Праздник Богоявления, подобно празднику Рождества Христова, предваряется Навечерием, или сочельником. В воспоминание иорданского события Святая Церковь совершает чин Великого освящения воды. Освящение воды совершается в воспоминание Крещения Господня, а также крещения oглашенных, которое в древности совершалось накануне Богоявления.
18 января, в Крещенский сочельник, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил Богородицкий Житенный женский монастырь в Осташкове. Архипастырь совершил в надвратной церкви Великие Царские часы, изобразительны, вечерню с Литургией святителя Василия Великого, а также Великое освящение воды.
На богослужении пел детский хор «Голубка» под руководством Юлии Цымбал.
За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Елисавета (Евдокимова), сестры и воспитанники социальной гостиницы «Дочки-Матери» при обители, а также труждающиеся на благо обители.
После чтения Евангелия на Литургии митрополит Амвросий произнес проповедь:
В истории человечества нет ничего нового. Всё, что было прежде, будет и в наших жизнях, будет и после нас, до тех пор, пока Бог благоволит времени идти. Были нечестивцы и праведники, были безумные богачи и добрые самаряне, были Иоанн Креститель и Ирод, казнивший его. И мы знаем об этих людях самое важное — мы знаем о моменте их выбора. Когда был выбор помочь или нет — и человек помог. Когда был выбор убить или нет — и человек убил. Потому что такой выбор в решительную минуту, в момент, когда Бог приходит к нам в образе бедняка, больного или заключенного, — и будет главным в очах Божиих, на весах Страшного Суда и даже в книге истории человеческой.
На сугубой ектении возносились молитвы об Отечестве и о восстановлении мира, о ктиторах и благодетелях обители.
Вынимая частицу из просфоры во время пения Херувимской песни, митрополит Амвросий произнес покаянную молитву о мире. Архипастырь помолился о гонимых на Украине христианах — архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах Украинской Православной Церкви, вынул частицы из просфор о здравии именинниц — насельниц обители монахинь Аполлинарии и Синклитикии, поименно — о болящих, о находящихся в заключении, а также помянул новопреставленных, православных воинов и мирных жителей, в нынешней брани убиенных.
По запричастном стихе детский хор спел рождественские колядки.
По заамвонной молитве был совершён чин Великого освящения воды. Архипастырь окропил агиасмой храм и всех присутствующих в нём.
Освящение Великой агиасмы (святой Крещенской воды) совершается дважды — накануне праздника Богоявления и в сам день праздника после Литургии. Чинопоследование освящения воды в обоих случаях совершается одинаковое, разницы в свойствах воды нет.
В конце богослужения митрополит Амвросий поздравил всех пришедших на совместную молитву с праздником Богоявления — Крещения Господня:
Сегодня мы сподобились Великого освящения воды, текущей, как сказано, в жизнь вечную. Будем же освящаться теми средствами, которые нам дает Господь, и не пренебрегать ими, потому что именно через освящение и совершается преображение на земле и спасение в вечности человека».
По окончании богослужения митрополит Амвросий поздравил монахинь Синклитикию и Аполлинарию с днем тезоименитства и каждой подарил просфору и подарок.
Во время трапезы воспитанники обители пропели колядки. Митрополит Амвросий поблагодарил детей, каждого благословил и вручил ребятам рождественские подарки.
Вечером, в 18 часов, митрополит Амвросий совершит праздничное бдение в Богоявленском соборе Нило-Столобенской пустыни, а в полночь с 18 на 19 января возглавит в нем Божественную литургию, по заамвонной молитве которой владыка митрополит, братия и паломники обители крестным ходом пройдут на озеро Селигер для совершения чина Великого освящения воды.
По благословению правящего архиерея во всех благочиниях епархии в дни празднования Крещения Господня будет осуществлена передача Крещенской воды в больницы и социальные учреждения области.
На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Владимир Цымбал, священник Сергий Будков, священник Димитрий Кривошеинов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, иеродиакон Антоний (Шкурметов).
Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего Таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Несколько молитв для этого чина написал святитель Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается святителю Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и священномученик Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: “И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу”».
Крещенским сочельником заканчиваются Рождественские святки — праздничные дни после Рождества Христова. Само название «Крещенский сочельник» происходит от слова «сочиво». Это постное блюдо из пшеницы или риса с медом и фруктами. Крещенский сочельник — день строгого поста. Православные христиане в этот день не только набирают святую воду, но и исповедуются, причащаются, чтобы духовно обновленными встретить наступающий праздник Богоявления.
Пресс-служба Тверской епархии