Четвёртая неделя Великого поста посвящена преподобному Иоанну Лествичнику. Пример его святой жизни укрепляет постящихся на продолжение великопостного пути. Иоанн Лествичник изложил в сочинении «Лествица» опыт своих подвигов для наставления тех, кто идёт путëм поста. Лествица состоит из тридцати ступеней, возводящих на высоту духовного совершенства. Памятуя о лестнице восхождения христианских добродетелей, благочестивые хозяйки к этому дню пекут из постного теста лестницы.
10 апреля, накануне Недели 4-й Великого поста, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в Казанском женском монастыре Вышнего Волочка.
На богослужении молились настоятельница монастыря игумения София (Сухова) с сёстрами обители, прихожане монастырской церкви.
Перед богослужением архиерей совершил литию на месте погребения блаженной Любушки Сусанинской и блаженной схимонахини Марии Самарской.
После полиелея митрополит Амвросий обратился к прихожанам монастыря с проповедью на Евангельский отрывок о раскаянии Петра:
«Преподобный Никон Оптинский, который был келейником преподобного Варсонофия Оптинского, в своём дневнике свидетельствует о том, что вместе с сокелейниками он никогда не задавал вопросов своему старцу. Он не спрашивал его почти ни о чём, он видел, как тот живёт и как поступает, как он утром встаёт, как молится, как принимает народ, как отвечает на вопросы, как борется со своим внутренним ветхим человеком, преображая его в Адама в нового. И он учился этому у своего старца без всяких вопрошаний. В нашей жизни часто бывает так, что самые главные уроки преподают люди, к которым вопросов много не задаётся, но которые образом своим накладывают такой отпечаток на сознание, сердце и даже тело человека, что человек об этом помнит всю жизнь, пытается подражать ему, иногда даже неосознанно повторяет что-то, чему от них научился. А есть вещи, которые ассоциируются именно с этими людьми.
Сегодняшнее Евангельское чтение, такое пронзительное, такое яркое и запоминающееся, которым заканчивается Евангелие от Иоанна, — в моей жизни ассоциируется с двумя уже приснопамятными людьми — с архимандритом Кириллом (Павловым) и архимандритом Матфеем (Мормылëм). Отец Матфей раз в год совершал праздничное богослужение сам — в день своего тезоименитства. И тогда, когда за всенощным бдением он читал этот отрывок, он звучал особенно убедительно и ярко. Это была особая интонация; это был особый стиль; это была неповторимая дикция. Он всё сердце своё, всё существо своё вкладывал в это “Симоне Ионин, любиши ли Мя?”, проживая это Евангелие накануне дня своего ангела — святого апостола Матфея, когда читался отрывок этот, который мы сегодня с вами слышали.
Голос отца Кирилла был всегда очень мягким и спокойным. Когда он читал, весь храм молчал. Это была удивительная тишина, но это мягкое и тихое чтение доносилось до уха стоящего в самом конце Трапезного храма Троице-Сергиевой лавры, потому что этот человек тоже особым образом переживал каждое Евангельское чтение, ведь, обретя на развалинах Сталинграда порванное Евангелие, он собрал его и с тех пор, может быть, не с этой самой книгой, но с другой он никогда не расставался. Евангелие было всегда при нём. И даже причастившись Святых Христовых Тайн, для того чтобы не отвлекаться ни на что, он прятался за завесу, и в то время, пока священнослужители причащались или вкушали антидор, он доставал своё маленькое Евангелие и читал его.
Евангельский отрывок, который сегодня был прочитан, конечно, во многом касается пастырей, но он касается и всякого христианина. Троекратное вопрошание “Симоне Ионин, любиши ли Мя?” и благословенное “Паси агнцы Моя, паси овцы Моя” — есть свидетельство прощения Богом всякого отречения или греха тогда, когда человек кается и желает возвратиться из страны далече в родительский дом; есть основание нашей надежды на то, что мы, будучи людьми грешными и несовершенными, всякий раз говоря: “Господи, я люблю Тебя!”, получим такой же точно ответ. Но одновременно эти слова “паси агнцы Моя, паси овцы Моя” говорят о том, что служение пастырское, служение христианина всегда жертвенно, ведь тот, кто пасëт овец, он уходит далеко в горы, он тратит своё время, свои силы, он готов быть со стадом в любую погоду, при любых обстоятельствах, и особенно опасно находиться тогда, когда волчья стая подбирается и пытается кого-то уничтожить из этого стада овец. Тогда пастырь, рискуя своей жизнью, должен защитить их и, бросив девяносто девять овец, пойти искать одну в расщелинах и в иных местах, которые тоже представляют опасность для пастыря. Пастырское служение всегда жертвенно и рискованно. “Егда бе юн, поясашеся сам, и хождаше, аможе хотяше: егда же состареешися, и воздежеши руце твои: и ин тя пояшет, и ведет аможе не хощеши” — этими словами Господь знаменовал смерть, которой Пётр прославил Бога, когда был распят на кресте и пожелал быть распятым вниз головой, а не так, как его Божественный Учитель. Через это прошли и сегодня уже вспоминаемые и отец Кирилл и отец Матфей, в старости своей пережившие немощь, болезни и невозможность сделать то, что хотели бы. Нужно помнить о том, что пастырское служение, как и христианский путь, — это всегда крест, и без креста никогда не бывает воскресения. И только крестом пришла радость всему миру.
Есть ещё удивительные слова в этом отрывке. Тогда, когда Господь восстановил Петра в апостольском достоинстве после троекратного вопрошания и сказал ему: “Иди за Мной”, тот вдруг увидел Иоанна Богослова и спросил: “А этот что?” Но Христос ответил Петру: “Если Я хочу, чтобы он пребывал до тех пор, пока Я приду, что тебе до этого? Ты за Мной иди”. В нашей жизни очень часто так бывает. Мы пытаемся сравнивать себя с кем-то, кому лучше, кто славнее, богаче, несмотря на кажущуюся нам менее благочестивую жизнь, и мы всегда спрашиваем: “Господи, а он что?” “Что тебе до него, ты иди за Мной!”, — говорит Христос Петру и говорит через это каждому из нас. В этом смысле нам не должно быть дела до того, каким путём идёт другой человек, что с ним происходит и какой промысл Божий о нём. Мы должны лишь усвоить одно — “Ты за Мной иди”, и, услышав этот глас, пойти за нашим Господом.
И ещё из этого Евангельского чтения мы видим, как очень часто люди могут переиначивать те или иные слова, понимая их по-своему, пускать разные слухи. После того как Христос ответил Петру: “Аще хощу, да той пребывает дондеже прииду”, пронеслась молва о том, что этот ученик никогда не умрёт, но Господь не сказал, свидетельствует Евангелие, что он не умрёт, а лишь сказал, что “если Я захочу что-то иное, что тебе до этого?” Очень часто люди, понимая превратно те или иные слова, не думая, не переспросив, начинают распространять что-то такое, что не соответствует действительности. И в этом нам, христианам, тоже евангельское предупреждение.
Итак, мы должны помнить о том, что жизнь наша, служение наше не может не быть жертвенным, оно не может не проходить через крест. Мы должны смотреть за собой, а не за другими людьми, памятуя о том, что Господь сказал: “Что тебе до других? Ты за Мной иди! Ты иди по пути к Жизни”. Пусть эти евангельские слова сегодня поселятся в нашем сердце, и пусть они будут заданием на какое-то ближайшее время, чтобы мы о них размышляли и проверяли себя. Я желаю, чтобы каждый из нас всегда имел, по примеру отца Кирилла, при себе Евангелие и не отвлекался на внешние раздражители, на всё то, что пытается украсть у нас время, силы и здоровье, на всё то, что борется за наше внимание. Это прежде всего информационное поле, которое пытается отвлечь нас от главного — от внимания к серьёзному, важному и первостепенному, пытается завладеть нашим временем, нашим вниманием, нашей жизнью. И пусть это время, это внимание и наша жизнь будут посвящены Богу, а для этого нужно больше общаться с Ним, нужно как можно чаще, по нескольку раз в день читать Его Божественные слова, всегда иметь при себе Евангелие и всякий раз находить свободные минуты, открывать его бесценные страницы и проникаться этими драгоценными дарами, которые Господь желает послать нам через Священное Писание».
Во время помазания архипастырь вручил каждому книгу о духовной жизни на молитвенную память. Детям — житие Иосифа Исихаста, взрослым — книгу А.И. Осипова «Путь разума в поисках истины», а монахиням и послушницам — сочинение аввы Дорофея «Душеполезные поучения и послания».
В завершение богослужения митрополит Амвросий поздравил всех присутствующих с наступающей Неделей преподобного Иоанна Лествичника и обратился со словом о монастыре:
«Казанская обитель Вышнего Волочка, некогда имевшая на своих просторах до полутысячи монахинь, среди которых было около ста поющих монахинь, и сегодня ожидает новых насельниц и всех тех, кто желает посвятить жизнь свою Господу. Я сердечно благодарю паломников, молящихся, которые любят эту святую обитель. Она гостеприимно ожидает всех желающих помолиться у её святынь каждый день, с самого раннего утра до позднего вечера. Здесь покоится известная многим блаженная Любовь, которую в народе называют Любушка Сусанинская, и чтимая схимонахиня Мария, здесь собор в честь Андрониковской иконы Божией Матери, который в своё время был создан попечением и при непосредственном участии праведного Иоанна Кронштадтского и освящён им. Всё это ожидает, конечно, возрождения так же, как возрождения ожидает весь наш народ и всё наше Отечество. И в какой-то мере наши обители, некогда славные, а потом поруганные, уничтоженные, сегодня являют собой лицо нашего народа, который ещё недостаточно набрался сил. И нужно много потрудиться, а самое главное, быть верными Богу, для того чтобы и внутренне и внешне обрести всё то, что было прежде, быть достойными того доверия, которое Бог всем нам оказывает. Я желаю всем вам, дорогая матушка игумения, сёстры обители, братья и сёстры, благословенного прохождения оставшегося пути Великого поста и Страстной седмицы и радостного Светлого Христова Воскресения».
Игумения София поблагодарила митрополита Амвросия за визит в обитель и подарила ему икону Христа Спасителя.
Справочная информация:
На богослужении митрополиту Амвросию сослужили: священник Иоанн Березюк, священник Игорь Киричук, иеромонах Нил (Головин), диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов.
Богослужебные песнопения исполнял сестринский хор монастыря.
***
В конце XVI столетия в Вышнем Волочке в одном из храмов хранилась местная святыня — список с чудотворной явленной Казанской иконы, выполненный по желанию благочестивых жителей посада.
В 1724 году оба храма сгорели, но Казанская икона чудом осталась невредимой; тогда в честь нее была построена трëхпрестольная деревянная церковь во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
В 1742 году новым пожаром Казанская церковь была уничтожена, но чудотворной иконы Богоматери нигде не могли найти. Вместо сгоревшей церкви стали строить новую. Неожиданно святая икона явилась в двух вёрстах от погоста, в безлюдном и диком месте, на пне близ трёх ключей. Перенесли её в новую церковь, но через два дня она опять исчезла. И опять её нашли на том же месте, что и в прошлый раз. Вторично переносить икону в посад не решились, и жители постановили оставить святую икону на месте её явления, устроив для неё часовню.
В холерные 1831 и 1848 годы икону переносили из часовни в город и обносили вокруг него. Всякий раз после этого болезнь ослабевала и, наконец, совсем прекращалась.
В честь этих событий жители Вышнего Волочка построили новую, более вместительную каменную часовню, которая впоследствии была обращена в храм.
1 января 1871 года сюда приехала монахиня Досифея, будущая настоятельница Казанского монастыря. Вскоре к ней начали приходить первые сёстры.
Под руководством князя А.С. Путятина на пожертвованной им земле было возведено несколько отдельных корпусов. Так возникла женская община.
8 июля 1872 года община была утверждена Священным Синодом, монахиня Досифея была назначена настоятельницей.
Через два года было начато строительство каменного собора в честь Казанской иконы Божией Матери по проекту московского архитектора А.С. Каминского. Он освящён 8 августа 1882 года.
Указом Священного Синода от 14 ноября 1881 года Вышневолоцкая Казанская община была переименована в общежительный женский монастырь с возведением монахини Досифеи в сан игумении.
За десять лет существования монастыря число сестёр увеличилось до 500. Для возведения новых жилых корпусов и других хозяйственных построек были приобретены ближайшие к монастырю участки земли. На новых участках, представлявших пустое болотистое место, были выполнены осушительные работы. Через несколько лет эти места нельзя было узнать: было выстроено 14 жилых корпусов, мельница, обширный скотный двор и служебные постройки. Также были устроены три корпуса для безвозмездной больницы, иконописной школы, коврового и башмачного заведений.
Купец Е.Н. Сивохин устроил в Казанском монастыре превосходную колокольню и в ней — храм во имя прп. Ефрема Сирина и мц. Неонилы, соименных ему и его супруге, а внизу, под этой церковью, — усыпальницу для себя и жены.
1 мая 1885 года в обитель прибыла древняя греческая святыня — Андроникова икона Божией Матери, выкупленная Е.Н. Сивохиным и привезëнная в дар монастырю.
При содействии и личном участии св. прав. Иоанна Кронштадтского, который очень почитал Андроникову икону, в обители был воздвигнут величественный храм в её честь.
Он был освящён 16 сентября 1901 года самим отцом Иоанном Кронштадтским.
Через 20 лет после своего основания Вышневолоцкая Казанская женская обитель по своему благоустройству, прекрасным храмам и зданиям, по великому числу насельниц уподоблялась величественной лавре. У нее были и три киновии: Спировская, Кашаровская и «Пятница-Бор».
В монастыре существовал приют для девочек, где воспитанницы получали духовное воспитание и обучались сестрами грамоте, пению, игре на скрипке и различным ремёслам. При монастыре имелась также школа грамоты, преобразованная в 1914 году в церковно-приходскую школу. Церковный хор монастыря насчитывал более 100 сестёр.
В 1914 году преемницей уже второй игумении стала игумения Амвросия.
После революции, когда начались гонения, игумения Амвросия претерпела тяжкие страдания. В первой половине 30-х годов, когда в монастыре хозяйничали красноармейцы, матушку забрали и повезли на допрос. Она была уже в преклонном возрасте, обременëнная многими недугами. Повозка, на которой везли настоятельницу, опрокинулась, она упала и сильно разбилась. Бесчувственную матушку привезли обратно в монастырь, где она вскоре и скончалась.
В 1918 году монастырь обязан был освободить большую часть корпусов. С сентября 1922 года в помещениях Казанского монастыря разместилась 48-я Тверская стрелковая дивизия. Всем сёстрам пришлось покинуть обитель. Новые хозяева привели соборы, колокольню, дома и другие постройки в полное разорение. Казанский собор долгое время использовали для просмотра кинофильмов, а потом превратили в склад для мусора. Великолепную колокольню использовали как водонапорную башню.
Монастырское кладбище, на котором были похоронены сёстры, благодетели и духовенство обители, а также многие известные люди и почётные граждане Вышнего Волочка, сравняли с землёй, закатали в асфальт, и разместили на нём плац, на котором многие годы маршировали солдаты, а могильными плитами вымостили дорогу к свинарнику. Осквернены захоронения настоятельниц и их сподвижниц, главных благодетелей. Была до основания разрушена церковь, в которой находилась многовековая Вышневолоцкая святыня — чудотворная Казанская икона Божией Матери. Чудотворные Андроникова и Казанская иконы Божией Матери в первой половине 30-х годов XX века были перенесены сначала в храм Вышнего Волочка, а затем в городской музей. Когда же верующим был возвращён Богоявленский собор, то передана была и Андроникова икона. Она не дождалась открытия своей обители: незадолго до начала перестройки, в 1984 году, святыня была украдена.
Определением Священного Синода от 29 января 1991 года Казанский Вышневолоцкий женский монастырь был вновь открыт, началось его возрождение. Удалось восстановить разрушенные купола соборов, остановить гибель колокольни. В ней был отреставрирован надвратный храм прп. Ефрема Сирина, единственный и поныне, где совершаются богослужения. Великолепные соборы — Казанский и Андроников, а также большинство монастырских зданий до сих пор находятся в аварийном состоянии. Памятники находятся под угрозой гибели при отсутствии срочных спасательных мер.
18 апреля 2019 года в обитель вернулся список Андрониковой иконы, выполненный сёстрами Казанского монастыря с чудотворной иконы в конце 1880-х годов ХIX века. Образ в течение столетия сохранялся в дворянской семье Ярцевых.
В обители особо почитаются блаженные старицы Любовь (Лазарева) и схимонахиня Мария (Матукасова), гробницы которых находятся в часовне святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Пресс-служба Тверской епархии