12.03.2014 | 

Духовные основы становления личности: аспекты богословия, образования и воспитания

Необходимость духовно-нравственного воспитания очевидна для большей части как педагогического сообщества, так и его управленческого аппарата. Именно поэтому в новом государственном стандарте образования одной из составляющих образовательного процесса названо духовно-нравственное воспитание. Общество и родители ждут, что школа будет не только давать знания, но и воспитывать.

Забота о духовном становлении личности, воспитании детей и молодежи, должна стоять во главе как государственных, так и церковных интересов, ведь совершенно ясно, что от того, каким вырастет поколение сегодняшней молодежи, зависит будущее всей России. «Вот почему – говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – вопрос воспитания, если мыслить стратегически и смотреть в будущее <…>, — это не вопрос 29-й в государственной повестке дня, и не последний вопрос в программе политических партий, как это иногда бывает. Это самый главный, фундаментальный вопрос. Без этого ничего не получится, без этого мы все будем легко управляемы». Необходимо отметить, что курс на воспитательную и социальную работу Церкви в молодежной среде был обозначен Патриархом с момента его избрания. В своей речи на Интронизации 1 февраля 2009 г. в Храме Христа Спасителя Святейший отметил, что «предметом нашей особой заботы станет молодежь, которая сегодня особенно нуждается в духовном руководстве. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям – как бы это не было трудно для нас, людей среднего и старшего поколения, – помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье».

Говоря о личности молодого человека и его духовном становлении, необходимо сказать о библейском взгляде на человека. Согласно Священному Писанию, человек несет на себе отпечаток Божества – таинственный образ Божий. И реализация человеческой жизни зависит от того, сможет ли человек раскрыть в себе эту частицу Божественной жизни. Библейское воззрение на человека рассматривает человека во всей его полноте. Человек, по апостолу Павлу, это «дух – душа – тело».  В этой динамичной схеме душа располагается между духом, тем что роднит человека и с Богом, и с телом. Чем выше устремляется душа, тем ближе человек к своему духовному призванию, чем ближе душа к телу, тем больше человек зависит от инстинктов и своего животного начала.

Формирование души начинается с самых первых дней появления на свет и должно продолжаться всю жизнь. Одним из важнейших факторов в этом деле выступает процесс образования и воспитания. В настоящее время мы можем наблюдать очень тревожную тенденцию смены (или, вернее, подменны) традиционных парадигм общественной жизни. Это выражается, прежде всего, в отказе от традиционных культурных устоев и даже природных норм.

В современном мире педагогика непосредственно интегрирована в общественную жизнь. И потому те изменения, те кризисы, которые претерпевает общество, прямо отражаются на состоянии и развитии педагогики, а та, в свою очередь, влияет на общественную жизнь. Сейчас мы  стали свидетелями глубоко кризиса практической педагогики (появился даже термин «школьная дезадаптация»), а столь значимые, во все времена, для педагогики связи по оси «семья – школа» и «общество – индивид» на наших глазах претерпевают катастрофические изменения. Можно сказать, что современная система воспитания, прежде всего школа, и в России, и в Европе — оказалась неготовой дать ответы на вызовы времени.

Вместе с тем, очень трудно предложить появление чего-то нового, что сможет заменить веками сложившуюся систему воспитания и образования. Более того, если мы остановимся на основных вехах становления педагогической науки, мы увидим ее актуальность для сегодняшнего дня.

Длительное время педагогика не была профессиональным занятием, и это понятно: воспитанием и образованием занималась семья, община, Церковь. Первые упоминания о школе восходят к древнему Египту. На вопросах воспитания останавливали свое внимание Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон. Сами слова: «школа», «гимназия», «академия» пришли в нашу жизнь из мира греческой культуры. История же педагогики знает такие понятия как «афинская» и «спартанская» системы воспитания. Как самостоятельная дисциплина педагогика формируется только в новое время, в XVII веке, когда начинается профессиональная подготовка учителей. Первая же учительская семинария открывается в Германии только в 1732 году.

Еще первая педагогическая система, разработанная чешским епископом Яном Коменским, несла в себя такие актуальные до сего дня методики обучения, как классно-урочную структуру, чередование занятий и отдыха, концепцию «школа – игра» и «школа – театр». Не потеряли своего значения также идея непрерывного образования и теория элементарного обучения (ее создателем стал Иоганн Генрих Песталоцци), которое включает в себя умственное, нравственное, физическое и трудовое обучение. До ныне важен также и принцип «культуросообразности» (Фридрих Дистерверг) подразумевающий, что процесс воспитания должен соответствовать условиям места и времени.

Выдающийся Российский педагог  К.Д. Ушинский (1824 – 1870) в своем капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», дал анализ процессов внимания, памяти, воображения, эмоций и воли. Именно Ушинский ясно показал, что  воспитание неотделимо от обучения: «Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека».

Итак, одна из основных категорий педагогики это воспитание – социальное, целенаправленное создание условий для восприятия человеком интеллектуального, исторического, нравственного, культурного и духовного опыта. Хранительницей же духовного и культурного опыта в России выступает Церковь, именно поэтому знакомство сегодняшних школьников с многовековой культурой православия выступает гарантом сохранения вечных ценностей и органичного формирования личности современного молодого человека.

Необходимость духовно-нравственного воспитания очевидна для большей части как педагогического сообщества, так и его управленческого аппарата. Именно поэтому в новом государственном стандарте образования одной из составляющих образовательного процесса названо духовно-нравственное воспитание. И общество и родители ждут, что школа будет не только давать знания, но и воспитывать. Именно эту задачу и призвано решать преподавание дисциплины «Основы православной культуры», являющейся модулем в комплексном учебном предмете «Основ религиозных культур и светской этики».

Мы надеемся, что благодаря совместным усилиям всего нашего общества, включая и школу, и представителей Церкви, молодые поколения россиян будут вырастать умными, добрыми, знающими и любящими историю и культуру своей великой Родины.

Доклад архиепископа Петергофского Амвросия во время «круглого стола» на тему «Формирование основ культурно-исторического и духовно-нравственного просвещения», организованном Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ совместно с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 12 марта 2014 года. Санкт-Петербург, Таврический дворец

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.