1. Интеграционные процессы в европейском образовании.
Богословское образование в Европе является неотъемлемой составной частью системы высшего образования, поэтому теологические факультеты вузов Европы являются активными участниками общеевропейских интеграционных процессов. Эти процессы, прежде всего, имеют своей целью выстраивание единой системы общеевропейского высшего образования (European Higher Education Area — EHEA), необходимость построения которой в значительной мере обусловлена историческим развитием Европы в последней четверти XX века.
Одним из ключевых механизмов создания единого европейского образовательного пространства стал так называемый Болонский процесс, начавшийся с принятия декларации 19 июня 1999 г. в г. Болонье. За 11 лет своего существования Болонский процесс стал ключевым фактором развития системы высшего образования в Европе, охватив 46 стран Европы, 4000 высших учебных заведений, 20 млн. студентов и 1,5 млн. членов преподавательских корпораций. Оценка Болонского процесса в Европе. 96,9 % участников Болонского процесса оценивают процесс положительно. Отрицательное отношение к нему выражают только 0,1 % участников и 3 % полагают, что он не оказал никакого влияния на их учреждения.
Болонский процесс предполагает достижение 6 ключевых целей:
1) принятие системы образовательных степеней, которые могли бы быть легко сравнимы между собой.
2) принятие двухуровневой системы высшего образования;
3) разработка и принятие системы образовательных кредитов;
4) содействие мобильности студентов, преподавателей и ученых с целью эффективного взаимодействия;
5) содействие европейскому сотрудничеству в вопросах оценки качества образования;
6) содействие построению общеевропейской системы высшего образования.
Начавшись с рекомендательной декларации в 1999 г. Болонский процесс инициировал обширные реформы высшего образования по всей Европе как на уровне государственных образовательных систем, так и на уровне отдельных вузов. Важным условием успешности Болонского процесса стало тесное взаимодействие между правительствами, вузами, студентами, преподавательскими корпорациями, работодателями и агентствами по оценке качества образования.
Болонский процесс наиболее известен своей целью структурировать высшее образование в рамках трех образовательных циклов бакалавр-магистр-доктор. В 2005 г. министры образования стран Европы приняли общие рамки для оценки квалификаций в европейской системе высшего образования, а также решение о выстраивании национальных квалификационных правил в соответствии с общеевропейскими.
Национальные квалификационные правила описывают квалификации образовательной системы и их взаимодействие. Они описывают то, что должен знать, понимать и быть способен делать обучающийся на основе данной квалификации, а также как обучающийся может перейти от одного к другому квалификационному уровню в рамках системы образования.
С 2001 г. ключевым элементом европейской системы образования стала концепция пожизненного образования, предполагающая развитие системы признания образования, как формального, так и неформального, создание более гибких способов обучения, совмещение обучения и профессиональной деятельности, доступность высшего образования.
Развитие Европейской системы высшего образования стимулировало рост интереса в других частях мира, а также дискуссии между европейскими и международными партнерами в области вопросов образовательной политики. В 2007 г. министрами образования был принят документ «Европейская система высшего образования в глобальном мире», которая имеет следующие приоритеты:
• повышение информированности о европейской системы высшего образования;
• содействие привлекательности и конкурентноспособности европейского высшего образования;
• интенсификация диалога в сфере образовательной политики;
• развитие сотрудничества, основанного на партнерстве;
• дальнейшая работа по признанию квалификаций.
Следующим этапом развития европейского образования стало коммюнике, принятое министрами в мае 2007 г. в Лондоне, и предполагающее, что европейская система высшего образования должна быть нацелена на обеспечение равных возможностей для получения образования обучающимися, что способствовало бы более эффективной реализации потенциала отдельных лиц. К 2009 году страны должны были представить отчеты о национальных стратегиях и политике в области социального измерения, включая планы действий и мер по оценке их эффективности.
В контексте Болонского процесса важную роль играет также конкурентоспособность на рынке труда. Каждый этап высшего образования должен соответствовать рынку труда.
Подготовка докторантов, обычно соответствующая 3-4 года подготовки, была введена в Болонский процесс в 2003 году. Основные принципы реализации докторских программ в Болонской системе следующие:
Ключевым компонентом программы подготовки докторантов должно быть вклад в развитие науки посредством оригинальных исследований. Докторские программы должны содействовать междисциплинарному обучению и развитию навыков, соответствующих нуждам расширяющегося рынка труда.
Болонский процесс проложил путь к созданию инновационных междисциплинарных программ, предполагающих получение нескольких образовательных степеней. Взаимодействие программ и программных модулей предполагает следующее:
программы обучения разрабатываются и принимаются несколькими институтами;
студенты могут участвовать в программах обменов, причем период обучения и сданные экзамены в одном институте засчитываются и признаются полностью и автоматически в другом институте;
группы преподавателей разных институтов совместно разрабатывают программы, формируют вступительные и экзаменационные комиссии;
студенты, которые завершили полную программу, должны получать степень, которая признается во всех странах.
Одним из ключевых элементов Болонского процесса является мобильность студентов, преподавателей и выпускников, создающая возможности для личного роста, развития международного сотрудничества между отдельными лицами и институтами, повышения качества высшего образования и исследований. Более 5600 вузов Европы в настоящее время предлагают большое разнообразие образовательных программ для иностранных студентов. В настоящее время Европа обеспечивает уникальным культурным опытом в динамичном многоязычном и многонациональном окружении.
Международное признание образовательных степеней также является одной из ключевых целей Болонского процесса. В настоящее время существуют общие принципы осуществления признания образовательных степеней, опирающиеся на целый ряд общеевропейских документов. Цель признания сделать возможным для обучающихся использование их квалификации в другой образовательной системе или стране без утраты этой квалификации. Каждая страна европейской образовательной системы имеет свой национальный информационный центр, где студенты, ученые и работодатели могут получить информацию о признании. Основной международный законодательный документ, нацеленный на честное признание квалификаций, это «Конвенция о признании квалификаций высшего образования в Европе» Совета Европы и ЮНЕСКО (Лиссабонская конвенция о признании). Инструментом, способствующим признанию квалификаций является Европейская система перевода и накопления кредитов (ECTS), а также Европейское приложение к диплому (Diploma Supplement). ECTS отражает среднюю трудоемкость курса, а также результаты обучения студента. Приложение к диплому описывает квалификацию, соотнося ее с системой высшего образования, в которой она была получена.
Контроль качества в европейской системе высшего образования регламентирован принятым министрами образования в 2005 г. документом «Европейские стандарты и рекомендации» (ESG), который является руководством по оценке качества для агентств и институтов. В 2008 году был принят «Европейский Реестр по оценке качества в сфере высшего образования» (EQAR), в котором указаны те агентства, которые действуют в соответствии с принятыми стандартами и правилами (ESG) и соответствующими национальными законодательными нормами и правилами. Реестр имеет целью повышение надежности и прозрачности оценки качества высшего образования.
Как уже говорилось, основными законодательными рамками для академического признания является Лиссабонская конвенция (LRC) (Россия ратифицировала конвенцию в 2000 году). В настоящее время конвенция не ратифицирована только Грецией и Италией. В большинстве стран Европы национальное законодательство приведено в соответствие с конвенцией. Европейское приложение к диплому в настоящее время выдается автоматически и на безвозмездной основе в большинстве вузов Европы в 30 из 46 стран. В России в настоящее время документ выдается во многих аккредитованных вузах на платной основе (для окончивших в этом году 1000 р., для ранее окончивших от 3000 до 5000 р.).
Для обеспечения сравнимости национальных образовательных систем, мобильности специалистов и учёта постоянных изменений образовательных программ и квалификационных характеристик выпускников, Европейская комиссия, Совет Европы и ЮНЕСКО разработали единый стандартный документ, выдаваемый в дополнение к документу об образовании и имеющий целью облегчить процедуру академического и профессионального признания получаемых выпускниками вузов квалификаций (дипломов, степеней, сертификатов, удостоверений). Этот документ получил название Diploma Supplement (DS) – Общеевропейское Приложение к диплому.
Общеевропейское Приложение к диплому – международный документ об образовании, являющийся международным инструментом признания квалификаций высшего и послевузовского образования во всем мире. Данное Приложение обеспечивает признание национального образования за рубежом, понятность полученной квалификации работодателю в связи с разнообразием квалификаций и форм получения образования. Это позволяет осуществлять профессиональную деятельность в других странах, а также продолжать образование за границей.
Diploma Supplement выдается национальными вузами только в строгом соответствии с образцом, разработанным, усовершенствованным и проверенным на практике Совместной рабочей группой из представителей Европейской комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО. Diploma Supplement строго персонифицирован, имеет 11 степеней защиты от подделок и поступает по квотам из общеевропейского органа печати.
Основные преимущества DS: диплом становится более понятным и легко сравнимым с дипломами, полученными в других государствах; приложение содержит точное описание индивидуальной «траектории обучения» и полученных за время учебы компетенций; приложение отражает объективное описание индивидуальных достижений выпускника; приложение позволяет экономить время, предоставляя ответы на многочисленные вопросы, возникающие у административных, кадровых служб и вузов относительно содержания полученной квалификации и установления эквивалентности дипломов; выпускники получают больше возможностей для трудоустройства или для дальнейшего обучения в собственной стране и за рубежом.
DS содержит информацию о характере, уровне, контекста, содержания и статуса программы обучения, освоенной выпускником, получающим документ об образовании. Приложение к диплому не содержит никаких суждений оценочного плана, сравнений с другими программами обучения и рекомендаций относительно возможности признания данного диплома или квалификации. Описание национальной системы высшего образования, указываемое в дипломе, предоставляется Национальными информационными центрами по академическому признанию (NARIC).
Следует отметить, что Европейское приложение к диплому не дает автоматического признания полученной квалификации в любой стране Европы («автоматического» механизма просто не может существовать). Тем не менее, использование этого документа является наиболее эффективным средством, содействующим международному признанию образовательных уровней.
2. Интеграционные процессы в теологическом образовании в Европе.
Поскольку интеграционные процессы в европейском образовании относятся ко всем участникам образовательного процесса, теологические факультеты Европы также вошли в Болонский процесс. Однако интеграционные процессы в области теологического образования в Европе связаны не столько с созданием единой системы высшего европейского образования, сколько с общими вызовами со стороны секулярного мира для христианства в целом и богословского образования в частности.
Осенью 2003 г. Еврокомиссия в сотрудничестве с «Университетом и исследовательским центром Европы» [Centro Europeo Università e Ricerca (C.E.U.R.)], Милан, подготовила План в отношении «ориентированных университетов» Европы. Еврокомиссия предложила сотрудничество, в котором Еврокомиссия должна нести ответственность за экономическую реализацию плана, CEUR должен нести ответственность за его осуществление. План включал 20 университетов и богословских школ Западной Европы (были выбраны франкофонные школы для удобства осуществления плана). Еврокомиссия пригласила эти школы принять участие в однодневной встрече в Брюсселе и сформировать Административный научный комитет университетов и экспертов. В работе форума принял участие Свято-Сергиевский богословский институт в Париже.
Роль и деятельность «ориентированных» университетов любой религиозной или философской ориентации заключается в распространении ценностей, этических и духовных истоков Европы (толерантности, солидарности и плюрализма) с особым вниманием к культурным различиям в контексте расширения Европейского союза. На первом этапе была проведена однодневная встреча членов научного комитета и экспертов, которая прошла 26 января 2004 г. в Брюсселе. Целью этой встречи была организация Европейской конференции, которая должна рассматривать вопросы деятельности и организации «ориентированных» университетов Европы и способ, посредством которого эти университеты будут признаны административными организациями. Кроме того, были запланированы встречи с «Европейской конференцией ректоров» (CRE) и «Федерацией Европейских католических университетов» (FUCE).
В сентябре 2004 г. в Католическом университете Милана прошла конференция, направленная на распространение ценностей, этики и духовных истоков Европы. Конференция была подготовительным этапом на пути принятия общего документа и принятия плана встреч университетов всех религиозных и философских ориентаций (раз в 2 года) на принципах толерантности, солидарности и плюрализма. 26 января 2004 г. все представители богословских школ/университетов а также назначенные эксперты Еврокомиссии и CEUR собрались на встречу, на которой был создан Административный научный комитет, отвечающий за осуществление плана. В рамках конференции был сформирован «Исполнительный комитет» из 5 человек, в который вошли 1 профессор-католик, 1 протестант и 1 православный.
Таким образом, получилась структура:
Еврокомиссия — Университет и исследовательский центр Европы — научная комиссия ориентированных университетов Европы — Исполнительный комитет — теологические факультеты (см. рис).
Членами Исполнительного комитета стали следующие лица:
1) Джорджио Фелициани, Вице-Президент «Университета и Исследовательского центра Европы» и профессор Католического института Милана;
2) Франческо Маржиотта-Броглио, профессор университета Флоренции.
3) Патрик Валдрини, Ректор Католического института Парижа.
4) Анри Бирмеле, декан факультета протестантского богословия университета Марка Блоха в Страсбурге
5) архим. Григорий Папатомас, профессор православного богословского института в Париже.
1 Европейская конференция «Ориентированных университетов» и богословских школ из 25 стран членов Евросоюза прошла 3-5 сентября 2005 г. и имела обширную программу. В рамках этой конференции участники предложили создать три представительных ассоциации. Федерация Католических университетов Европы уже существует с 1991 г, в то время как протестантская и православная должны были быть сформированы. В конечном итоге было предложено создать Форум Православных богословских школ. В 2004 году в соответствии с протоколом Еврокомиссии был создан Европейский форум православных школ богословия (EFOST). Цель форума – осуществление координации и эффективного взаимодействия между всеми высшими православными богословскими школами Евросоюза, а также православное свидетельство в европейских институтах. Форум основан на принципах Болонской декларации 19 июня 1999 г. Структура форума представлена на рисунке:
Утверждение структуры форума состоялось 5-10 октября 2004 г. в г. Софии, Болгария, где прошел 6 конгресс православных богословских школ. В работе конференции в Болгарии со стороны Русской Православной Церкви участвовал председатель Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений. В итоговом документе конференции участники встречи подчеркнули необходимость регулярных встреч представителей православных богословских школ для обсуждения общих проблем, относящихся к реализации и разработке богословских программ, а также поиска путей решения глобальных проблем. На конгрессе в 2004 г., как и на последующем конгрессе 2006 г. в г. Йоэнсуу (Финляндия) была подчеркнута необходимость европейской ориентации совета Высших православных богословских школ. Участники конгресса подчеркнули необходимость принятия деклараций министров образования стран Европы (подготовленных в Берлине, Праге, Болонье, Париже). Было рекомендовано создание Всемирной ассоциации школ православного богословия (WASOTh). Была высказана необходимость публикации и обмена информацией о научных исследованиях, публикациях профессоров и описании академических программ богословских учебных заведений Европы.
6-9 июля 2006 г. в г. Граце состоялась Вторая богословская консультация богословских факультетов Европы, в которой приняли участие 75 представителей из 23 стран. Конференция была посвящена теме «Вызовы богословию в плюралистической Европе». В рамках конференции подчеркивалась необходимость сохранения теологического образования в вузах Европы, вызовы теологическому образованию, связанные с процессом секуляризации, а также изменением религиозной карты Европы. Особое внимание участники обратили на вызовы для теологических факультетов и церквей Европы Болонского процесса.
В частности указывалось на то, что многие университеты Европы уже являются частью Болонского процесса. Участники консультаций высказали единодушное согласие по вопросу о том, что теология является мостом между обществом, академией и Церковью. Богословие не просто находится на службе церквей и христианских общин, но вносит жизненный вклад в социальную и политическую арену, помогая людям понять природу человека и всего творения. В рамках конференции обсуждались также весьма острые вопросы, касающиеся различных аспектов преподавания, необходимости исследовательской работы, междисциплинарных исследований, взаимоотношения богословия и религиоведческих исследований, богословия и постмодернизма.
Среди проблемных вопросов отмечались аккредитация и управление богословским образованием, влияние Болонского процесса теологическое образование. Различие между университетским богословским образованием и необходимостью подготовки к рукоположению приводит к изменению специфики богословского образования. В особенности это связано с различным начальным уровнем подготовки кандидатов в священный сан.
Было предложено сделать такие встречи регулярными в рамках так называемого «Процесса Граца». Graz Process является инструментом создания сети европейских богословских факультетов различных христианских деноминаций в области исследований, богословия и богословского образования. Он является платформой для академического обмена вопросами, касающимися богословского образования. В особенности данный проект ориентирован на православные Церкви Европы. Организаторами являются Конференция Европейских Церквей (проф. Виорел Ионита), Факультет католического богословия Граца (проф. Ганс-Фердинанд Ангел).
Другой важной международной организацией, способствующей взаимодействию богословских факультетов мира является Всемирная конференция ассоциаций богословских учреждений (WOCATI), которая действует в рамках Всемирного совета Церквей (ВСЦ). 31 мая 2008 г. в г. Фессалоники, Греция, прошел IV конгресс WOCATI, посвященный экуменическому богословскому образованию, в котором приняло участие около 60 человек из 35 стран мира. В итоговом документе встречи отмечалось, что участники приветствуют многообразие подходов к богословскому образованию и обязательство множества региональных ассоциаций по богословскому образованию по всему миру внести вклад в повышение качества богословского образования.
В коммюнике также отмечены ключевые вызовы богословскому образованию в современном мире, среди которых «острая нужда многих церквей южной и восточной Европы в большем количестве образовательных программ подготовки магистрантов и докторантов… необходимость в развитии новых программ, принимая во внимание вызовы маргинальных групп и возникновение новых проблем, таких как СПИД, экотеология, биоэтика и межрелигиозный диалог, без которого церкви не могут иметь достаточной компетентности для того, чтобы развивать и отстаивать свою позицию…»
Конгресс WOCATI рекомендовал ассоциациям богословских учреждений продолжать развивать инновационные программы контекстуализации богословского образования, в то же время акцентируя внимание на кафоличности церкви, таким образом, внося вклад в поиск видимого единства Церкви, осуществлять междисциплинарные исследования причины и следствий неолиберальной глобализации в богословском образовании, развивать инновационные богословские программы, чтобы содействовать межконфессиональному диалогу в богословском образовании…
К сожалению, в рамках указанных ассоциаций богословские учреждения Русской Православной Церкви практически не представлены и не имеют систематической возможности обсуждения общеевропейских проблем богословского образования. Думается, что представительство Русской Православной Церкви при Европейских организациях должно найти пути вхождения духовных школ Русской Православной Церкви в Европейское образовательное пространство в рамках указанных международных организаций.
3. Структура теологического образования на примере ряда вузов Европы.
3.1. Православные факультеты Европы:
Вхождение православных богословских факультетов Европы в болонский процесс осуществляется в рамках естественного вхождения в общеевропейское образовательное пространство вузов стран восточной Европы. В настоящее время во всех православных университетах принята трехуровневая система подготовки бакалавр-магистр-доктор с некоторыми вариациями, обусловленными существующей традицией богословского образования. Ниже дано краткое рассмотрение учебных планов подготовки бакалавров и магистров.
3.1.1. Афинский университет.
Программа подготовки бакалавров в Афинском университете предполагает, как и в большинстве вузов Европы, формирование индивидуальной программы подготовки студента, которая предполагает запись на обязательные курсы, обязательные курсы по выбору (которые читаются с определенной периодичностью, а не ежегодно), а также на курсы по выбору таким образом, чтобы общая трудоемкость образовательной программы соответствовала степени бакалавра. Стандарт бакалавра рассчитан на 4 года обучения.
Независимо от специализации все обучающиеся получают степень бакалавра теологии. Изучаемые предметы имеют различия: 1) обязательные предметы – 20; 2) обязательные по выбору, общим числом 27; 3) элективные курсы, общим числом 61. Каждый предмет имеет трудоемкость, эквивалентную количеству аудиторных часов в неделю. Для того, чтобы получить степень, каждый из студентов должен набрать общее число кредитов 207. 89 кредитов составляют все обязательные предметы, по которым студент должен быть аттестован. Из обязательных предметов по выбору студент должен набрать не менее 70 кредитов. Из 61 элективного курса студент должен выбрать не менее 12 общей трудоемкостью 48 кредитов. Каждый семестр студент имеет право разработать свою собственную программу обучения с учетом определенных правил, описанных в руководстве по обучению на факультете.
Программа аспирантуры включает в себя подготовку по программе магистра (первый цикл обучения) по следующим специализациям: 1) библеистика; 2) церковная литература; 3) миссионерство и религиоведение; 4) каноническое право; 5) пастырское богословие и образование; 6) христианское богослужение, а также диплом доктора философии PhD (второй цикл обучения). Студенты иного вероисповедания получают специальный диплом аспирантуры.
Длительность обучения зависит от выбранной специализации и составляет 4 семестра для магистров и 6 семестров для получения диплома по философии, в который включаются 4 семестра первого цикла. В течение первого цикла аспиранты посещают 12 двухчасовых лекций (в неделю) распределенных по первым трем семестрам и представляют по 2 исследовательских статьи в каждом семестре. В 4 семестре под руководством научного руководителя они работают над диссертацией. Для того, чтобы получить степень магистра, требуется а) успешная сдача экзаменов по предметам; б) сдача 6 исследовательских подготовительных статей и диссертации.
Диссертация оценивается комиссией из 3 членов, которые оценивают также статьи студента. Общее количество кредитов: 24 за лекции, 18 за статьи и 7 за диссертацию. Тема магистерской диссертации должна быть специализированным, относительно оригинальным исследованием, объемом 100 страниц (2000 слов на странице). Магистерская диссертация должна быть защищена не позднее 4 лет с начала обучения на магистерской программе.
В течение второго цикла обучения, который нацелен на написание докторской диссертации, три члена консультативного комитета могут предложить аспиранту посещение специальных лекций в каждом семестре вместе с написанием диссертантом квалификационной работы.
3.1.2 Белградский университет.
Стандарт бакалавра теологии Белградского университета рассчитан на 4 года обучения (240 кредитов – на 2009 г., в 2008 г. было трехлетнее обучение и 180 кредитов). Программа включает в себя 37 предметов, в том числе 5 предметов по выбору, начиная со 2 курса. Обучение завершается написанием выпускной квалификационной работы трудоемкостью 10 кредитов.
Магистерская программа может быть трудоемкостью 2 семестра (60 кредитов) или 4 семестра (120 кредитов). Общая магистерская программа, продолжительностью 1 год обучения (60 кредитов) включает 3 предмета по выбору и 1 обязательный – русский язык, а также написание магистерской работы, трудоемкостью 25 кредитов. Магистерская программа в области практического богословия трудоемкостью 4 семестра является дополнением к 3-х годичной программе бакалавра и включает в себя 7 обязательных дисциплин, 7 предметов по выбору и написание выпускной квалификационной работы, трудоемкостью 25 кредитов.
3.1.3. Софийский университет.
Стандарт бакалавра теологии предполагает приобретение студентом обширных теоретических знаний и практических навыков широкого профиля в рамках библейско-богословского, исторического, систематического и практического направлений. Целью подготовки бакалавров теологии является подготовка священнослужителей Болгарской православной церкви организация, административных работников церковных учреждений, социальных работников для государственных и церковных структур, научных работников богословских и церковно-исторических институтов, учителей духовных училищ, начальных и средних светских училищ для преподавания религии (присваивается квалификация «Учитель религии»), исследователей в области церковной археологии и христианского искусства, консультантов, представителей и экспертов в различных организациях. Бакалавр имеет право продолжить обучение для получения образовательно-квалификационной степени «магистр» и затем научно-образовательной степени «доктор».
Изучение стандарта бакалавра богословия свидетельствует о совмещении в одном стандарте старой (часовой) системы оценки трудоемкости курсов и новой (ETCS) кредитной системы. Продолжительность подготовки бакалавра богословия – 4 года (8 семестров). В отличие от практики многих теологических факультетов Европы каждый учебный курс, входящий в обязательную или факультативную программу изучается на определенном году обучения. Выбор курсов существует только в рамках избранной специализации. Количество обязательных дисциплин – 42, дисциплин по выбору – 30, факультативов – 11.
В стандарте, в отличие от образовательных стандартов России, минимальное количество часов отводится на дисциплины общей подготовки. Общая трудоемкость подготовки бакалавра теологии – 240 ETCS (при европейской норме – 180 ETCS, предполагающей обучение по программе бакалавра в течение 3 лет). Обучение завершается написанием квалификационной работы (10 ETCS) и сдачей экзамена. Трудоемкость курса оценивается 1 кредит=6 часов аудиторных занятий студента.
Программа подготовки магистра богословия по библеистике рассчитана на 2 года (3 семестра), трудоемкость 120 кредитов. Программа подготовки магистра богословия «современные аспекты богословия» рассчитана на 1 год (2 семестра), трудоемкость 60 кредитов. В обеих программах 60 % обязательных предметов и 40 % предметов по выбору. Обучение завершается написанием магистерской диссертации, трудоемкостью 15 ETCS, что типично для большинства магистерских работ в вузах Европы.
3.1.4. Бухарестский университет.
Программы подготовки бакалавра Бухарестского университета рассчитаны на 4 года (240 кредитов), магистра на 2 года (120 кредитов). Система кредитов, используемая в Бухарестском университете отличается от Болонской ETCS. Бакалавры получают подготовку по направлениям: пастырское богословие, богословие – классическая филология, богословие – культурное наследие, богословие – филология, богословие – религия, богословие – социальная работа. Специализация начинается с выбора абитуриентом кафедры, по которой он будет специализироваться. Это сводит к минимуму необходимость в курсах по выбору, т.к. выбор уже сделан в рамках специализации. То же самое относится к программе подготовки магистров, в которой все курсы обязательные. Магистры на богословском факультете могут получить специализацию по следующим направлениям: история и традиция, библейская экзегетика, доктрины и культура, пастырство и миссия, специальная миссия Церкви.
3.2. Католические факультеты Европы: Левенский университет.
Католический университет Левена несмотря на то, что перешел на Болонскую систему, тем не менее, продолжает сохранять специфические особенности своей образовательной системы. Первая квалификация на факультете богословия – бакалавр в области богословия и религиоведения. Трудоемкость курса 180 кредитов (3 года обучения). Программа подготовки бакалавра включает обязательные курсы и курсы по выбору, которые включаются в индивидуальный план работы студента. Обязательные курсы, как правило, читаются не ежегодно, а с периодичностью в 3 года. Таким образом студент за время обучения имеет возможность изучить все необходимые курсы по индивидуальной программе. Программа делится на 3 стадии в соответствии с годом обучения.
Студенты изучают 5 богословских курсов на каждом этапе обучения, 2 библейских курса, 2 курса из блока «религиоведение», по 1 курсу из философской компоненты. Помимо обязательных курсов студенты должны выбрать один элективный курс на первой стадии и два элективных курса в течение второй и третьей стадий. Студенты обязаны выбрать, по крайней мере, один предмет в области классических языков и один предмет в области канонического права в течение первой, второй или третьей стадии обучения. Студенты, которые никогда не изучали каноническое право до поступления на эту программу, должны изучить курс «Основы канонического права», который является вводным для всех курсов этой области.
В рамках собственного плана обучения студент может выбрать современный язык в качестве курса по выбору. Студенты первой стадии и все вновь принятые студенты второй стадии (по сокращенной программе подготовки бакалавра, имеющие диплом бакалавра в области гуманитарных дисциплин) изучают «Введение в теологию». Студенты второй и третьей стадии посещают междисциплинарный семинар и пишут эссе на каждой стадии. Эссе пишется под руководством члена факультета. По завершении обучения при условии выполнения всех предписанных программой требований выдается диплом бакалавра богословия.
Программа магистра в области богословия и религиоведения рассчитана на 1 год обучения (60 кредитов). Цель программы – повысить компетентность студентов в области богословия и религиоведения, подготовить к самостоятельным исследованиям в области теологии и религиоведения, подготовить экспертов в области отношений Церкви и общества. С одной стороны, студентам дается возможность специализации и написания магистерской диссертации по одной из шести дисциплин факультета: библеистика, систематическое богословие, богословская этика, история церкви и теология, пастырское богословие, религиоведение. С другой стороны, программа продолжает давать общую ориентацию в междисциплинарных академических исследованиях христианской веры в мультикультурном и мультирелигиозном социальном контексте.
Перед началом академического года каждый студент приглашается к выбору основных областей специализации. Необходимо выбрать три курса и один семинар (16 кредитов) предлагаемых наряду с основной программой. Студенты также должны написать диссертацию (16 кредитов) объемом 30-50 страниц (15.000-25.000 слов) под руководством члена исследовательского департамента.
Диссертация должна иметь отношение к предмету в области религиоведения или богословия. Текст может быть написан на английском, французском, голландском или немецком. Студенты выбирают руководителя и тему диссертации на основе опубликованного списка тем исследований (обновляется ежегодно). В начале учебного года факультет теологии организует семинар по написанию диссертации для помощи студентам в подготовке тезисов. Два элективных курса по выбору (8 кредитов), как правило, также относится к области исследований студента.
Хотя 2/3 программы (40 кредитов) как объяснено выше, посвящены специальному исследованию, важной политикой факультета теологии остается поощрение студентов к продолжению занятиями в других областях богословия и религиоведения. При успешном завершении обучения студенты получают степень магистра теологии и религиоведения, а не просто степень по специализации исключительно в богословской этике или библеистке. Для получения расширенной специализации студенты включают один курс из каждого из оставшихся основных пяти (20 кредитов) в свою индивидуальную исследовательскую программу.
Индивидуальная исследовательская программа студента, специализирующегося в области библеистики, например, может выглядеть следующим образом:
Основной курс 1: Основные повествования Библии: от творения до царей.
Основной курс 2: Богословие и герменевтика Нового Завета
Основной курс 3: Пророческие книги
Основной семинар 1: Семинар по библеистике: Ветхий Завет
Элективный семинар 1: Библейский греческий язык II часть
Элективный семинар 2: Еврейский 1с.
Тема магистерской диссертации: Семантический анализ «Нахав» в Исх. 20.14 в контексте сексуальной этики в Еврейской Библии.
Магистерский курс 2: богословие межрелигиозного диалога.
Магистерский курс 3: этика мира, войны и международных отношений
Магистерский курс 4: Церковь и богословие в современном мире
Магистерский курс 5: Пастырская миссия для глухих и слабослышащих
Магистерский курс 6: индуизм.
Поступление на программу магистра теологии и религиоведения основано на детальном изучении и оценке предшествующего обучения вступительной комиссией факультета. Студенты, которые успешно завершили обучение по программе бакалавра в области богословия и религиоведения или имеют завершенное обучение по эквивалентной программе семинарии могут поступить на магистерскую программу без дополнительных требований. Абитуриенты, которые имеют степень бакалавра по другой дисциплине в области гуманитарных наук, могут подготовиться самостоятельно в области по сокращенной программе бакалавра теологии. Каждому абитуриенту предложена индивидуальная программа, принимающая во внимание приобретенные кредиты и компетентности.
Следующей ступенью является магистр теологии и религии с расширенной подготовкой.
Подготовка магистра в области теологии и религии с расширенной подготовкой занимает 1 год (60 кредитов). Данная специализация является преддокторской степенью. Специализация, избранная на первичной магистерской программе, развивается в высокоспециализированную исследовательскую программу и исследовательскую статью, демонстрирующую способность студента продолжать обучение на докторской программе. Студентам также предлагается интенсивное обучение в различных областях теологии и религиозных исследований, предполагающую специализацию вместе с продолжающейся общебогословской подготовкой. Как правило, выбор двух курсов по выбору (8 кредитов) относится к теме исследования студента.
Индивидуальная программа студента имеет трудоемкость 60 кредитов. До начала академического года каждый студент должен выбрать область специализации. Он выбирает три курса и один семинар (16 кредитов), предлагаемых внутри выбранного направления. Студенты также должны написать исследовательскую статью (16 кредитов), в которой они представляют результаты своего исследования по оригинальной теме исследования. Статья должна быть приблизительно 50 страниц (25000 слов) и представлять собой структурированное и последовательное изложение вопроса.
Статья должна включать оценку уже сделанных исследований и давать аргументацию актуальности рассматриваемой проблемы. Студенты, которые были членами первоначальной магистерской программы, могут продолжить и расширить свои диссертации до 80-100 страниц (40000-50000 слов).
Индивидуальная программа обучения студента, специализирующегося в области систематического богословия, может быть такой.
Основной курс 1: Вопросы современного систематического богословия
Основной курс 2: Богословие христианской доктрины
Основной курс 3: Экуменизм.
Основной семинар 1: семинар по фундаментальному богословию
Элективный 1: Философия религии
Элективный 2: немецкий язык.
Тема диссертации: «Парадигма изменения в теологии»? Исследование содержания, результатов и рецепции проекта Ганса Кюнга и Дэвида Трейси.
Основной курс 2: Послания св. ап. Павла.
Основной курс 3: Вера, библейская мысль и этика.
Основной курс 4: Церковь и теология в средние века.
Основной курс 5: Церковь, вера и СМИ.
Основной курс 6: Ислам и современное общество.
Докторская программа. Расширенная программа магистра по теологии и религиоведению обычно используется как преддокторская программа. Как и докторские программы других университетов этот год дает возможность подготовить студента к погружению в докторское исследование. На протяжении курса докторской программы, которая обычно предполагает три года исследований. Докторская программа подготовки трудоемкостью 3-4 года предполагает наряду с написанием докторской диссертации изучение нескольких спецкурсов. Объем диссертационного исследования не должен выходить за пределы 150-175 тыс. слов (ок. 300 страниц А4). Любое отклонение от этой нормы должно получить одобрение исследовательского департамента и должно быть одобрено докторской комиссией.
3.3. Протестантские факультеты Европы: университет Осло.
Программа подготовки бакалавра теологии университета Осло (Норвегия) по направлению «богословие и христианство» имеет своей целью изучение целого спектра тем, связанных с происхождением христианства, его исторического и систематического развития, ключевых Священных текстов, межрелигиозного и межкультурного диалога, этики и других предметов. Бакалаврская программа является первой частью пятилетней программы в области богословия, которая является обязательной частью для подготовки служителей Лютеранской церкви Норвегии. Время обучения по программе бакалавра – 3 года. Трудоемкость 180 кредитов. Кроме общеобязательных дисциплин богословской подготовки программа включает курсы по выбору.
Магистерская программа подготовки предполагает обучение по двум направлениям: «интерконтекстуальное богословие», «религиозные корни Европы». Трудоемкость программы – 120 кредитов или 2 года обучения.
Первый год обучения посвящен изучению курсов и семинаров, из которых 1/3 составляют курсы по выбору. Второй год посвящается написанию магистерской диссертации. Обязательные курсы касаются главных направлений интерконтекстуального богословия, освобождения и феминистского богословия, межрелигиозного диалога и постколониальных и глобализационных исследований. Курсы по выбору предполагают исследование ключевых библейских текстов в религиозном, культурном и политическом контексте. Кроме того, особое внимание уделяется межрелигиозным отношениям, вопросам диалога Церкви и общества и т.д. Курсы по выбору меняются каждый семестр.
Цель образовательной программы дать студентам глубокие знания теории и методов, относящихся к интерконтекстуальному богословию и применить эти методы ко всем богословским дисциплинам.
Магистерская диссертация оценивается в 60 кредитов и представляет собой самостоятельное исследование объемом 80-100 страниц. Как правило во втором семестре студентам предлагается семинар по написанию магистерской диссертации.
После окончания всей программы обучения вместе с дипломом о получении соответствующей квалификации выдается Европейское приложение к диплому, в котором представлена детальная информация о степени и системе высшего образования Норвегии.
4. Перспективы взаимодействия европейской и отечественной систем богословского образования.
В заключение необходимо подчеркнуть ряд уровней возможного взаимодействия европейской и отечественной систем богословского образования.
1) Взаимодействие с православными богословскими учебными заведениями Европы. Данное взаимодействие необходимо и может быть осуществлено как в рамках уже сформированного Европейского форума православных богословских факультетов Европы, так и в рамках отдельных договоров ведущих богословских центров России и Европы. Такое взаимодействие позволило бы укрепить межправославные связи посредством обменов профессорами, студентами, участия в совместных научных проектах, конференциях, семинарах и других мероприятиях. При этом вопрос о взаимном признании ученых степеней и ученых званий мог бы быть решен на уровне межцерковных или межвузовских соглашений.
2) Взаимодействие с инославными богословскими учебными заведениями Европы. Данное взаимодействие может быть осуществляемо в рамках отдельных договоров ведущих богословских центров России и Европы. При этом на уровне межвузовских соглашений можно решить вопрос о признании дипломов, выдаваемых в богословских учебных заведениях России. Межвузовские обмены по целевым программам подготовки студентов в отдельных областях специализации также можно осуществлять в рамках двусторонних договорных отношений.
Тем не менее, вышеуказанный способ интеграции в современную европейскую систему высшего образования является ограниченным по своим возможностям в отличие от полного вхождения в Болонский процесс всей системы духовных учебных заведений России путем реализации в них государственных образовательных стандартов по направлению «теология».
Необходимость такого перехода обусловлена следующим.
1. Переход на двух (трех) уровневую систему образования в рамках Болонского процесса регулируется как международным, так и национальным законодательством. Вступить в Болонский процесс и добиться универсального признания посредством введения инструментов Болонского процесса, таких как Diploma Supplement и кредитной системы оценки ETCS можно только посредством взаимодействия с национальными центрами стандартизации ENIC/NARIC (www.enic-naric.net)
2. Участниками Болонского процесса являются национальные образовательные системы и вузы, получившие государственную аккредитацию в рамках национальной образовательной системы.
3. Для признания богословского образования в духовных школах России необходимо получение духовными школами государственной лицензии и аккредитации.
4. Получение государственной лицензии и аккредитации даст возможность духовным школам России стать полноправными участниками Болонского процесса (выдавать универсальное Европейское приложение к диплому Diploma Supplement).
5. Духовные школы, став полноправными участниками Болонского процесса, могут осуществлять более интенсивное и, что немаловажно, равноправное взаимодействие с научно-богословскими центрами Европы по обмену студентами и преподавателями, научным стажировкам, постдокторским программам и т.д.
Означает ли переход на Болонскую систему упразднение характерных особенностей национальных систем образования? Нет, не означает. В отношении системы высшего светского образования в России это подразумевает сохранение роли Высшей Аттестационной комиссии Федерального агентства по надзору в сфере образования и науки в отношении утверждения защит кандидатских и докторских диссертаций. Это также означает, что болонская трехуровневая система в России будет продолжать существовать в несколько измененном варианте бакалавр-магистр-кандидат наук-доктор наук.
При этом согласно международным документам, в частности, документу совещания Европейской Сети национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности (ENIC) (8-11 июня 1997 г.) «ученую степень кандидата наукследует рассматривать как подлежащую признанию на уровне первой докторской степени», «ученую степень доктора наук следует рассматривать как подлежащую признанию на уровне второй докторской степени». В то же время согласно документам ВАК России ученую степень доктора по Болонской системе следует признавать эквивалентной ученой степени кандидата наук, и лишь в исключительных случаях на основании особого решения ВАК эквивалентной степени доктора наук.
Для российской системы богословского образования это означает необходимость сохранения системы двух ученых степеней, поскольку интеграция в российскую систему образования предполагает обязательное наличие докторов наук в диссертационных советах по защите кандидатских и докторских диссертаций.
Доклад епископа Амвросия на заседании комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, г.Киев, 14 мая 2010 г.