18.01.2023 | Церковь и мир

С чего начинается покаяние 

В истории человечества нет ничего нового. Видимо, мы, люди, не способны выдумать чего-то такого, чего не было прежде нас. В жизни обществ и стран тоже нет ничего нового. Евангелист Лука открывает третью главу своего Евангелия описанием политического ландшафта времени, когда Господь наш Иисус Христос и Иоанн Креститель выходят на свою общественную проповедь. 

Ирод Великий, который правил в то время, когда родился Господь, был нечестивым правителем. Его личная жизнь была весьма сомнительной. У него было десять жен, и на некоторых он женился, чтобы укрепить свое политическое положение. Он убил свою жену Мариамну, принцессу династии Макковеев. Она тоже пыталась его убить, ведь в то время не было процедур выборов, их заменяли отравления. Ирод убил двух своих сыновей, Александра и Аристовула, за то, что они пытались отравить его. 

Но этого Ирода называют Великим. Такова наша, поврежденная грехом,  человеческая природа — природа людей, боготворящих тиранов и желающих человеческой власти над собой. Ирод совершил великие дела во время своего царствования. Например, расширил и достроил Иерусалимский храм и вообще очень благосклонно относился к религии, которую видел опорой своей власти. 

Когда Ирод Великий умер, царство его было разделено на четыре части, тетрархии, которыми стали править тетрархи. Сын Ирода, Ирод Антипа, правил Галилеей, его брат Филипп правил к востоку от Иордана. Филипп женился на своей же племяннице Иродиаде, у них была дочь Саломея. Иродиада развелась с Филиппом и вышла замуж за другого своего дядю, Ирода Антипу. И этот брак публично обличал Иоанн Предтеча, что и привело к его аресту, а затем — и к смерти.

Человеческая история всегда была полна нечестивых и корыстных лидеров, золотых тельцов, убийств и жажды власти. И во время, как кажется, наиболее злых и нечестивых властителей приходят пророки и святые. В такое время, одно из самых темных времен человеческой истории, пришел и Христос. Он принес другое понимание силы и славы, отличное от тех, которые были сформированы человеческим грехом и честолюбием. И в это же время, время нечестия и властолюбия, но и время невероятных поисков Бога человеком, пришел пророк Иоанн, пришел подобно древним пророкам. И если Илия и пророки Ветхого Завета приходили в города из пустынь, чтобы провозгласить божественные слова, то чтобы послушать Иоанна люди из городов и весей шли в пустыню, навстречу его голосу. 

Покаяние начинается не с положительной самооценки, а с честного и трезвого самоосознания. И потому Иоанн не скупился на слова, говоря приходящим: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» Иоанн Предтеча показывал людям, что они нуждаются в Божией благодати. Он говорил о покаянии. Некоторым кажется, что это слово имеет негативный оттенок, связанный с преступлением, но на самом деле это самое позитивное понятие, какое только можно себе представить. Покаяться — значит в один момент обратиться к Богу. Это не открытие какой-то новой страницы жизни, не начало нового дела «с понедельника», это выход из тьмы к свету Божиему. И внешним действием такого поворота было крещение в воде.

Религиозные руководители того времени учили, что быть праведным перед Богом — это процесс тщательного соблюдения законов. Вы должны были выглядеть, говорить, вести себя определенным образом, как они. Это была праведность, основанная на внешнем, которая не учитывала внутреннего мира отдельных людей. Иоанн сделал покаяние немедленным и доступным. Всё, что нам нужно сделать, это повернуться. Вы можете сделать миллион шагов от Бога, но это только один шаг назад. Крещение было осязаемым знаком этого внутреннего поворота. Это было «духовное омовение», чтобы направить их на новый курс. Иоанн иллюстрирует истину, которая ясно сияет во всём Евангелии от Луки: заблудшие люди важны для Бога.

В истории человечества нет ничего нового. Всё, что было прежде, будет и в наших жизнях, будет и после нас, до тех пор, пока Бог благоволит времени идти. Были нечестивцы и праведники, были безумные богачи и добрые самаряне, были Иоанн Креститель и Ирод, казнивший его. И мы знаем об этих людях самое важное, мы знаем о моменте их выбора. Когда был выбор помочь или нет — и человек помог. Когда был выбор убить или нет — и человек убил. Потому что такой выбор в решительную минуту, в момент, когда Бог приходит к нам в образе бедняка, больного или заключенного, — и будет главным в очах Божиих, на весах Страшного Суда и даже в книге истории человеческой. 

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
18 января 2023 года.
Навечерие Богоявления Господня.
Житенный монастырь, Тверская облас
ть.


*Картина А. А. Иванова. «Явление Христа народу»

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.