18.01.2022 | Епархия

Архиерейские службы Навечерия Богоявления прошли в кафедральном соборе Твери

Праздник Богоявления, подобно празднику Рождества Христова, предваряется Навечерием, или сочельником. В воспоминание Иорданского события Святая Церковь совершает чин Великого освящения воды. Освящение воды совершается в воспоминание Крещения Господня, а также крещения oглашенных, которое в древности совершалось накануне Богоявления.

18 января, в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), в Воскресенском кафедральном соборе Твери были совершены Великие Царские часы, изобразительны, Великая вечерня с Литургией святителя Василия Великого и Великое освящение воды. Богослужения совершил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий в сослужении соборного духовенства.

После Евангелия на Божественной литургии архипастырь обратился к молящимся с проповедью:

С проповеди Иоанна, с его гласа, вопиющего в пустыне о близости Царствия Божиего, с его крика «Покайтесь!» и начинается Новый Завет. И вот этот Новый Завет начинается с предостережения людям, живущим во времена этого Завета. То есть и нам с вами. И предостережение это звучит так: «Бог может сделать из этих камней детей Аврааму, всякое дерево, не приносящее доброго плода, будет ввержено в огонь» (ср.: Мф 3:9–10). То есть не по названию «христианин», а по делам и плодам мы будем судимы. Не за соблюдение закона, правил, религиозных предписаний и традиций, которые с очевидностью для всех соблюдали фарисеи и саддукеи, причем соблюдали очень ревностно, а за плоды христианской жизни мы будем помилованы или отвергнуты Судией мира в страшный день Суда.

За Литургией были вознесены прошения о прекращении губительного поветрия, молитвы о врачах и болящих, о восстановлении Спасо-Преображенского собора г. Твери. 

Архипастырь поздравил всех пришедших на совместную молитву с приближающимся праздником Богоявления — Крещения Господня: 

Милость Божия, что мы можем с вами быть в этот день в храме. В моей жизни было два таких запомнившихся мне случая, когда в праздник Крещения Господня я не мог быть в церкви. Один раз — когда я служил в армии и находился в это время в комендатуре, в карауле, всю ночь простоял на посту, а потом утром нас подняли по тревоге. Рано утром, в то время, когда совершалось богослужение, мы выехали по этому вызову, а когда возвращались уже, проезжали мимо Харьковского Благовещенского кафедрального собора. Немного приоткрыв брезент машины, я увидел людей, выходящих из храма, и, конечно, услышал колокольный звон — закончилось богослужение, и множество людей, набрав святой воды, уносили ее в свои жилища. Для меня и это была огромная милость Божия, потому что для верующего человека, конечно, очень сложно находиться вне храма тогда, когда вся Церковь совершает особое торжество. 

В прошлом году из-за посетившего многих сегодня заболевания я тоже не смог находиться в храме. Конечно, для меня это была великая скорбь. А сегодня — великое утешение. Я не понимаю тех людей, которые не пользуются возможностью быть в церкви, пока они живы и здоровы. Они сами себя окрадывают, они сами себя обедняют. И я приветствую и поздравляю всех, кто сегодня пришел возблагодарить Бога за ту благодать, которую Он посылает нам ежегодно в этом Великом освящении воды, и за возможность быть вместе с Ним, молиться за Литургией и причащаться Святых Христовых Таин, принимать все те дары, которыми Он в изобилии обогащает Свое творение.

Глава Тверской митрополии вручил Патриаршую награду — Орден Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского III степени игумена Иова (Тараканова), клирика Воскресенского собора г. Твери, — во внимание к трудам во благо Святой Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения. 

Во время Великого освящения воды читались молитвы о благословении Божием над водой и наитии на нее Святого Духа, чтобы Он даровал ей силу очищения и исцеления. Совершалось троекратное погружение в воду креста — во образ погружения Господа в воды Иордана.

Освящение Великой агиасмы (святой Крещенской воды) совершается дважды — накануне праздника Богоявления и в сам день праздника после Литургии. Чинопоследование освящение воды в обоих случаях совершается одинаковое, разницы в свойствах воды нет.

Перед освящением воды была приготовлена тысяча маленьких сосудов с водой из источника «Святой ключ», именуемого в народе «Здоровец», с. Ельцы Покровского подворья Богородицкого Житенного монастыря. 

Освященная вода передана через Отдел по социальному служению и благотворительности Тверской епархии в больницы г. Твери для врачей, персонала и больных, а также в социальные учреждения города. Вместе с Крещенской водой митрополит Амвросий передал для находящихся в больницах города 100 Евангелий и 200 книг духовного содержания. 

По благословению правящего архиерея во всех благочиниях епархии в дни празднования Крещения Господня будет осуществлена передача Крещенской воды в больницы и социальные учреждения области.

Справочная информация:

Митрополиту Амвросию сослужили: иеромонах Агапит (Евдокимов), архимандрит Сергий (Швырков), игумен Иов (Тараканов), диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов. 

За богослужением пел московский мужской хор.

***

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего Таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Несколько молитв для этого чина написал святитель Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается святителю Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и священномученик Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: “И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу”».

Крещенским сочельником заканчиваются Рождественские святки — праздничные дни после Рождества Христова. Само название «Крещенский сочельник» происходит от слова «сочиво». Это постное блюдо из пшеницы или риса с медом и фруктами. Крещенский сочельник — день строгого поста. Православные христиане в этот день не только набирают святую воду, но и исповедуются, причащаются, чтобы духовно обновленными встретить наступающий праздник Богоявления.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.