13.06.2022 | Архиереи

Акакий, святитель

1522 — 1567


Основным источником сведений об Акакии является слово «О преставлении святого епископа Тверского Акакия и о житии его вкратце» (РНБ. Погод. № 1564, XVI в.), написанное духовником Акакия, известным русским книжником архимандритом Вассианом Кошкой — свидетелем последних дней жизни святителя. Прямая речь, которую архимандрит Вассиан в изобилии приводит в слове «О преставлении», с большой долей вероятности передает подлинные слова Акакия и правдиво описывает повседневную жизнь и благочестие святителя. Слово «О преставлении» было написано, видимо, вскоре после кончины Акакия, т. к. уже через год — в 1568 г. скончался архимандрит Вассиан.

Акакий неоднократно упоминается в русских летописях, его подпись стоит на документах церковных Соборов, монастырских жалованных грамотах. Согласно синодику Иосифова волоколамского монастыря, отец Акакия — иерей Василий, мать — в монашестве Юлия (Титов А. А. Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря. М., 1906. № 154). Некоторые исследователи неверно отождествляют Акакия с племянником прп. Иосифа Волоцкого — иноком Акакием. Монашеский постриг Акакий принял в Иосифовом волоколамском монастыре от основателя обители. В 1517 г. Акакий был поставлен архимандритом Возмищенского монастыря в Волоколамске. 30 марта 1522 г. митрополит Московский Даниил «поставил во Тверь епископа Акакия». Тверская кафедра к тому времени была около года вдовствующей после кончины епископа Нила Грека; († 1521). Сразу после хиротонии Акакий вместе с Собором архиереев ходатайствовал перед великим князем московским Василием III за опального князя В. В. Шуйского, поставив свою подпись под крестоцеловальной записью. В 1539 г. участвовал в интронизации Всероссийского митрополита Иоасафа, 3 года спустя — в интронизации митрополита Макария. Акакий присутствовал на Соборах: в 1547 г., когда были причислены к лику святых епископ Арсений Тверской, прп. Макарий Калязинский, и в 1549 г., когда был канонизирован князь Михаил Тверской и осужден бывший чудовский архимандрит Исак Собака. В 1550 г., во время казанского похода Иоанна IV Васильевича, когда во Владимир к царскому войску отправился митрополит Макарий, в Москве для управления Церковью остались архиепископ Ростовский Никандр и Акакий В 1551 г. Акакий присутствовал на Стоглавом Соборе. 16 июля 1551 г. он подписал с другими участниками Собора приговор о церковных пошлинах в Новгородской епархии. В 1553-1554 гг. Акакий присутствовал на Соборах, обличивших ересь М. Башкина и Ф. Косого, разбиравших сомнения посольского дьяка И. М. Висковатого относительно некоторых сюжетов в русской иконописи того времени. 3 февр. 1555 г. Акакий принимал участие в хиротонии первого архиепископа Казанского свт. Гурия (Руготина).

Как глава Тверской епархии Акакий скрепил своей печатью духовные грамоты (завещания) Г. В. Жукова-Оплечуева, Ф. Б. Бороздина и др. По его ходатайству в Желтиковом Успенском монастыере, где был погребен Тверской свт. Арсений, была учреждена архимандрития. При Акакии в 1528 г. прп. Нил Столобенский основал Столобенскую Богоявленскую пустынь на озере Селигер. С 1531 г. в Твери находился прп. Максим Грек, которого почитал Акакий В 1537 г. в Твери случился сильный пожар, при этом сгорело много домов, храмов, церковной утвари. Самого «владыку Акакия промежь дву конь едва из града умчаша» (ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 303). По завершении восстановительных работ прп. Максим написал похвальное слово, в котором восхвалял Акакия за то, что он «с большим усердием и великою ревностию принялся за обновление истребленного огнем». В 1564 г. Акакий освятил новопостроенный храм в честь Святой Троицы («Белая Троица») — уникальный памятник тверской церковной архитектуры, в настоящее время кафедральный собор Твери. Сохранились рукописные книги, переписанные по благословению святителя, некоторые из них он передал вкладом в Иосифов волоколамский монастырь. Акакий сам переписал 2 Евангелия и создал особую редакцию Киево-Печерского патерика. В 1564 г., когда в Москве на Соборе решался вопрос о предоставлении Главе Русской Церкви права ношения белого клобука, на соборном документе «Тферского и Кашинского Акакия епископа руки нет, потому что для великия старости и болезни на Собор не приехал, а о том писал, что он с архиепископы и епископы и со всем освященным Собором, со всеми с ними единомышлен» (ПСРЛ. СПб., 1906. Т. 13. Ч. 2. С. 380; АИ. Т. 1. С. 333).

Слово «О преставлении» рассказывает о подвижничестве Акакия — он спал не ложась. Акакий «навык многие кануны наизусть говорити», постоянно читал канон прп. Иосифу Волоцкому и с похвалой отзывался об иноках основанного им монастыря, сравнивая монастырь прп. Иосифа с Киево-Печерским. Скончался и погребен в Желтиковом Успенском монастыре.

Материалы сайта Православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.