22.11.2020 | 

Прикосновение к тайне Спасителя может исцелить и преобразить нашу душу

Нынешнее евангельское чтение (Лк 8:41−56) преподаёт нам два урока для усвоения и размышления на всю предстоящую седмицу. Оно начинается с того, что правитель синагоги Иаир просит Христа прийти к нему домой и исцелить его дочь, которая тяжело больна. Обычно в Евангелии иудейские законоучители, старейшины и руководители синагог критикуют Господа Иисуса Христа, но этот же лидер иудейской общины просит Его о помощи.

На пути к дому Иаира Христа сопровождает многочисленная толпа людей. И среди них есть одна женщина, которой и находиться среди прочих запрещено иудейским законом, потому что она пребывает в нечистоте по причине своей болезни. Она нарушает закон и прикасается к одеждам Господа, надеясь на милость от Бога. И от Спасителя это не остаётся сокрытым, Христос говорит вслух о её положении. Наверное, в этот момент толпа должна была возразить и возмутиться столь явному нарушению закона. Но Христос не обличает её и не упрекает. Напротив, её, нарушившую закон, Он благословляет. Потому что Господь не отправляет с пустыми руками тех, кто ищет возможности прикоснуться к Нему.

Эта женщина задерживает Христа на пути к дому Иаира. Времени мало, юная девушка уже при смерти. Но Иисус беседует с этой женщиной на глазах у Иаира, который, конечно, переживает, потому что время в этом случае для него приближает смерть любимого человека. Но Иаир смиренно ждёт, не прося Христа идти быстрее. Он разделяет несчастье этой кровоточивой женщины, несмотря на собственную трагедию. И тут приходят люди с плохой вестью: больная отроковица, к которой шёл Христос, умерла. 

Сложно представить себе чувства этого человека, отца девочки, который цеплялся за последнюю возможность, надеялся и пошел даже на то, чтобы позвать Учителя, Которого не признавали его собратья-старейшины. Он надеялся только чудо, но его дочь уже умерла. Стоило бы ожидать, что он впадёт в отчаяние, начнёт рвать на себе волосы и будет упрекать Христа в нерасторопности. Но Иаир так не поступает. Он внимает словам Господа, Который говорит: «Не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк 8:50). 

Казалось бы, что может быть реальнее очевидности? И что может быть более зыбким, чем слова? Очевидность смерти ребёнка и слова о том, что всё будет в порядке, в нашем мире имеют конкретный вес и смысл. Но несмотря на это, Иаир, будучи верующим человеком, понимал, что слова Бога — это не то же самое, что человеческие слова. Он знал, что Божественным словом сотворён мир. Он знал, что одним словом Господь может изменить течение времени. Он знал, что слово Бога даёт жизнь. И он верил в это, потому пошёл вслед за Христом к уже умершей дочери. 

Господь входит в дом его и говорит, что девочка не умерла, но спит. Присутствующие в отчаянии смеются от этих слов, поскольку все понимают, что всë же умерла. Он же произносит: «Девица, встань!» (Лк 8:52). И она встала. 

Мы часто сетуем, что Господь не спешит к нам на помощь, когда помощь нам так нужна. Порой мы хотим, чтобы Он пришел тут же, ведь наши заботы и проблемы, наши трагедии и чувства — очень важны. Но Господь медлит. Как писал об этом святитель Николай Сербский, «видя разницу между способом человеческим и способом Божиим, люди сказали: “Бог медлителен и достижим”. Бог медлителен — Он может быть медлительным для одного поколения, но Он не медлит на всей линии жизни всех поколений. Часто Он в одном поколении сеет, а в другом пожинает. И поколение, в котором Бог сеет, считает Бога весьма медлительным, в то время как поколение, в котором Он жнёт, считает Его весьма скорым. Разве и в наших людских делах всякая жатва не быстрее, чем пахота, посев, прополка, раскорчёвка и напряжённое ожидание того, когда плод созреет? Но Бог не медлителен и не скор. У Него есть Своя мера, и от меры сей Он не отступает. Муравей смотрит — и видит только муравейник; земледелец смотрит — и видит всю ниву».

Иаир просил, чтобы Господь вошёл в его дом, прикоснулся к дочери, дабы она исцелилась. Женщина, больная кровотечением, прикасается к Нему, чтобы исцелиться. Казалось бы, насколько уникальная возможность была у тех людей, имевших возможность этого прикосновения, по сравнению с нами! Так можно подумать, если не брать в расчёт то, что нам Господь дал гораздо больше. Мы имеем возможность не только прикоснуться, но и принять внутрь себя Его Тело и Кровь. Но вместе с тем, подходя к Причастию, и мы должны помнить о том, что в тот день, когда исцелилась женщина, множество других людей теснило Господа со всех сторон. Много кто к Нему прикасался, кто-то специально, иные просто так, потому что в толпе все соприкасаются  друг с другом. Но только она прикоснулась к Нему с такой верой, что Он произнёс: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк 8:46).

И сегодня мы имеем возможность прикосновения — к Самому Богу. Сегодня Он вновь призывает нас к Чаше со Своими Телом и Кровью. И от силы нашей веры, от крепости нашей любви к Нему зависит то, станет ли это прикосновение исцелением для нас, воскрешением в вечную жизнь или так и останется будничным шумом и обстоянием людей, окружающих Христа.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 22 ноября 2020 года. Неделя 24-я по Пятидесятнице, Евангельское чтение о воскрешении дочери Иаира (Лк 8:41–56). День памяти святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольского, чудотворца. Церковь в честь Вознесения Господня в Калязине.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.