07.02.2012 | 

Духовно-нравственное воспитание: совместные действия Церкви и школы. Проблемы и пути их решения

Выступление ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Гатчинского Амвросия на VI Межрегиональных Рождественских образовательных чтениях в г. Тихвине Ленинградской области 7 февраля 2012 года.

Священное Писание говорит нам, что всему в нашем мире отведено свое время. Несомненно и то, что каждое время ставит перед Церковью свои задачи, и сейчас приоритетной задачей Церкви является духовное просвещение и образование. Мы призваны восполнить тот духовный вакуум, который образовался в результате семидесятилетней политики воинствующего атеизма, и за последние десятилетия, когда множество людей принявших Таинство Крещения не получили должного наставления в христианском учении.

Перед нами стоит задача сделать все от нас зависящее для того, что бы новые поколения имели возможность знать о Боге и Церкви, о христианской культуре, слышать Евангельское слово. В решении этих задачи важнейшая роль отводится сотрудничеству Церкви с общеобразовательной школой. Это особенно актуально в связи с введением со следующего учебного года во всех регионах России нового предмета ОРКСЭ (Основы религиозной культуры и светской этики), один из модулей которого – «Основы православной культуры».

Совсем недавно в Москве прошли очередные, уже двадцатые, Рождественские чтения. Открывая их, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что знакомство с духовным наследием православной Церкви это не просто одна из задач нашего общества, но это первоочередная задача, от решения которой зависит будущее нашей Родины. «Вот почему – сказал Святейший Патриарх – вопрос воспитания, если мыслить стратегически, смотреть в будущее, в том числе в будущее наших стран, — это не вопрос 29-й в государственной повестке дня и не самый последний вопрос в программе политических партий, как это иногда бывает. Это самый главный, фундаментальный вопрос. Без этого ничего не получится, без этого мы все будем легко управляемы»[1].

Понимание этой проблемы, высказанной предстоятелем нашей Церкви, нашло отражение также и в докладах государственных деятелей: представителей столь важных для жизни общества министерств Образования и Культуры. Школа нуждается в том, чтобы дети обучались не только общеобразовательным предметам, но и получали уроки нравственности. Неслучайно поэтому, что в новом Государственном стандарте образования важной составляющей образовательного процесса является духовно-нравственное воспитание. Именно преподавание ОПК (Основ православной культуры) должно послужить решению этой задачи. И если с радостью мы можем свидетельствовать о понимании роли и позиции Церкви в деле воспитания подрастающего поколения на самом высоком государственном уровне, то, к сожалению, на местах, в отделах комитетах образования и в школах зачастую не понимают назначение нового предмета. Очень часто родители просто лишены своего права выбрать для своих детей один из предлагаемых модулей предмета ОРКСЭ. Они даже не знают, что в соответствии с указом президента России, именно родители должны сделать выбор, что будут изучать их дети — Основы православной культуры, или Историю мировых религиозных культур, или Светскую этику.

К преподаванию ОПК работники школ зачастую просто не готовы. На прошедших недавно в Санкт-Петербурге Знаменских чтениях одним из специалистов в области образовательной системы было отмечено что «в педагогических вузах и колледжах отсутствуют предметы «Православная педагогика» и «Православная культура» и нет альтернативы безрелигиозной антропологии и светской педагогике. Поэтому полученные знания фрагментарны, а выпускник такого вуза является профессионально некомпетентным для реализации задач новой предметной области. Еще труднее педагогам со стажем: их мировоззрение формировалось в эпоху безраздельного господства атеизма»[2].

Но не только администрация школы и педагоги, а часто сами родители не могут взять на себя ответственность за этот выбор. Возможно, это не так уж удивительно, если мы будем учитывать, что в своем большинстве, родители сегодняшних школьников — это люди, юность которых пришлась на конец 80-ых и начало 90-ых годов, переломную, в том числе и в нравственном плане эпоху, одним из девизов которой стал лозунг «Разрешено все, что не запрещено». Кризис семьи и традиционных базовых ценностей, психология потребления, разгул коррупции, наркомания и алкоголизм, неуважение к старшим…- список пороков современного общества можно продолжать. Не закономерное ли это следствие отсутствия религиозного воспитания и торжества так называемой светской этики, которая в своем развитии, в итоге, подошла к релятивизму, отказу признавать абсолютность понятий «добра» и «зла», принимая изменчивость и относительность жизненных ценностей. Тем не менее, именно предмет «Светская этика» лидирует среди всех модулей ОРКСЭ, именно в его пользу сделали выбор большинство школ.

Мы знаем из опросов, что в связи с введением нового предмета большинство родителей ожидают улучшения взаимоотношений с детьми, их духовного, нравственного и культурного развития.[3] Но оправдает ли такие надежды изучение предмета Светская этика? Напротив, в отличие от светской этики, изучении Основ православной культуры может привить молодому человеку те нормы и правила, которые не меняются уже на протяжении тысячелетий, и которые положены в духовную основу нравственности, и без знакомства с которыми совершенно бесполезно говорить о возрождении России.

Если, как мы считаем, изучение светской этики несколько не поможет воспитанию нравственности среди подрастающего поколения, то не послужит этому изучение еще одного из модулей ОРКСЭ — «Истории мировых религиозных культур». Конечно, никто не сомневается что современный образованный человек должен иметь познания обо всех мировых религиях, но несомненно так же и то, что знакомство с традициями других культур должно осуществляться после знакомства с традицией сформировавшей духовный и культурный облик России. Конечно, мы живем в многополярном, многонациональном, и многоконфессиональном мире. Причем мы видим, что сегодня и в Европе и в России межнациональные отношения обострятся. Не так давно один из европейских политиков заявил о провале попытки построить мультикультурный мир. В этой связи мы можем сказать, что основой крепкого мира между людьми разных традиций и убеждений должно служить, прежде всего, знание своей традиции. Нашу позицию подтверждают исследовательские данные. В период с 2006 по 2009 годы восемь европейских университетов (включая Русскую христианскую гуманитарную академию) осуществляли научно-исследовательский проект «Религия в образовании». Согласно полученным данным во всех, без исключения, опрошенных национальных группах, включающих в себя подростков 14 -16 лет, оказалось, что школьники, в жизни которых религия занимает важное место, проявляют больше уважения к чужим религиозным традициям.

Для нас совершенно очевидно, что только тогда, когда человек воспитан в своей культурной традиции, знает и уважает ее, он может отнестись и с пониманием и уважением к носителям иных традиций и культур. Поэтому мы убежденны в том, что преподавание ОПК для российского общество жизненно необходимо, так как именно этот предмета может послужить к установлению мира в нашем обществе.

Но, к сожалению, не все разделяют наше видение и наши надежды. «Обращаю ваше внимание – сказал на прошедших Рождественских чтения Святейший патриарх Кирилл — на то, что в школе иногда изучение Православной культуры подменяется неким общим религиоведческим курсом, исходящим из секулярного подхода к религии. В этом случае искажается главная цель духовно-нравственного образования, а именно приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья. Нам придется терпеливо преодолевать эти трудности»[4].

Хотя вот уж как двадцать лет нет Советского Союза, но в умах людей по-прежнему живут стереотипы столь распространенные в атеистическом обществе. Эта ситуация может и должна меняться. В связи с этим на всех нас, на духовенстве и мирянах, ложится особая ответственность, говорить людям и об их правах в деле выбора одного из модулей ОРКСЭ, объяснять как важно и жизненно необходимо знакомство школьников именно с ОПК, показывать необоснованность страхов связанных с введением нового предмета. Особую роль в этом призваны исполнить ответственные за религиозное образование в благочиниях города и области. Каждый человек, занимающий эту должность, должен знать ситуацию с преподаванием ОПК в своем благочинии, быть знакомым с преподавателем этого предмета, а также предпринимать усилия по созданию добрых отношений между школой и Церковью. Быть может, это и не так сложно осуществить, ведь прихожанами наших храмов являются и школьники, и родители, но также и учителя.

В нашей епархии уже много примеров доброго и конструктивного отношения Церкви и школы: студенты магистратуры СПбДАиС проводят уроки в пяти общеобразовательных школах, посвященные православной культуре, в двенадцати школах прошли уроки «Казанский собор – памятник воинской славы», это также конкурс «Уроки любви и верности», посвященный Святой Ксении Блаженной и общее проведение праздников на уровне приход –школа, благочиние – район. Это также совместное восстановление храмов, создание туристических маршрутов по духовно-историческим памятникам города и области, это летние детские лагеря и поисковые отряды. Хорошим примером может послужить инициатива Гатчинского благочиния, где за каждой школой закреплен священник.

Наши совместные усилия должны послужить тому чтобы ситуация вокруг нового предмета ОРКСЭ постепенно менялась. И она действительно будет меняться, если педагогическое сообщество осознает, что по отношению к подрастающему поколению и у школы и у Церкви одни и те же задачи. Мы призваны сделать все возможное для того чтобы у сегодняшних школьников появились все возможности вырастать достойными сыновьями и дочерями своей Родины. И по нашему убеждению это возможно только тогда когда у молодых людей появится возможность знакомиться с Православием, являющимся культурообразующей основой России, и знать Евангельские заповеди, без соблюдения которых невозможно представить созидание достойного гражданского общества.


[1] См. также: Доклад Святейшего патриарха КИРИЛЛА на XX Международных Рождественских образовательных чтениях / Сайт: eoro.ru, раздел «Публикации».

[2] См Розина О.В. Подготовка педагогов к преподаванию основ православной культуры: отдельные проблемы и направления // Окружной этап Международных Рождественских чтений «Межрегиональные Знаменские образовательные чтения» (СЗФО). «Система образования и Церковь: сотрудничество в духовно-нравственном развитии.: и воспитании детей»: материалы конференции/ под общ.ред. М.В.Захарченко и др. СПб.: СПб АППО, 2012. С.24-31.

[3] См.: Аксенов И.В., прот. Анализ результатов апробации курса ОРКиСЭ в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области. Возможные проблемы // Окружной этап Международных Рождественских чтений «Межрегиональные Знаменские образовательные чтения» (СЗФО)… С.83-89.

[4] См. также: Доклад Святейшего патриарха КИРИЛЛА на XX Международных Рождественских образовательных чтениях / Сайт: eoro.ru, раздел «Публикации».

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.