13.06.2022 | Архиереи

Лаврентий

1654 — 1657


Согласно распространенному в литературе 2-й половины XIX — начала XX в. мнению, Лаврентий был пострижеником Вяжищского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря под Великим Новгородом, куда впоследствии сделал ряд вкладов и где, возможно, произошло его знакомство с Новгородским митрополитом Никоном (впоследствии Патриарх Московский). По мнению Е. В. Липакова, опирающегося на историю прославления Раифского списка Грузинской иконы Божией Матери, Лаврентий был выходцем из братии Варлаамиева Важского во имя апостола Иоанна Богослова мужского монастыря в устье Северной Двины около с. Холмогоры; 1-й биограф Казанских архиереев архим. Платон (Любарский) ошибочно указал вместо Важского (закрытого после секуляризации 1764 г.) более известный Вяжищский монастырь.

В начале 50-х гг. XVII в. Лаврентий упоминается в качестве патриаршего ризничего. Весной 1654 г. он участвовал в перенесении мощей св. праведного Иакова Боровичского в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь.

После оставления Тверской кафедры архиепископом Ионой «за старость» (Дело. 1897. № 43. С. 242) 16 апреля 1654 г. Лаврентий был поставлен в архиепископа Тверского и Кашинского, хиротонию возглавил патриарх Никон. В сентябре 1654 г. Тверского уезда достигло моровое поветрие, свирепствовавшее в центральных районах страны. Лаврентий учредил крестный ход с мощами св. благоверного князя Михаила Ярославича Тверского († 1318), которые были затем переложены в новую раку. Впоследствии крестный ход стал традицией в память об окончании эпидемии. В Твери Лаврентий пребывал недолго. Вскоре он был назначен сопровождать образ Влахернской Божией Матери в Польском походе русской армии. Первое упоминание Лаврентия в царской ставке зафиксировано в дворцовых разрядах 8 апреля 1655 г. Являясь первым духовным лицом в походе, Лаврентий взял на себя заботы об устроении вновь созданной Смоленской епархии.

В декабре 1656 г. Лаврентий вместе с патриархом Никоном, Новгородским митрополитом Макарием III и Крутицким митрополитом Питиримом вновь посетил Иверский монастырь. 16 декабря 1656 г. Лаврентий участвовал в освящении Успенского собора, где была установлена икона Иверской Божией Матери. В дальнейшем он поддерживал связи с Иверским монастырем, заботился о расширении его братии (например, 26 февраля 1667 г. обратился к архимандриту Иверского монастыря Филофею и наместнику Паисию с просьбой принять в обитель бывшего полоцкого архимандрита Афиногена).

26 июля 1657 г. Лаврентий был переведен в Казанскую епархию в сане митрополита Казанского и Свияжского. Казанская кафедра пустовала к тому моменту уже год — 17 августа 1656 г. умер от чумы предшественник Лаврентия митрополит Корнилий. Перевод Лаврентия на одну из самых значимых кафедр Русской Церкви, вероятно, был связан с его близостью к патриарху Никону. Лаврентию, первому из Казанских владык было даровано право носить белый клобук, саккос с препоясанием и осенять дикирием и трикирием. Это назначение, однако, было вменено в вину Никону царем Алексеем Михайловичем на заседании церковного Собора 1 декабря 1666 г. Опальный патриарх признал свою вину, отметив, что «делал то не по правилам в неведении» (Макарий. История РЦ. 1996. Т. 7. С. 353).

Лаврентий поддержал церковную реформу, был участником большинства церковных Соборов 50-60-х гг. XVII в. Так, по собственному свидетельству, Лаврентий принимал участие в церковном Соборе весной 1654 г.: «…на нем же и аз бых и рукою моею с прочими священными подписах, вышу мне тогда архиепископом богоспасаемаго града Твери, по согласному нашему архиерейскому между собою любовному совопрошению, исповедую и держу во всем православен» (МДИР. 1876. Т. 2. С. 37). Однако это утверждение датировано 26 февраля 1666 г., на соборном же акте 1654 г. подписи Лаврентия нет. Кроме того, Лаврентий был поставлен архиепископом Тверским уже в ходе Собора 1654 г., поэтому вопрос его участия в заседаниях остается открытым. Лаврентий присутствовал на Соборах 1655 г.- о чине водосвятия, 1656 г.- об исправлении церковных книг и на Ивана Неронова, 1657 г.- об учреждении архиерейских кафедр в Смоленске и Хлынове (Вятке) и о печатании исправленного Потребника.

Лаврентий редко бывал в своей епархии. Практически весь 1660 г. он провел в Москве, в феврале-августе участвовал в Соборе о праве царя с духовенством поставлять патриарха, в марте-августе присутствовал на заседаниях суда над Суздальским архиепископом Стефаном по обвинениям Н. К. Добрынина (Никиты Пустосвята). В том же году Лаврентий был участником более 10 царских столов по разным поводам: именинам, крестинам, церковным праздникам. Лишь в 1661 г. Лаврентий отбыл в Казань.

В начале 1663 г. Лаврентий снова был вызван в Москву, где стал 1-м архиереем на Соборе по делу о самовольном оставлении кафедры при Архангельском соборе Московского Кремля бывшим Суздальским архиепископом Стефаном. В феврале 1665 г. участвовал в заседаниях по делу о смещении Ростовского митрополита Ионы (Сысоевича) с поста местоблюстителя Патриаршего престола. В феврале-сентябре 1666 г. Лаврентий принимал участие в заседаниях Собора русских архиереев о церковной реформе и судьбе опального патриарха. 2 ноября 1666 г. по царскому поручению Лаврентий встречал Восточных патриархов в Москве на Лобном месте и произнес приветственную речь, после чего сопровождал их в Новоспасский монастырь. Подписи Лаврентия стоят под основными решениями Большого Московского Собора 1666-1667 гг.: 12 декабря 1666 г.- о низложении патриарха Никона, об утверждении церковной реформы и др. В начале июня 1668 г. царь отпустил из Москвы патриарха Александрийского Макария. Лаврентию было предписано встретить его в Казани и проводить до Симбирска.

Несмотря на длительные периоды пребывания в Москве, Лаврентий немало сделал и для своей епархии. В 50-60-х гг. XVII в. происходило активное заселение и освоение территорий Казанского края, что было связано с завершением строительства Симбирской (1654) и Закамской (1656) засечных черт. Монастыри способствовали распространению христианства в крае. Лаврентий активно участвовал в обустройстве в 30 км от Казани основанной в 1-й пол. XVII в., но запустевшей Раифской Богородицкой пустыни. В 1662 г. Лаврентий дал разрешение преобразовать пустынь в монастырь, лично посетил ее, назначил строителя иеромонаха Савватия, пожертвовал средства на строительство 3 церквей. Главной святыней монастыря стала чудотворная Грузинская икона Божией Матери, происхождение которой также связано с Лаврентием. В 1661 г. по распоряжению владыки была снята копия с прославленного в 50-х гг. XVII в. по инициативе патриарха Никона чудотворного образа, хранившегося в Красногорском Богородицком монастыре под Архангельском. В 1662 г. копия была принесена в Раифский монастырь, от нее стали происходить чудеса. В память об этих событиях Лаврентий установил ежегодный крестный ход (31 июля) с иконой из монастыря в Свияжск. Еще один ежегодный крестный ход (26 июня), установленный Лаврентием, совершали с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия» из Седмиезерной Богородицкой пустыни в Казань. В течение месяца икона пребывала в городских храмах. По распоряжению Лаврентия началось составление описания истории Седмиезерной пустыни и чудес от иконы, прославление которой состоялось в начале 50-х гг. XVII в. и было связано с избавлением города от морового поветрия.

В 1665 г. Лаврентий основал Воскресенский Новоиерусалимский монастырь на т. н. Едемском острове (высоком холме) в митрополичьей вотчине Горки над озером Средний Кабан (ныне Приволжский район Казани), расширил и перестроил архиерейский дом в Казанском кремле. По свидетельству осужденного раскольника подьяка Ф. Трофимова, Лаврентий сделал многочисленные переходы (каменные и деревянные) от своей резиденции «черес святые ворота, вкруг колокольни и довел до соборныя церкви к западным дверям» (МДИР. 1878. Т. 4. Ч. 1. С. 295). В 1661 г. Лаврентий построил архиерейское подворье с храмом в честь Рождества Иоанна Предтечи в Свияжске. Трофимов обвинял Лаврентия в роскоши, так описывая его выезд: «…воссел на колесницу позлащенну, а перед ним неведомо какого чину старец, и сказали, что ехал он к празднику служить. А сказали тутошние люди: прежние де власти к праздникам на колеснице не езживали, ходили с кресты» (Там же). Лаврентий делал богатые вклады в казанские соборы. 4 июня 1671 г. он пожертвовал в Успенский собор серебряный напрестольный крест с мощами. В соборе хранилась и панагия Лаврентия «из камня фиатиста, в котором вырезан образ Богородицы Печерские, на золотом окладе 6 изумрудов и 175 жемчужных зерен и вверху Нерукотворный образ на лазоревом яхонте и украшенный жемчугом» (Никанор (Каменский). 1909. С. 435). В Благовещенском соборе хранился богатый саккос, подаренный Лаврентию братьями Строгановыми.

В период архиерейства Лаврентия ненадолго расширились границы епархии. В 1658 г. патриарх Никон передал из Патриаршей области в управление Казанского митрополита г. Симбирск с десятиной (18 церквей и 3 часовни) с причтом и всеми доходами. По наблюдениям И. М. Покровского, это был уникальный «случай аренды» целой десятины, за что митрополитополичий стряпчий В. Воронов внес в патриаршую казну годовую плату в размере 50 р. Однако вскоре последовала челобитная «симбирских попов» на Лаврентия, причиной которой, по мнению Покровского, стали финансовые противоречия: в Патриаршей области размер дани на протяжении всего XVII в. был меньше, чем в других епархиях. Дело тянулось около года, а 31 августа 1659 г. царским указом Симбирская десятина была возвращена в ведение Патриаршего Казенного приказа. Симбирск окончательно вошел в состав Казанской митрополии лишь по указу патриарха Иоасафа от 5 июля 1668 г.

Лаврентий не раз проявлял себя как эрудированный книжник. В январе 1665 г. Лаврентий подготовил ответ на царскую грамоту от 28 декабря 1664 г. о возможности поставления инока, принявшего схиму, в архиерейский сан. Аналогичный запрос был направлен также Новгородскому, Смоленскому и Тверскому владыкам. Аргументируя свою позицию ссылками на Кормчую книгу, сочинения апостола Павла, свт. Василия Великого, прп. Иосифа Волоцкого, Лаврентий дал отрицательный ответ: «Мню, восприимшаго священноинока великий образ иноческий… нелепо поставити во архиерейство», поскольку монашеские обеты требуют «ученичества, а не учительства» (Дело. 1897. С. 116-117). Современные исследователи атрибутируют Лаврентию канон и стихиры свт. Герману, архиеп. Казанскому († 1567), канон на перенесение мощей свт. Гурия Казанского († 1563). По поручению Лаврентия иноком свияжского Успенского монастыря Иоанном было составлено Житие св. Германа.

Служение Лаврентия пришлось на неспокойное для страны и края время, что требовало от архиерея значительного напряжения сил. В 1659-1660 гг. на войну с Крымским ханством были отправлены казанские домовые дети боярские (из которых 17 были убиты), а с ними до 2 тыс. воинов. В начале 60-х гг. XVII в. восточная часть Казанского края была затронута башкирским восстанием, в 1669-1671 гг. значительную территорию епархии охватило восстание С. Т. Разина, практически отрезав Казань от центра страны. К этим бедам добавился сильный пожар 1672 г. в Казани, когда не только сильно выгорел кремль с новым архиерейским домом, но и разбились упавшие колокола Благовещенского собора. Лаврентий скончался в Казани, приняв перед смертью схиму. Погребен в казанском Благовещенском кафедральном соборе. Во время перестройки собора в 1841-1846 гг. тело Лаврентия было перенесено в склеп под главным алтарем.

Материалы сайта Православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.