18.01.2022 | Святые

Новозаветное предостережение

Мы услышали евангельское повествование о времени жизни Иоанна Предтечи, предшествовавшем Крещению Господню, которое мы начинаем сегодня молитвенно  праздновать. Услышали о правителях того времени и вместе с рассказом о них можем представить себе моральное состояние общества тех лет. Общества, которое своею проповедью обличал Предтеча. Это было общество политических интриг, убийств, кровосмешения, с одной стороны, а с другой — глубоко религиозное общество, религиозное, можно сказать, до крайности, готовое убивать и преследовать за веру. Именно к таким людям, заблудившимся людям, пришел Иоанн Предтеча, пришел и Богочеловек Христос.

Речь Предтечи была пламенна и сильна, многие толпы народа приходили к нему, чтобы креститься и услышать его проповедь о Грядущем, Сильнейшем, чем сам Предтеча. Во время, когда сила и слава были сосредоточены в руках корыстолюбивых и властолюбивых правителей, он громогласно возвещал иное Царствие, жизнь, устроенную по другим принципам — принципам добра, милосердия, справедливости и любви. Он говорил об иной силе и иной славе, о Мессии, Который грядет, дабы крестить Духом Святым и огнем.

Это было великое пророческое служение Иоанна. Пламенное служение, которое ничто не в силах удержать — ни земные угрозы, ни земная власть, ни страх смерти и истязаний. Как некогда писал о внутреннем огне Божественного призвания пророк Иеремия, «Я сам себе порою говорю: “Забуду Господа, не буду больше я говорить от имени Его”, но каждый раз, когда я мысль такую допускаю, Господняя весть как будто огонь меня сжигает изнутри, она словно огонь в моих костях. Устал я, пытаясь весть Господнюю сдерживать внутри себя, я больше не в силах ее в себе хранить» (Иер 20:9).

С проповеди Иоанна, с его гласа, вопиющего в пустыне о близости Царствия Божиего, с его крика «Покайтесь!» и начинается Новый Завет. И вот этот Новый Завет начинается с предостережения людям, живущим во времена этого Завета. То есть и к нам с вами. И предостережение это звучит так: «Бог может сделать из этих камней детей Аврааму, всякое дерево, не приносящее доброго плода, будет ввержено в огонь» (ср.: Мф 3:9–10). То есть не по названию «христианин», а по делам и плодам мы будем судимы. Не за соблюдение закона, правил, религиозных предписаний и традиций, которые с очевидностью для всех соблюдали фарисеи и саддукеи, причем соблюдали очень ревностно, а за плоды христианской жизни мы будем помилованы или отвергнуты Судией мира в страшный день Суда.

Давайте помнить об этом в дни Крещения Господня, завершающие период Святых дней по Рождестве Христовом. Помнить о том, что ничто внешнее — традиции праздника, трапеза или окунание в воду — не способны ничего прибавить к нашему спасению. И лишь голос Предтечи, призыв «Покайтесь!» и наш действенный ответ на этот призыв способны изменить нашу участь в вечной жизни. 

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 18 января 2022 года. Навечерие Богоявления. Воскресенский кафедральный собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.