения о гонимых православных христианах, составляющих Украинскую Православную Церковь:
Еще молимся Тебе, Человеколюбцу Спасителю нашему: едине благоутробне, едине щедре и милостиве, рабов Твоих: Блаженнейшего митрополита Онуфрия, митрополита Павла с братией Свято-Успенския Киево-Печерския лавры, архиепископа Сильвестра с учащими и учащимися, епископа Никиту и всех архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян Украинской Церкви, в жестоком гонении от безбожных и от лжебратий сущих, избави от настоящия скорби и печали и от обдержащия их пагубы; исхити их Многоблагоутробне, вопиющих Ти, обуревания многаго и лютага; претвари, Владыко, печаль и скорбь в радость о Тебе и делех Твоих, молимся Ти: услыши и помилуй.
Господи, слезы и скорбь вдовы наинской о сыне ея единороднем умершем радость воскрешением его ей даровавый, исполни веселия и радости о Бозе рабов Твоих: архипастырей, пастырей, братию Киево-Печерския лавры, монашествующих и благочестивых мирян Украинской Православной Церкви, от безбожных и лжебратий гонимых, и яко Щедр, милостию Твоею прости им всякое согрешение вольное и невольное; утверди в вере и верности Церкви Твоей сущих в скорби и во всяком обстоянии, молимся Тебе Боже наш: скоро услыши и милостивно помилуй.
Всещедрый Господи, Иаиру печаль о дщери его умершей и сотнику скорбь о умершем отроке его на радость преложивый воскрешением их. Ниспосли и рабом Твоим, архипастырем, пастырем, братии Свято-Успенския Киево-Печерския лавры, монашествующим и благочестивым мирянам Украинской Православной Церкви, от безбожных и лжебратий жестоко гонимым, утешение посещением их Святым Твоим Духом, скорби утоли, от обстояний избави, скоро услыши нас, рабов Своих, к Тебе, источнику радости, вопиющих, и милостивно помилуй.
Митрополит Амвросий прочитал молитву о восстановлении мира.
По запричастном стихе иеромонах Филарет (Воронцев) произнес проповедь о покаянии.
30 марта обитель также отмечает престольный день северного придела храма, который посвящен праведному Алексию, человеку Божиему.
По окончании службы митрополит Амвросий поблагодарил всех за молитву и обратился с напутственным словом:
Мы приближаемся к окончанию Святой Четыредесятницы. И каждый из нас, из года в год переживая это благодатное, утешительное событие в своей жизни, понимает, что начинаем мы с одними намерениями, а когда проходим великопостный путь, то очень часто эти намерения рушатся. И многое из того, что мы замыслили сделать и совершить в своей духовной жизни, к сожалению, не происходит. С одной стороны, нам не хватает решимости, лень или малодушие обуревают нас. А с другой стороны, Господь очень часто попускает нам понять свою немощь для того, чтобы мы в другом случае не возгордились оттого, что стали достойными и праведными. Ведь мерою всякой добродетели является смирение. И если нет смирения, тогда напрасны все труды и все добродетели. Завершая путь Святой Четыредесятницы, перед вступлением в Страстную седмицу давайте возблагодарим Бога за то, что Он в нашей жизни вновь подарил нам возможность этого замечательного, творческого, непростого и в то же время радостного, сопряженного с определенными усилиями над собой пути.
Христианство дает человеку такое удивительное богатство внутренней жизни, которое не может дать никакая другая религия и вообще никто и ничто в этом мире. Потому что источником всего того, что мы имеем в своей жизни, является наш Творец. Мы очень часто не видим Его руку, которая простирается к нам как благословляющая десница и как устремление нашего Творца обнять Свое подчас неразумное, грешное, но любящее Его чадо. Господь подарил нам великую драгоценность — быть верующими людьми. И по-евангельски мы бы должны этой драгоценностью делиться с другими, с теми, кто это богатство в своей жизни еще не обрел. Но нередко так происходит, что, даже находясь много лет в Церкви и часто посещая богослужения, мы зацикливаемся на том, что является средством, а не целью. И поэтому очень часто люди говорят: а почему же мы в Церкви много лет, но с нами ничего не происходит? Мы совершаем те же самые грехи и ходим по кругу, по маленькому замкнутому кругу, повторяя одни и те же вращения и не простираясь дальше, за пределы этого круга, в пространство безграничной свободы, которую подарил нам Господь и в которой Он учит нас быть разумными и правильно пользоваться этим пространством.
Наверное, это происходит потому, что очень часто наша религиозная, духовная жизнь сводится к каким-то внешним обычаям, правилам и традициям, которые сами по себе тоже неплохие и действительно сохраняют, как форма, некий дух. Но они вовсе не являются конечной целью общения с Богом как с живым, Отцом, как с Личностью, в котором Он — Творец всего мира, Создатель всего, что есть у нас хорошего, доброго, прекрасного, созидательного, — позволил нам общаться на Ты, как со своим Отцом. И вот опыт такого богообщения, личного общения с Богом, который приобретается и через изменение жизни в покаянии, и через искреннюю, сердечную, а не формальную молитву, через причащение Святых Христовых Тайн, через разговор с Богом даже в падениях своих, — этот опыт и дает нам возможность личного трогательного общения с Богом, которому мы и должны бы, особенно проходя Святую Четыредесятницу, научиться, а научившись, нести это общение и через свою дальнейшую земную жизнь. Вот с этим пожеланием мне хотелось бы обратиться ко всем нам незадолго до окончания Святой Четыредесятницы 2023 года.
Сегодня мы, как и вчера в Успенском Желтиковом монастыре, возносили сугубые молитвы о Предстоятеле Украинской Православной Церкви, о наместнике Успенской Киево-Печерской лавры митрополите Павле с братией обители, о ректоре Киевской духовной академии архиепископе Сильвестре с учащими и учащимися, об абсолютно изгнанном из пределов своей епархии епископе Ивано-Франковском Никите, кафедральный собор которого — последний оставшийся православный храм на Ивано-Франковской земле — позавчера был захвачен боевиками с применением насилия, слезоточивого газа, причинением вреда физического и морального тем людям, которые стоят в Христовой истине. И обо всех архипастырях, пастырях, монашествующих и благочестивых мирянах Украинской Православной Церкви, которые сегодня подвергаются жесточайшим гонениям от собственной безбожной власти. О тех, кого лжебратия, которые пытаются улыбаться, еще и приглашают в свое мерзкое неблагодатное лоно — так называемую ПЦУ, которую Святейший Патриарх Сербский Порфирий очень четко, очень точно определил как незаконную парасинагогу, не имеющую ни благодати, ни даже каких-то признаков церковности.
Сегодня на земле Украинской происходит действительно самое страшное — битва за души человеческие и за веру православную. И используются самые хитрые, жестокие методы, при этом заявляется, что на Украине якобы соблюдаются все свободы вероисповедания и нет никаких препятствий. Через власти враг рода человеческого начал самую ожесточенную борьбу с Христовой Церковью и с Богом.
Так было и в начале XX века. Не мы, конечно, а наши предшественники, кто-то достойно, а кто-то недостойно, прошли этот путь. К сожалению, цикл как бы вновь замкнулся, в несколько другом виде. Хотя признаки Апокалипсиса сегодня, наверное, более налицо, нежели это было в начале XX века. И потому я прошу всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, возносить сугубо молитвы о братьях наших гонимых. Мы, по милости Божией, имеем сегодня все возможности свободно верить, ходить в Церковь, к сожалению не ценя этих возможностей. И видим, в каких тягчайших обстоятельствах внезапно, в одно мгновение, оказались наши собратья по вере, которых пытаются защитить православные люди во всём мире, кроме, конечно, тех, в том числе и патриархов, иерархов, которые предали свое призвание и, к сожалению, отступили от истины Христовой.
Будем молиться о них и о нас тоже, чтобы Господь от нас не отнял тот дар, который сегодня у нас есть, чтобы мы не ленились приходить в храм, питаться от злака Божественных Таинств Христовых. Будем творить добрые дела и свидетельствовать внешне своим родным, близким, знакомым о вере своей, прежде всего. делом, а не словом, раскрывая им красоту Христовой веры, свободу — подлинную свободу, а не мнимую, которую дает нам Христос, — и приводя их на пажити церковные для того, чтобы и они смогли обрести ту драгоценную сокровищницу и тот великий дар, который некогда и нам Господь не по нашим заслугам, безусловно, но по Своей величайшей милости тоже подарил.
По окончании богослужения митрополит Амвросий осмотрел процесс и результаты возрождения монашеских корпусов, а также передал от губернатора Тверской области И.М. Рудени духовенству и игумениям подарочные издания Великого канона.
Митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Роман Ожерельев, священник Олег Руденко, иеромонах Филарет (Воронцев), священник Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов).
За богослужением пел хор женского Оршина монастыря под руководством монахини Фамари.
***
Христорождественский женский монастырь основан в конце XIV столетия по благословению святителя и чудотворца Арсения, епископа Тверского. Обитель пережила времена расцвета и потрясений.
В 1765 году положено начало каменному строению храма во имя Рождества Христова с приделом Алексия, человека Божия, и с колокольней.
В 1810 году 1 июня, в бытность государя Александра Павловича в Твери, заложена новая соборная двухэтажная пятиглавая Христорождественская церковь. В 1814–1820 годах на месте разрушившегося Христорождественского храма архитектором В.П. Львовым построен пятиглавый собор, существующий в настоящее время. В 1820 году он освящен. Два других престола также освящены: первый — во имя Тихвинской иконы Божией Матери, в то же время, а другой — во имя Алексия, человека Божия, несколько позже.
В 1900 году в Христорождественском монастыре действовала церковно-приходская школа на 107 девочек.
В 1920 году монастырь закрыли.
1 апреля 1999 года на заседании Священного Синода принято решение о возобновлении монашеской жизни в этой древней обители. 16 августа того же года состоялась передача Христорождественского собора первым сестрам обители. Храм в ужасном состоянии: течет крыша, сгнили рамы, стены покрыты грибком и плесенью, из церковной утвари ничего не сохранилось.
В 2000 году 7 января, на Рождество Христово, в монастыре состоялась первая Литургия после долгих лет запустения.
За эти годы были осуществлены следующие работы: отреставрирован собор Рождества Христова, отреставрирован трапезный корпус, отреставрирован надвратный Спасский храм, построена газовая котельная, возведены 800 м кирпичной ограды и 100 м деревянной ограды с кирпичными столбами, построены три башни ограды, построен новый трапезный корпус (еще не введен в эксплуатацию), частично отремонтирован игуменский корпус, проведено благоустройство территории, посажен яблоневый сад (около 50 деревьев отечественных сортов), разбит обширный огород.
На подворье в д. Ушаковские горки — полностью восстановлен храм, построено два дома для сестер, построен дом для сторожей, построена крестильня.
В 2021 году была благоустроена пешеходная часть Баррикадной улицы вдоль р. Тьмаки, в обход монастыря.
С момента открытия Христорождественского женского монастыря до настоящего времени через обитель проходит большой поток людей. Родители ведут детей в садик, школу, идут на работу, так что закрыть монастырь получается только на ночь. Много раз обращались в администрацию города с просьбой восстановить пешеходную часть улицы Баррикадной возле монастыря по берегу Тьмаки. По ходатайству митрополита Тверского и Кашинского Амвросия городскими властями были проведены работы по благоустройству пешеходной части Баррикадной улицы (от кафедрального собора вдоль берега Тьмаки до ул. 4-е Пески). На дорожке была сделана отсыпка асфальтовым гранулятом и установлено 7 фонарных столбов. Это дало возможность жителям Твери круглосуточно проходить с ул. 4-е Пески на Баррикадную.
Монастырь принимает паломников, проводит экскурсии по монастырю. Организована ежедневная раздача бесплатных обедов нуждающимся (около 40 чел.), выдается одежда и обувь, лекарства малоимущим.
Пресс-служба Тверской епархии