14.06.2022 | Архиереи

Павел I (Пономарёв)

26 октября 1798 – 26 декабря 1799


В миру Пономарев Петр Николаевич, родился 4 октября 1749 года в селе Александровой Слободе (ныне город Александров) Дмитровского уезда Московской губернии в семье диакона.

10 января 1760 г. поступил в Троицкую лаврскую семинарию, при вступлении в духовное училище получил фамилию Пономарев.

В 1768 г. отправлен в Москву для изучения языков в университете и для слушания лекций по богословию в Славяно-Греко-Латинской академии.

С разрешением митрополита Платона, благоволившего к нему, слушал в Московском университете философию и элоквенцию. Он учился настолько хорошо, что немецкий информатор университета Сергей Иванов дал такой отзыв о нем:

«Немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы. Что же касается до его поступков, то оказал такие, которые благородному и честному человеку всегда приличными и достойными быть казались».

В 1772 г. по окончании курса в академии и университете поставлен учителем французского и немецкого языков в Троицкой лаврской семинарии.

В июне 1775 г. принял монашество по совету митрополита Платона.

28 августа того же года назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

С 1779 г. — преподаватель истории.

Заниматься преимущественно переводами с французского языка. Его перевод истории о Фивском полководце Эпаминонде пользовался большой известностью в конце XVIII в.

Пылкий и непреклонный его характер был причиной частых переводов его из монастыря в монастырь.

С 1782 г. — ректор Славяно-Греко-Латинской академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря.

С 27 ноября 1783 г. — архимандрит Симонова монастыря.

В 1783-1784 годах исполнял обязанности цензора, в 1784 году избран в члены Российской Академии.

С 13 октября 1785 г. — настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

С 14 января 1786 г. — настоятель Новоспасского монастыря.

Управляя этим монастырем около 8 лет, Павел немало содействовал его устройству. При нем возобновлено было надворное монастырское строение, обновлены церкви: например, во имя Знамения Пресвятой Богородицы (1793), во имя Николая Чудотворца (1793) и во имя Сергия Радонежского под колокольней (1787).

С 1792 г. — член Святейшего Синода.

12 февраля 1794 г. хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского.

На нижегородской кафедре, по рассказам современников, оставил среди подвластного ему духовенства далеко не добрую память, как епископ злой и немилостивый.

Преосвященный Макарий (Миролюбов) говорит: «Усматривая беспорядки Павел с твердой волей и строгостью начал искоренять их». По различию преступлений одни посылались под надзор и в работу в монастыри, другие долгое время находились под запрещением, а некоторые лишались и совсем священства и по приказу преосвященного отдавались в солдаты. Такой строгий надзор епископ не ограничивал одними священно-церковно-служителями, но простирал его и на детей духовного звания, требуя, чтобы с 10 лет они поступали в семинарию, причем епископ требовал, чтобы все семинаристы, без исключения, жили в казенных корпусах, под надзором наставников. Епископ весьма часто лично посещал семинарию и строго взыскивал за неисправности. Кстати, в бытность его, с 1797 года, Нижегородская семинария вместо прежних 2000 рублей стала получать, по указу императора Павла, по 4000 рублей в год.

Особенно жесток он бывал при частых своих объездах епархии. Павел с первых же дней своего приезда обратил особое внимание на Нижегородскую семинарию и хотя строго взыскивал с начальства и учеников, но зато улучшил положение последних. Конечно, Павел в своих решениях был отчасти прав. При пылком своем характере, знакомый с иностранной литературой, находившийся в частом общении с французскими эмигрантами, он не мог относиться равнодушно к невежеству и грубым поступкам своих подчиненных.

Решительно выступал преосвященный Павел против раскольников. Он воскрешал, по возможности, «Питиримовские времена», тем более, что светские власти ввиду выгоды преследовали раскольников, всегда были к услугам Нижегородского преосвященного.

В бытность свою на Нижегородской кафедре преосвященный Павел сделался известен императору Павлу, который во время поездки в Казань дважды был в Нижнем. Для встречи императора преосвященный приказал с необыкновенной быстротой если не исправлять, то хотя бы замазать ветхости в кафедральном соборе, построенном в 1632 г. и угрожавшем падением. Всем священникам были сшиты новые ризы, в певчим форменные платья.

С 26 октября 1798 г. — епископ Тверской и Кашинский.

15 мая 1799 г. возведен в сан архиепископа. Жил в Санкт-Петербурге, присутствовал в Синоде.

С 26 декабря 1799 года — архиепископ Ярославский и Ростовский.

Как член Святейшего Синода, преосвященный Павел жил в Петербурге, Первоприсутствующим тогда в Синоде был митрополит Амвросий (Подобедов). Сравнивая Амвросия с Павлом, обер-прокурор Яковлев в своих записках замечает, что Амвросий отличался мягкосердечием и откровенностью до болтливости, тогда как Павел — мстителен, корыстолюбив, зол, скрытен, упрям, многосведущ. И в Нижнем, и в Ярославле о нем сохранились предания, как о человеке суровом.

Он был очень дружен с первоприсутствующим в Синоде митрополитом Амвросием. Но по своей плохой натуре Павел был плохой товарищ. В своих записках обер-прокурор Яковлев рассказал следующий случай. Павел, будучи как-то в размолвке с Амвросием, предложил Яковлеву действовать заодно против Амвросия, высказав при этом и программу действий и главную цель — Амвросия отправить в Новгород, а ему (Павлу) надеть белый клобук и занять место первоприсутствующего. Яковлев решительно отказался от союза с ним. Увидев себя в крайне неловком положении и опасаясь, что обер-прокурор передаст Амвросию их разговор, Павел поспешил к митрополиту и прямо от прокурора поскакал в Невскую Лавру. Притворяясь оскорбленным и вместе с тем, вполне преданным митрополиту, сказал, что обер-прокурор сейчас предлагал ему действовать с ним заодно в деле удаления его (Амвросия), за что обещал выхлопотать ему белый клобук. Амвросий поверил и помирился с ним.

7 октября 1803 г. он был уволен из Синода и отправлен на свою епархию. Удаление из Синода и неблаговоление государя так подействовали на самолюбивого архипастыря, что он, обладавший до этого цветущим здоровьем, заболел, и развивавшаяся в нем после удара болезнь истощила его силы и свела в могилу.

Скончался 19 марта 1806 г. на 56 году от рождения. Погребен в Успенском соборе в г. Ярославле.

Сочинения

Преосвященный Павел известен как переводчик, проповедник и церковный историк. Ему принадлежит перевод «Histoire d’Epaminondas pour servir de suite aux hommes illustres de Plutarque» (1739) — исторической компиляции из сочинений Ксенофонта, Полибия, Юстина, Плутарха, Корнелия Непота, Диодора Сицилийского, составленной французским писателем аббатом Сераном де ла Туром.

Перевод вышел в свет под загл. «История о Епаминонде, фивском полководце, с примечаниями историческими и критическими» (1774). В посвящении наследнику престола, вел. князю Павлу Петровичу, Павел утверждает, что премудрость монарха гарантирует его подданным благоденствие и что цель издания этого сочинения — «побудить российское юношество к ревностнейшему подражанию описываемому в ней великому мужу». Павел перевел труд фр. ученого Ленена де Тиймона («Mémoires pour servir à l’Histoire ecclésiastique des six premiers siècles, justifiés par les citations des auteurs originaux» (Paris, 1693—1712. T. 1—16). Тиймон критически относился к преданиям церкви о святых, что в свое время вызвало сопротивление напечатанию его труда со стороны фр. цензуры. Это же обстоятельство, вероятно, послужило одной из причин того, что перевод Павел сочинения Тиймона не был издан.

Как член Российской Академии Павел работал над «Словарем Академии Российской»: стремился определить правила ударения в русском языке, составлял таблицы, которые могли бы наглядно пояснить прямую зависимость ударения от числа слогов в слове. Работа эта не была закончена. Павел столкнулся с научной неразработанностью проблем русской акцентологии и диалектологии: объяснить различия в выговорах обеих столиц, а также в церковно-славянском языке он не сумел. Павел составил примечания к ч. 5 и 6 «Словаря Академии Российской».

Как проповедник Павел читал много поучений в стиле, выработанном в школе Платона (Левшина). Ни одно из них не было напечатано полностью. Известно, например, что Павел произнес в Нижнем Новгороде поучения против раскольников и «слово» перед избранием судей, а в 1798 — «слово» при отбытии из Нижнего Новгорода. Полностью напечатано было только считавшееся образцовым «Слово, говоренное 24 ноября 1793 года в Большой придворной церкви в день тезоименитства императрицы Екатерины Алексеевны» (1793), которое наряду с подобными же произведениями Георгия Конисского, Платона Левшина, Филарета Дроздова включалось в русские хрестоматии.

Ему принадлежит «Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Спасо-Вифанского училищного монастыря» (1782), выдержавшее несколько изданий.

Материалы сайта Древо — открытая православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.