Доклад ректора Санкт-Петербургской православной духовной академии епископа Гатчинского Амвросияна VI Сретенских чтениях, г. Хельсинки (Финляндия), 19 февраля 2012 г.
Нынешний 2012 год был провозглашён президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым Годом российской истории и отмечен особым юбилеем — 1150-летием российской государственности.
В 862 году призванием варягов было положено начало формирования государства на Руси, и в том, что посвященные этому знаменательному событию VI Международные Сретенские чтения проходят в Хельсинки, я усматриваю глубокий смысл и подлинный символизм: с берегов «Варяжского» моря одиннадцать с половиной веков назад пришли на Русь первые правители – Рюрик, Синеус и Трувор. А ныне на берегах Балтийского моря мы начинаем нашу конференцию, которой открываем всю предстоящую череду юбилейных для России мероприятий, посвящённых 1150-летию существования нашей самодержавной страны.
Обратимся же сейчас к некоторым историческим аспектам этого знаменательного события.
Согласно «Повести временных лет», «В год 6370-й (862 год по современному летоисчислению – еп. А.). … Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…».
По некоторым свидетельствам арабских писателей IX—X веках русы описываются как народ, совершающий набеги на территории славян и покоривший часть славянских племён, то есть как самоназвание части скандинавских народов. Другие исследователи, такие как Егор Иванович Классен, полагают, что слово русь имеет иное происхождение: «Старая Руса на реке Русе существовала еще до пришествия варягов, принадлежала к Новогородской области; следовательно, Руссы уже были в этой вольной области до призвания князей варяжских. Эти Руссы могли точно так же участвовать в призвании варягов, как и прочие племена Новогородской области. Они, Руссы, и действительно участвовали в этом призвании, ибо в Лаврентьевском или старшем списке Несторовой летописи сказано: «и реша Русь, Чудь, Словене и Кривичи (варягам-Руси): вся земля наша велика и обильна и пр.» То есть варягов-Руссов призывали к себе четыре племени Новгородской области, в числе которых, во главе, стоят Руссы. На основании этого мы можем слова летописи выразить так: Руссы вольные, или Новогородские, жившие в старой Русе, призывали из-за моря Руссов, княживших в том краю и бывших варягами.»[1]
Существует гипотеза, впервые высказанная российским историком Аристом Куником, что Синеус и Трувор являются именами вымышленных персон и возникли под пером летописца в результате буквального перевода древнескандинавской фразы «сине хус тру вор» (sine hus thru voring), что означает «с домом и дружиной». Имеется и ещё одно толкование, расшифровываюшее имена Синеуса и Трувора как полный перевод фразы «Рюрик – победоносный и верный» «синотр и трувар» (signotr i thruvar) Однако большинство скандинавистов считают эти предположения маловероятными и указывают на то, что личные имена Синеус и Трувор встречаются во многих скандинавских источниках.[2]
В некоторых списках летописи упоминается имя и ещё одного варяга – Олега. Так, в Воскресенской летописи говорится: «Князь же Рюрик взя с собою два брата Синеуса и Трувора и племянника своего Олга и нача мыслити хотя ити на Русь».[3] Иоакимовская летопись называет Олега шурином Рюрика, то есть братом его жены Ефанды. По свидетельству историка В. Н. Татищева, в Раскольническом списке летописи Олег именуется вуем Игоря, то есть дядей с материнской стороны.
Легендарные слова послов: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет», по мнению некоторых лингвистов, являются одним из возможных вариантов перевода текста летописи на современный язык, так как по Ипатьевскому списку на старославянском языке эта фраза звучит иначе: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». В ряде других списков (например в Четвёртой Новгородской летописи) приведена несколько другая формулировка «земля наша добра и велика есть, изобилна всем, а нарядника в ней нет». При этом исследователи (например, И. Я. Фроянов)[4] под словом наряд понимают полномочия на осуществление властных функций, а под нарядником — судью, правителя княжества.
Летописи также расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской летописи, это был Новгород, однако по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Старой Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил», то есть основал, Новгород. Археологические данные подтверждают скорее вторую версию, так как самые ранние постройки Новгорода датируются X веком, в то время как Ладога была построена около 753 года. Но не стоит скептически относиться к сведениями Лаврентьевского списка летописи, так как возле Новгорода есть так называемое Рюриково Городище, княжеская резиденция, которая старше самого Новгорода, и она вполне могла быть изначальным местом пребывания князя Рюрика.
Большинство современных исследователей принимают старую гипотезу Ф. Крузе о тождественности Рюрика Новгородского с Рориком Ютландским и восстанавливают биографию князя с учётом европейских источников о нём.
Князь Рюрик-Рорик (Hrorekr), то есть «могучий славой», происходил из древнего скандинавского рода. Отец его Хальвдан около 770 года стал коннунгом (т. е. правителем) Ютландии. Мать Умила была славянкой из рода посадника Гостомысла. Сам Рорик родился после 800 года. По данным западноевропейских источников, Рорик вместе со своим братом Харальдом в 826 году прибыли в столицу Франкской империи город Ингельгейм на Рейне и там в присутствии императора приняли крещение, в котором Рорик был наречён Георгием, но об этом факте позднее было забыто, так как самому Рорику в тот момент, по мнению Ф. Крузе, было лишь 9 лет. На момент призвания на Русь Рорик был правителем Хедебю (в Дании) и даже помогал королю Франции Карлу II управлять Лотарингией. Будучи внуком посадника Гостомысла, а значит наполовину славянином, Рюрик согласился на предложение словен о переезде на Русь на княжение. 8 сентября 862 года в день Рождества Пресвятой Богородицы датский князь Рюрик на 160 кораблях вместе со своей дружиной в составе 6400 воинов (данные А.Я. Яртынова) прибыли в город Ладогу и был торжественно встречен словенским народом.
Князь Рюрик был женат на Ефанде (иногда упоминается как Сфанда или Алфинда), дочери «урманского», то есть норвежского, князя из рода Сэммингов. В этом браке родился сын Ингорь (Игорь, иногда именуемый Георгом).
В одном из сборников историка-краеведа А.Я. Артынова содержится предание о смерти князя Рюрика близ города Корелы: «Ходил князь Рюрик с племянником своим Олегом воевати лопи и корелу. Воевода же у Рюрика Валет. И повоеваста и дань на них возложиша … Лета 6387 (879) умре Рюрик в Кореле в войне; тамо и положен бысть в городе Кореле (современный Приозерск, во времена Великого княжества Финляндского – Кексгольм – еп. А.). Княжил лет 17, у него же остался князь Игорь млад двух лет».[5]
Своё краткое вступительное слово, посвященное скандинавскому следу в истории российской государственности, я хотел бы завершить выдержкой из фундаментального труда Н.М. Карамзина «История государства Российского»: «память Рюрика как первого самодержца Российского осталась бессмертною в нашей истории, и главным действием его княжения было твердое присоединение некоторых финских племён к народу славянскому и России так, что племена веси, мери и муромы наконец обратились в славян, приняв их обычаи, язык и веру».[6]
Так начиналась история нашего государства – древнего Новгородского княжества, новым гербом которого стал летящий сокол. Позднее, с XI века этот символ станет государственным гербом Киевской Руси и всей династии Рюриковичей, правившей великой страной более 700 лет. Сам же князь Рюрик, рождённый в Дании, крещёный в неразделённой церкви с именем Георгий, воевавший в Швеции, княживший на Руси, женатый на норвежке и упокоившийся на территории Великого княжества Финляндского может быть символом всей нашей конференции, проходящей в гостеприимном Хельсинки и объединившей священнослужителей, научную общественность и мирян из России, Финляндии, стран Скандинавии в общем стремлении взаимополезного сотрудничества и развития добрососедских отношений!
[1] Е.И. Классен. Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и Славяно-Руссов до Рюриковского времени в особенности.
[2] Мельникова Е.А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. М., 2000. С.148-149.
[3] ПСРЛ, Т.7, С.267
[4] И.Я. Фроянов. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории. 1991, № 6, С.3-15.
[5] Рукопись Государственного архитектурного и историко-художественного Ростовского музея-заповедника, № Р-249, Л.11
[6] Карамзин Н.М. История государства Российского. 5-е изд. СПб, 1842, Кн.1 Т.1, ст.74