23.06.2023 | Церковь и мир

Анна Кашинская в творчестве А. А. Ахматовой

В 1922 году Анна Андреевна Ахматова пишет стихотворение «Причитание», посвященное драматической актрисе Валентине Андреевне Щеголевой (1878-1931). В нем она, рисуя картину прошлых лет, рассказывает:

И выходят из обители.
Ризы древние отдав.
Чудотворцы и святители,
Опираясь на клюки.
Серафим — в леса Саровские
Стадо сельское пасти.
Анна — в Кашин уж не княжити.
Лен колючий теребить.

Не вызывает сомнения, что эти строки выражают интерес поэта не только к истории своей страны, но также и к истории тверского края. Особое родство Ахматова ощущает с бежецкой землей, где она бывала каждое лето с 1911 по 1917 год включительно и куда приезжала еще несколько раз в 20-е годы. Об этом крае она пишет:

Приду туда и отлетит томленье.
Мне ранние приятны холода.
Таинственные темные селенья —
Хранилища молитвы и труда.
Спокойной и уверенной любови
Не превозмочь мне к этой стороне:
Ведь капелька новогородской крови
Во мне — как льдинка в пенистом вине,
И этого никак нельзя поправить,
Не растопил ее великий зной,
И что бы я ни начинаю славить —
Ты, тихая, сияешь предо мной.
1916 год

В этом выражении «капелька новогородской крови» А. А. Ахматова намекает на былую принадлежность Бежецкого Верха к древнему Новгороду. Мать Ахматовой — Инна Эразмовна (1852-1930) происходила из старинной дворянской фамилии Стоговых, которые вели свою родословную от новгородских бояр. «Стоговы, — отмечала в автобиографических записках А. А. Ахматова, — были небогатые помещики Можайского уезда Московской губернии, переселенные туда за бунт при Марфе Посаднице. В Новгороде они были богаче и знатнее»(1).

Не случайно древнему русскому городу на Волхове А. А. Ахматова посвятила стихотворение «Пустых небес прозрачное стекло…» (1914), в котором писала:

А город помнит о судьбе своей:
Здесь Марфа правила, и правил Аракчеев.

Названные поэтом исторические личности связаны не только с Новгородом, но и с бежецкой землей. Известно, что до 1830-х годов в Воскресенском соборе Бежецка находилась икона Преподобной Марфы, по преданию, подаренная Марфой Посадницей, находившейся в ссылке в селении Бежицы, и икона «Святые Алексий и Анастасия». Это — дар собору графа Алексея Андреевича Аракчеева и его тетки Анастасии Никитичны Жеребцовой. Всесильный временщик родился в селе Курганы Бежецкого уезда и два-три раза в год, а иногда и чаще, приезжал в Бежецк(2). В этом же храме находилась и икона «Святого благоверного князя Михаила Тверского и благоверной княгини Анны Кашинской»(3).

Несомненно, эти иконы в главном храме города видела А. А. Ахматова. В стихотворении «Бежецк» она отмечала одну характерную особенность местных культовых сооружений «Там белые церкви…» Белого цвета был и бежецкий Воскресенский собор, где находились эти святыни. Можно предположить, что А. А. Ахматова поднималась по крутой лестнице на соборную колокольню, поскольку увидеть, как «вьюги сухие взлетают с заречных полей» (стихотворение «Бежецк», полный текст), можно только с довольно высокого места, что отмечал еще в середине XIX века известный историк, издатель журналов «Москвитянин» и «Московский вестник» М. П. Погодин. Он писал, что при осмотре собора он «всходил на колокольню по согнившей лестнице, и с колокольной площадки, без перил, любовался прекрасным видом на заречье»(4).

Еще за два года до приезда А. А. Ахматовой на тверскую землю некоторые бежечане принимали участие в открытии мощей Анны Кашинской, совершали крестный ход из Бежецка в Кашин, встречали из Кашина вдовствующую императрицу Марию Федоровну, которая на короткое время останавливалась в Бежецке(5). Не вызывает сомнения, что эти важные для провинциального города события были известны и Ахматовой. Интерес поэта к Анне Кашинской, вполне возможно, вызван и личными мотивами. А. А. Ахматова родилась 11 июня по старому стилю (23 июня по новому), то есть за один день до первого перенесения мощей (1649 г.) святой из Успенского собора города Кашина в Воскресенский. В честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой ее назвали Анной. А это по церковной традиции означает, что, несмотря на восстановление почитания святых мощей благоверной княгини Анны Кашинской только в 1909 году, она, жена великого тверского князя Михаила Ярославича (1271-1318), мученически убитого в Орде, является небесным покровителем поэта.

После смерти мужа Анна Дмитриевна Кашинская (ок. 1280-1368) постриглась в монахини в тверском Софийском монастыре. «Но, — как сообщает «Тверской патерик», — несчастье одно за другим преследовало ее: в 1325 году из Орды привезли тело убитого старшего ее сына Дмитрия, великого князя, а затем, оттуда же доставлены были растерзанные тела ее другого сына (Александра) и внука Федора»(6). Младшему сыну Василию удалось убедить Анну Дмитриевну переселиться к нему в удел — город Кашин, где для нее был построен Успенский женский монастырь, в котором она приняла схиму с прежним именем Анна и там же скончалась.

Печальная, страдальческая судьба тверской княгини, как и образы других женщин, постригшихся в монахини, — Евдокии Дмитриевны (в иночестве Ефросинья), великой княгини, жены Дмитрия Донского, великого князя Московского и всей Руси (см. стихотворение «Плотно сомкнуты губы сухие…» — «Так лежала княжна Евдокия на душистой сапфирной парче…»), «царица Авдотья» («Поэма без героя»), в иночестве Елена, первая жена Петра Первого, нашли непосредственное отражение в творчестве А. А. Ахматовой. Ее стихи перекликаются с акафистами, посвященными Анне Кашинской. «Радуйся, светило милосердия, над градом нашим восходящее: радуйся, звезда утренняя, присно радость нам возвращающая»(7). У Ахматовой:

И стоит звезда большая
Между двух стволов,
Так спокойно обещая
Исполненье снов.
«Как невеста получаю…»

«Радуйся, яко богатый молитвою обогати тя благодатию своею»(8).

Да, не страшны ни море, ни битвы
Тем, кто сам потерял благодать.
Оттого-то во время молитвы
Попросил ты тебя поминать.
«Ты — отступник: за остров зеленый…»

«Радуйся, росо орошающая и оживляющая страну твою»(9).

Ты, росой окропляющий травы,
Вестью душу мою оживи,
Не для страсти, не для забавы,
Для великой земной любви.
«Эта встреча никем не воспета…»

После пребывания на тверской земле героиней стихотворений А. А. Ахматовой, в отличие от ее первого сборника «Вечер», часто становятся не персонажи европейской буффонады (Пьеретта, Алиса и т. д.), а чрезвычайно религиозная, несчастная женщина, живущая если не в монастыре, то в заточении:

Много нас таких бездомных,
Сила наша в том,
Что для нас, слепых и темных,
Светел божий дом,
И для нас, склоненных долу,
Алтари горят,
Наши к божьему престолу…
«Будешь жить, не зная лиха».

У А. А Ахматовой встречается и такой сюжет. Ее героиня потеряла близкого ей человека:

И брат мне сказал: настали
Для меня великие дни.
Теперь ты наши печали
И радость одни храни.
Как будто ключи оставил
Хозяйке усадьбы своей,
А ветер восточный славил
Ковыли приволжских степей.
«Тот август, как желтое пламя…»

В этом стихотворении события одной эпохи (первая мировая война) накладываются на другую, более древнюю — борьбу русского народа против монголо-татар. Театр военных действий 1914-1918 годов никогда не продвигался до берегов Волги. Поэтому выражение «ковыли приволжских степей» можно расшифровать как предполагаемое место гибели великого князя Михаила Тверского. А это означает, что одна из героинь творчества А. А. Ахматовой имеет сходство с великой княгиней Анной Кашинской:

Никто мне не скажет, что жертва мала,
Что славнее прожили другие.
Я Господу сердце свое отдала,
А милого друга — России.

Почти через двадцать лет у поэта появятся такие строки об участниках Великой Отечественной войны:

Вот о вас и напишут книжки,
«Жизнь свою за други своя».
Незатейливые парнишки, —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, —
Внуки, братики, сыновья!
«Победителям»

Многие исследователи творчества А. А. Ахматовой считают, что в этом стихотворении поэт неточно цитирует «Евангелие»(10), где Иисус Христос говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». На самом деле она, вероятно, цитирует «Повесть о святом благоверном князе Михаиле Ярославиче Тверском», где великий князь говорит: «Братия! Слышали, что глаголет Господь в Евангелии: кто положит душу свою за други своя, тот велик наречется в царстве небесном»(11). Известно, что у А. А. Ахматовой до ее эвакуации в Ташкент был двенадцатитомник «Жития святых»(12), в котором были опубликованы сведения из повести о Михаиле Ярославиче Тверском.

В трудные для страны времена первой и второй мировых войн лирическая героиня А. А. Ахматовой, как, наверное, и она сама, готова принести себя в жертву:

Вдруг запестрела тихая дорога,
Плач полетел, серебряно звеня…
Закрыв лицо, я умоляла Бога
До первой битвы умертвить меня.
«Памяти 19 июля 1914»

Она, как и Анна Кашинская, любит свою землю, свой удел, свои родные иконы и молится:

Дай мне долгие годы недуга.
Задыханье, бессонницу, жар.
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за своей литургией,
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
«Молитва»

Героиня Ахматовой представляется нам не только женщиной, убитой горем, но человеком, боль которого чудесным образом переплавляется в силу:

И та, что сегодня прощается с милым.
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
«Клятва»

Не случайно стихи А. А. Ахматовой имеют очень древние поэтические традиции. В них есть элементы молитвы, причитания, божественного откровения. К ее творчеству люди часто обращаются самые критические моменты их жизни. Известно, как были распространены стихи поэта в годы Великой Отечественной войны среди воинов, блокадников, работников тыла. Известны её стихи, записанные на бересте одной заключенной. Ее поэзия помогала людям выстоять…

Обращение А. А. Ахматовой к конкретным историческим реалиям, к духовному наследию русских святителей и, в частности, к судьбе Анны Кашинской позволили ей передать тончайшие особенности нашего бытия и ощутить непреходящую ценность жизни. И мы благодарны поэту за свободное и чистое «великое русское слово», за которое «не страшно под пулями мертвыми лечь, не горько остаться без крова…»

Примечания

Опубликовано в печати в сборнике «Великий князь Тверской и Владимирский Михаил Ярославич: личность, эпоха, наследие». Международная научная конференция. Тверь, 1998.

1. Ахматова А. А. Сочинения в 2-х томах, т. 2. М., 1986, стр. 240.

2. Постников И. Н. Граф А. А Аракчеев в Бежецке. Тверь, 1913, стр. 3-5.

3. Хильтов И. А. Крестный ход из Бежецка в г. Кашин. Тверь, 1909, стр. 4.

4. Погодин М. П. Путевые заметки. «Москвитянин», 1848, № 11-12, стр. 112.

5. Самохвалов А. Н. Мой творческий путь. Л.. 1977, стр. 51.

6. Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Казань, 1907. Репринт. Тверь, 1991, стр. 14.

7. Акафист Св. Благоверной княгине Анне Кашинской. СПб., 1910, стр. 23.

8. Акафист. Указ. соч., стр. 13.

9. Акафист. Указ. соч., стр. 31.

10. Евангелие от Иоанна, 15. 13.

11. Повесть о святом благоверном великом князе Михаиле Ярославиче Тверском. Пер. В. З. Исакова. Тверь, 1991, стр. 3-4.

12. Томашевская З. Б. «Я — как петербургская тумба». В кн.: Об Анне Ахматовой. Л., 1990, стр. 427.

Источник: http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/kritika/senin-anna-kashinskaya-v-tvorchestve-ahmatovoj.htm

Об авторе этой статьи
Сергей Иванович Сенин

(10.09.1954 – 03.03.2018)

Сергей Иванович Сенин родился 10 сентября 1954 года в деревне Субботиха Бежецкого района Калининской [Тверской] области. 

В 1974 году окончил Бежецкий машиностроительный техникум. Любовь к краеведению и литературный талант привели его в бежецкую районную газету «Путь коммунизма» и многотиражные газеты Вологды и Санкт-Петербурга. 

Своё литературное мастерство он оттачивал на факультете журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, который успешно окончил в 1982 г. 

Сергей Иванович автор-составитель сборников научных статей «Дни Л.Н. Гумилёва в Бежецке» (1994) и «Гумилёвы и Бежецкий край» (1995) и книг: «Бежецкая старина в открытках, фотографиях и рисунках» (1996), «В долинах старинных поместий…» (2002), «Царское село Анны Ахматовой: адреса, события, люди» (2009), «Тихие песни: Бежецкий край в русской поэзии» (2013). 

В 2015 году он стал лауреатом Всероссийской литературной премии им. В.Я. Шишкова за книгу «Тихие песни: Бежецкий край в русской поэзии». Член Союза писателей Российской Федерации. 

Основные мотивы творчества — история Тверского края, изучение творчества и биографии всех членов знаменитых семей выдающихся представителей русской науки и культуры на бежецкой земле. 

За большую исследовательскую работу по жизни и творчеству Николая Гумилёва, Анны Ахматовой и Льва Гумилёва в 2017 году он стал лауреатом Всероссийской литературной премии им. Николая Гумилева. 

Сергей Иванович жил в Санкт-Петербурге, но никогда не забывал делиться своими находками с земляками. Бежецкие краеведы помнят и уважают Сергея Ивановича Сенина.

Источник: http://bezheck.tverlib.ru/node/1413

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.