16.04.2021 | Епархия

Акафистное пение утрени субботы Похвалы Пресвятой Богородицы

16 апреля, накануне праздника Похвалы Божией Матери, субботы Акафиста, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил утреню с чтением акафиста Божией Матери в Воскресенском кафедральном соборе Твери. Главе митрополии сослужило духовенство собора.

Акафист состоит из 12 икосов, или хвалебных строф, с восклицанием Богородице «Радуйся», и 12 кондаков, завершающихся пением «Аллилуйя». На богослужении Акафист делится на четыре части — по 3 кондака и 3 икоса. Для чтения частей Акафиста священнослужители выходят через Царские врата и встают перед помещённой в центре храма иконой Божией Матери.

Примечательно, что в Греческих Церквах акафист Богородицы тоже делится  на 4 части, но распределяется по седмицам Великого поста, начиная со второй,  и в канун праздника Похвалы Богородицы прочитывается его последняя часть, Таким образом верующие приходят в храмы каждую седмицу и поют одну из частей акафиста. 

Акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе, победительная…» стал началом новой гимнографической традиции в VI–VII веках. Это единственный акафист, который вписан в богослужебный устав и включён в церковную службу. На протяжении всего Акафиста благозвучно повторяются слова Архангельского приветствия Приснодеве Марии: «Радуйся!».

Акафист на утрене в Воскресенском кафедральном соборе пели все служащие священнослужители и молящиеся в храме. 

Со следующего года по благословению митрополита Амвросия утреня субботы Похвалы Богородицы станет соборным для всего тверского духовенства богослужением.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Справочная информация:

За богослужением митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию сослужили: иеромонах Агапит (Евдокимов), протоиерей Михаил Королёв, священник Сергий Будков, священник Антоний Пласичук, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов. 

Богослужебные песнопения исполнял смешанный хор собора под управлением игумена Иова (Тараканова).

***

Акафист Пресвятой Богородице — хвалебный гимн в честь Пресвятой Девы Марии, сочинённый в Византии, по разным предположениям, в период между V и VII вв., или, во всяком случае, в ранневизантийскую эпоху. Авторами могли быть прп. Роман Сладкопевец (VI в.), Георгий Писидийский (VII в.), патриарх Сергий (VII в.) и др. Греческое слово «Акафистос» означает буквально «неседален», т.е. песнь, во время которой не сидят, что указывает на её изначальное богослужебное применение. Однако термин «акафист» далеко не сразу стал обозначением гимнографического богослужебного жанра (подобно тропарю, стихире, канону и т.п.). Произошло это после того, как по образцу и в подражание первого и долгое время единственного в своем роде «Акафиста Пресвятой Богородице» стали сочинять другие, повторяющие его формальную структуру гимны, которые также стали называть акафистами — Господу Иисусу Христу, Божией Матери в связи с различными Её иконами и праздниками, а также святым, — весьма различные по своей богословской и поэтической ценности. Особенно акафистное творчество развилось во II-м христианском тысячелетии, в том числе в православной России, сохраняя своё значение и доныне.

В современной богослужебной жизни Православной Церкви византийский Акафист Пресвятой Богородице продолжает занимать пер­венствующее и исключительное положение, о чём свидетельствует тот факт, что он, единственный из всех акафистов, вписан в богослужебный устав. Его твердое место — в Постной Триоди, на утрене субботы пятой седмицы Великого поста, в связи с чем эта суббота называется «Суббота Акафиста» или «Похвала Пресвятой Богородицы».

Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.