13.06.2022 | Архиереи

Варсонофий II Казанский, святитель

1567 — 1570


Из семьи священника, помогал отцу за богослужением, готовился к принятию священного сана, учил прихожан грамоте. В мае 1512 г., во время набега крымских ордынцев под командованием царевичей Ахмата и Бурнаша, сыновей хана Менгли-Гирея, попал в плен, был увезен в Крым, продан в рабство, через 3 года выкуплен отцом. Живя в Крыму, овладел татарским языком. Согласно обету, созревшему еще в плену, поехал в московский Андроников монастырь и принял там постриг с именем Варсонофий. В обители Варсонофий познакомился с свт. Акакием, епископом Тверским, предсказавшим, что тот будет его преемником на кафедре.

В 1544 г. митрополит св. Макарий назначил Варсонофия игуменом Никольского Песношского мон-ря. В 1553 г. на пути в Кириллов Белозерский в честь Успения Богородицы монастырь Песношскую обитель посетил царь Иоанн IV Васильевич, обративший внимание на Варсонофия — опытного настоятеля, знатока татарского языка и обычаев. В 1555 г. Варсонофий, возведенный в сан архимандрита, вместе со святыми архиепископом Гурием (Руготиным) и архимандритом Германом (Садыревым-Полевым) был направлен в новоучрежденную Казанскую епархию для основания монастыря. 31 июля того же года (по др. данным, 27 июля) вместе с иноками Песношского монастыря Тихоном, Феодоритом, Иовом, Андроником и Сильвестром, а также иноком Андроникова монастыря Симеоном Варсонофий прибыл в Казань, около 1557 г. иноки основали казанский в честь Преображения Господня монастырь, вскоре Варсонофий освятил первый монастырский храм — каменную теплую церковь во имя свт. Николая Чудотворца (Ратного) с трапезной, немного позднее — собор в честь Преображения Господня. В 1565 г. братия монастыря, в котором с самого начала была учреждена архимандрития, насчитывала около 100 человек, обитель имела обширные вотчины, 3 села и 7 деревень, получала ругу (чтобы «старцы не нужны были руками работати и землю орати… а да орют сердца, сеют словеса Божия»). Варсонофий занимался миссионерством среди татар, чему способствовало знание им татарского языка. Святой тайно от всех носил вериги, благодаря его способности исцелять душевные и телесные недуги имя его стало известно далеко за пределами Казани; немало больных, приходивших к нему за врачеванием, принимали христианство. До 1918 г. в Преображенском монастыре хранился написанный Варсонофием устав монастыря (не сохранился). 4 декабря 1563 г. Варсонофий совершил чин отпевания свт. Гурия, архиепископа Казанского.

В 1567 г. в Москве митрополит св. Филипп (Колычев) хиротонисал Варсонофия во епископа Тверского и Кашинского. Несмотря на епископский сан, Варсонофий оставался смиренным подвижником, каким был в Песношской обители и в Казани. Дни он проводил в трудах, ночи — в молитве, отдыхая шил клобуки, которые дарил инокам и епископам, непрестанной молитвой врачевал телесные и душевные болезни обращавшихся к нему. В 1570 г. Варсонофий удалился на покой и вернулся в казанский Преображенский монастырь, где и скончался. Святитель был погребен Казанским архиепископом Тихоном у алтаря Преображенского собора, рядом со свт. Гурием.

4 октября 1595 г. при подготовке к строительству нового храма мощи обоих святителей были обретены нетленными. По указу Патриарха св. Иова Варсонофий и Гурий были канонизированы. Мощи Варсонофия находились в Преображенском соборе, в южном приделе во имя святителей Варсонофия и Гурия. В сентябре 1918 г., после закрытия монастыря, святые мощи перенесли в собор Богородицкого женского монастыря, закрытого в 1929 г. Современное местонахождение мощей Варсонофия неизвестно. В фондах Национального музея Республики Татарстан хранятся позолоченные серебряные детали раки.

По повелению царя Феодора Иоанновича и Патриарха Иова житие святителей Гурия и Варсонофия составил Казанский митрополит сщмч. Ермоген (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси), который хорошо знал Варсонофия, будучи еще священником Никольского Гостинодворского храма в Казани. Рукописный подлинник жития — автограф свт. Ермогена — до 1918 г. хранился в Преображенском монастыре. Встречающееся в литературе XIX в. утверждение, что Варсонофий, вернувшись в Казань из Твери, принял великую схиму, в тексте свт. Ермогена отсутствует. Служба святителям Гурию и Варсонофию была составлена Ростовским митрополитом св. Димитрием (Туптало).

Материалы сайта Православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.