13.06.2022 | Архиереи

Нил грек

1508 — 1521


Происходил из греческой фамилии Траханиотов, многие представители которой состояли на службе при московском дворе; однако из слов Летописи Псковской I о том, что будущий епископ «был того же роду» (что и Траханиоты), делается обычно неоправданное заключение, будто он прибыл в Россию в свите Софьи Палеолог в 1472 году. 

Между 1494 и 1506 годами — игумен Николо-Угрешского монастыря Московской епархии.

Между 1503 и 1506 годами был поставлен игуменом Московского Богоявленского монастыря.

24 августа 1509 года хиротонисан во епископа Тверского. 

Отметив особенное внимание еп. Нила к лавре святого Афанасия Афонского в послании князю Георгию Дмитровскому, В. Г. Брюсова предположила, что Нил до приезда в Россию был иноком этой обители; однако не менее вероятно, что он приехал из Иверского или Ватопедского монастыря, о которых идет речь в другом послании (к тому же, будучи уже тверским епископом, Нил посылал грамоту в Ватопедский монастырь — игумену Мартирию). Встречающееся в старых работах сообщение о поездке Нила в Константинополь неверно, поскольку основано на ошибке в прежних изданиях описи царского архива.

Скончался 3 апреля 1521 года. В указаниях на день смерти тверского владыки между источниками обнаруживаются разногласия — в некоторых она показана под 30 марта.

Сохранилось два послания еп. Нила — некоему вельможе Георгию Дмитриевичу об артосе и князю Георгию Ивановичу Дмитровскому, который был также корреспондентом Иосифа Волоцкого. В изданном Н. К. Никольским послании Георгию Дмитриевичу еп. Нил, объясняя происхождение чина панагии, излагает сказание о странствовании апостолов и сообщает о посещении богородицей Афона и Кипра. Послание Нила почти дословно воспроизведено в первой части сочинения, надписанного именем Максима Грека: «Вопрошение известно от некоих: почто от тридневнаго воскресения Христова до Фомины суботы не воздвизают пречистая хлебца, токмо артус воздвизают, и глаголет диакон “Христос воскресе” 3, и потребляют артус в Фомину суботу?». Хотя возможны сомнения в принадлежности этой статьи Максиму, вопреки В. Г. Брюсовой нет достаточных оснований атрибутировать ее в целом (включая следующие за рассуждением об артосе Сказание о иконе богоматери Иверской и Повесть о Ватопедском монастыре) епископу Нилу. Послание князю Георгию Ивановичу, обнаруженное и опубликованное В. Ф. Ржигой (вторично опубликовано В. Г. Брюсовой), является ответом на письмо князя. При построении церкви в селе Покровском (близ Кашина) погиб плотник, и князь не знал, как совершить чин погребения. Желая устранить смущение князя, епископ Нил приводит рассказ о гибели Афанасия Афонского и излагает любопытный вариант апокрифического сказания о Лоте, взрастившем крестное древо. В литературе отмечено три списка послания Георгию Дмитриевичу и один — послания Георгию Ивановичу.

Из пяти грамот епископа Нила, учтенных в описи архива Посольского приказа 1626 года, сохранилась лишь грамота тверского владыки некоему Василию Андреевичу; предполагают, что это — В. А. Коробов, отправлявшийся в Константинополь в 1515 году (по А. Л. Хорошкевич, адресат ее — Василий Копыл). В грамоте перечислены подарки епископа Нилу константинопольскому патриарху Пахомию (1505 — 1513). (Исходя из того, что в 1515 году патриарха Пахомия не было на престоле, и не зная об ошибке в издании описи царского архива, Н. П. Лихачев предложил другую интерпретацию грамоты: она будто бы обращена к дворецкому Василию Андреевичу Челяднину, а перечисленные в ней подарки должен был отвезти патриарху из великокняжеской казны сам епископ Нил; при этой интерпретации грамоту, по Н. П. Лихачеву, следует датировать 1510 годом). Грамота неоднократно публиковалась.

Материалы сайта Древо — открытая православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.