Современные молодые люди, которых демографы относят к Internet Generation, также как и все люди во все времена, нуждаются в идеалах. Несмотря на убежденность подавляющего большинства наших современников в относительности нравственных, мировоззренческих и религиозных принципов, общие ориентиры у современной молодежи, разумеется, имеются. Как правило, мировоззрение этого поколения основано на интернет-общении (через мобильные приложения, социальные сети и т.п.) и философии постмодерна или пост-постмодерна.
По мере взросления, по психическим причинам, молодежь начинает тянуться к высокой классической мысли и к объективным основам бытия. Надеясь, что психологический механизм не даст сбоя, насущный вопрос современной педагогики «как найти общий язык с поколением?», который основывается на сугубом субъективизме, присущем молодежи, мы можем переформулировать так: «как найти точки соприкосновения мировоззрения старшего поколения, ориентирующегося на традицию, и мировоззрения Internet Generation?».
О необходимости наладить диалог поколений Святейший Патриарх Кирилл недавно сказал: «Сегодня нередко старшее поколение, в том числе и педагоги в школе, преподаватели и профессоры в университетах и институтах сетуют на то, что вот какая ужасная молодежь. А разве они не несут ответственность за молодое поколение? Разве старшее поколение не является наставником младшему поколению? И разве, взирая на пример старших, творящих беззаконие, разрушающих семьи, нравственные основы личной, семейной, общественной жизни, молодежь будет другой? Разве смотря фильмы, телевизионные передачи, которые делает старшее поколение, разрушая нравственную основу молодежи, они будут другими? Они будут как самые худшие герои этих фильмов».
В этих словах Святейшего Патриарха обозначен важный аспект рассматриваемой проблемы: а чем и как формируется и должно формироваться мировоззрение Internet Generation? Ведь виртуальное пространство общения — не «безвоздушное» пространство. Очевидно, что содержание Интернет-контента формируется «извне», через посредство традиционных форм идеологического или культурного воздействия. Что можно противопоставить насаждению порока и антикультуры? Что же мы, старшие поколения, можем предложить в качестве духовного идеала и нравственного ориентира сегодняшним школьникам и студентам? Очевидно, что путем отрицания молодежной культуры (или субкультур) не наладить взаимопонимания с современным поколением детей и тинейджеров. Только находя точки соприкосновения мировоззрений можно надеяться на конструктивный диалог поколений.
Для Церкви совершенно очевидно, что подлинный идеал человека явил нам Своим Воплощением Бог. Этот идеал, как таинственный образ Божий, может сиять в человеке. Его отображение мы видим в тех, кого называем святыми и друзьями Божьими. И среди них есть те, чье влияние простирается на всю христианскую цивилизацию. И особо знаковой в этом плане личностью является преподобный Сергий Радонежский. Юбилей — 700-летие со дня его рождения — отмечается Православной Церковью в 2014 году. Святой Сергий — ключевая фигура для понимания характера русской святости. Он – скромный инок, покинувший мир ради любви к Богу, оказался в центре важнейших исторических событий, надолго определивших историческую судьбу сначала Московского княжества, а затем и всей России. Напомню то традиционное представление об этом источнике духовности, которое ценит старшее поколение.
Начавшееся в XIII ордынское иго вызвало полный разгром как государственной, так и культурной жизни Древней Руси. Этот трагический период ознаменовался материальным разорением и всеобщим одичанием. Но вот проходит время, и на русской земле появляется человек, который становится духовным светильником и нравственным ориентиром для всех слоев общества. Именно у преподобного Сергия испрашивал благословение на Куликовскую битву святой благоверный князь Дмитрий Московский. Эта битва, хотя и не положила конец иноземному игу, тем не менее его подготовила, изменила сознание русского народа, и дала уверенность в своих силах и представление о единстве русского народа. Тогда, в знак благословения, преподобный Сергий дал московскому князю двух иноков, бывших прежде военными людьми: Александра Пересвета и Родиона Осляблю, а в день сражения прислал послание: «Без всякого сомнения, с дерзновением пойди против свирепства их».
Служение Богу и ближнему началось для преподобного Сергия с того, что еще совсем молодым человеком он ушел в глухие леса и своими руками построил деревянный храм во имя Пресвятой Троицы, быть может, первый на Руси. Так возник монастырь, нынешняя Свято-Троицкая Сергиева лавра, где ученики преподобного, по слову жития святого, собрались воедино, чтобы «взиранием на единство Пресвятой Троицы побеждать ненавистную рознь мира сего». Здесь нужно отметить, что знаменитая икона преподобного Андрея Рублева «Троица» также восходит к духовному опыту Сергия Радонежского. Эта икона стала не только зримым богословием – в цвете и линиях, выражением тайны Пресвятой Троицы, но явилась также подлинным шедевром изобразительного искусства, вошла в сокровищницу культурного наследия человечества.
Именно отсюда, из лавры преподобного Сергия, расходились по русской земле его ученики для того, чтобы создавать новые обители и нести просвещение и свет Христовой любви. В этот период возникло около 150 монастырей в необжитых местах северо-востока Руси, а также за Волгой. Строительство новых монастырей означало освоение и заселение земли: в начале один или несколько святых подвижников расчищали лес вокруг келий, затем туда приходили крестьяне, селились окрест этих мест и начинали обрабатывать землю. Таким образом, монастыри становились духовными и экономическими форпостами.
Общаясь с представителями высшей церковной и светской власти, преподобный Сергий всегда оставался кротким и смиренным монахом. Хорошо известен случай, когда некий крестьянин, издалека пришедший к святому, застал его в рваном подряснике, трудящимся в огороде. Когда крестьянину сказали, что перед ним великий игумен, тот решил что над ним издеваются, и только когда он стал свидетелем, что прибывший в обитель Великий Московский князь кладет перед святым земной поклон, поверил, что и в самом деле видит перед собой святого Сергия. Будучи вызван в Москву святителем Алексием с целью сделать преподобного преемником на Московской кафедре, Сергий ответил смиренным отказом и заявил, что будет вынужден бежать, если святитель попытается настоять на своем.
Через века вглядываясь в образ святого Сергия, мы видим в нем исполнение Евангельского идеала, пример высшего призвания человека к святости. Его простота и мудрость, любовь и святость и сегодня, в постоянно меняющемся мире, служат для нас незыблемым нравственным ориентиром. Что можно сказать о молодежи?
Конечно, жизнь тех людей, кого в начале нашего выступления мы обозначили как «интернет-поколение», проходит в совершенно других условиях, чем те, в которых служил Богу и людям преподобный Сергий. Но ведь не новые компьютерные технологии приносят человеку счастье, а те вечные ценности – любовь и вера, которые не меняются от обстоятельств места и времени. Поэтому так важно для молодых людей знать о Церкви, ее учении и культуре, знать имена тех людей, чей нравственный подвиг лежит в духовном основании нашего Отечества.
Можно добавить и другое. Многие моменты из жизни преподобного Сергия могут быть по-своему поняты молодежью, ориентирующейся на интернет-общение. Современный молодой человек не склонен к непосредственному общению со сверстниками или старшими, заменяя его одиночеством и общением при посредстве не только технических средств, но и искусственно формируемых заменителей личности — личных страниц в соцсетях. Кажется, аскеза вплоть до затворничества сходна с «самозатворничеством» пользователя Интернет, завсегдатая форумов и Живого журнала. Однако, сам представитель поколения Z, даже юный, сказал бы, что не претендует на то, что его страница в соцсети охватывает его личность целиком, но скорее лишь отражает его интересы. Но ведь, во-первых, и преподобный Сергий не навязывал определенного облика своим ученикам, и каждый из них развивал тот талант из «коллекции» подвижника, который наиболее подходил ему по личным качествам. Во-вторых, преподобный очень ценил именно личную аскезу, такой, какой ее видит сам человек. Многообразие подвигов его собеседников и учеников подтверждает это.
И, наконец, он любил книжную премудрость, но сам не писал, предпочитая личный пример. Отсюда социальная направленность его подвига. Однако социальная активность среди молодежи чрезвычайно популярна, и эта сторона деятельности преподобного Сергия была бы сегодня совершенно понятна.
Через приведенные параллели легко передать новым поколениям почтение к книге и слову, понимание своего призвания и смысла христианской аскезы, любовь к труду и ответственность за свой выбор. Педагогическое значение примера преподобного Сергия очень велико. Теперь, когда подбор идеалов, доверие к которым было бы естественным, очень сложен, святость преподобного Сергия вполне может стать примером возрождения незаслуженно забытого подвига.
Знать о святых и Церкви означает, прежде всего, — знать о России и ее истории, которая немыслима без упоминания о Крещении Руси (1025-летие которого мы отмечали в уходящем году), и без фигуры преподобного Сергия Радонежского, памяти которого мы посвящаем нынешние Рождественские чтения.
Доклад ректора Санкт-Петербургской православной духовной академии, председателя отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии епископа Петергофского Амвросия на открытии Межрегиональных Рождественских (Знаменских) образовательных чтений СЗФО в Санкт-Петербурге 9 декабря 2013 года.