03.12.2022 | Церковь и мир

Введение Богородицы во храм: в этот день в храме впервые поют «Христос раждается, славите!»

Для того чтобы встретить Бога, Дева Мария должна была приготовиться. Так и каждому из нас бывает нужно место, где можно остаться в тишине и вспомнить, что кроме дел и забот этого мира есть кое-что и поважней

Праздник Введения Богородицы во храм (4 декабря) посвящен совершенно неканоническому событию. В иконе Введения Богородицы во храм отражена и хроника события праздника (как его передает церковное Предание), и его смысл.

В центре иконы – трехлетняя Дева Мария, которую привели в храм Ее родители – Иоаким и Анна. Долгое время они были бездетны и принесли обет: если Господь даст им родительское счастье, то младенца они посвятят Богу. Это было жертвой – отдать своего единственного, долгожданного ребенка.

Икона показывает исполнение обещания: Иоаким и Анна приводят маленькую Марию в храм, где семейство встречает иерусалимский священник. По церковному Преданию, им был праведный Захария, будущий отец Иоанна Предтечи, поэтому на иконе его голова окружена нимбом.

Позади священника – врата Святая Святых – особого места в иерусалимском храме, где в ковчеге хранились главные святыни иудейского народа. В Святая Святых даже первосвященник входил только один раз в году. Быть в Святая Святых для иудея значило почти то же, что видеть Бога и говорить с Ним, находиться в максимальной близости к Богу.

Джотто, Введение Марии во храм, 1305 год

Но когда Марию привели в храм, священник сделал то, что не делал до того дня никто никогда: по особому вдохновению он открыл дверь Святая Святых для трехлетней девочки.

Святая Святых – прообраз алтаря православного храма. В Православии Богородицу, родившую Христа, Саму стали называть «одушевленным храмом, вместившим невместимого Бога».

Для того чтобы встретить, вместить Бога, Дева Мария должна была приготовиться. Так и каждому из нас бывает нужно место, где можно остаться в тишине, прийти в себя и вспомнить, что кроме дел и забот этого мира есть кое-что и поважней.

И не зря именно в праздник Введения Богородицы во храм на службе впервые поют Рождественский канон, напоминающий – «Христос раждается, славите!»

Святая Святых – это и прообраз человеческого сердца: только в его сокровенной глубине человек может встретить Бога.

Тициан, Введение Марии во храм, 1534-1538 гг.

Прот. Всеволод Шпиллер: «Божия Матерь ребенком была приведена в храм. И этот праздник в Православной церкви празднуется как праздник детей, не только чистоты девства, но еще и чистоты детства. Редко кому дается в жизни сохранить девство тела. Но, по крайней мере, детскую душу, чистоту детской души мы должны стремиться сохранить в себе.

Сегодняшний праздник нас зовет к этому. И улыбается нам Пречистая Дева Мария своей поразительной, не только приснодевственной, но детскою улыбкой чистоты, такой детской ясности! И блажен тот, кто сумел сохранить в течение своей жизни эту детскую чистоту, ясность и простоту.

„Будьте как дети!“ – сегодняшний праздник нам и об этом напоминает».

Несмотря на младенческий возраст, Пресвятая Дева одета в мафорий – одежду, в которую одевались замужние палестинские женщины. Эта, казалось бы, незначительная деталь подчеркивает исключительную, особую роль Святой Девы в истории мира.

На голове священника кидар – головной убор священства иерусалимского храма. К кидару крепилась золотая дощечка с надписью: «Святыня Богу».

Джованни Дальорто, Введение Марии во храм, XVII век
Неизвестный немецкий автор, Введение Марии во храм, XVIII век
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Мозаика. Монастырь Хора в Константинополе (Кахрие Джами). Фрагмент, XIV век
Сано ди Пьетро, Введение Марии во храм, 1450 год
Бартоло ди Фреди, Введение Марии во храм, 1360 год

Жанна БЕЛИК,
Милосердие.RU

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.