Поклонение честным веригам апостола Петра совершается в воскресенье 29 января. Церковь чтит в этот день память мучеников Леониллы Лангонийской и ее внуков Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, а также мученика Данакта Иллирийского и святителя Гонората Арелатского. Два русских священника почитаются в воскресный день 29 января — праведный Максим Тотемский и священномученик Иоанн Петтай. В 2023 году 29 января — последнее воскресенье перед подготовкой к Великому посту или Неделя о Закхее. Уже в следующее воскресенье начнутся богослужения с использованием Постной Триоди.
Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 29 января.
Церковь сохранила для нас память о Закхее, хотя в свое время он был презираем соплеменниками, пусть и очень богат. Этот человек решился пойти на службу к захватчикам — римлянам. Занятие его состояло в сборе налогов с сограждан, но при этом никто не мог запретить ему добывать с «излишком», для себя. Иудейские учителя благочестия сторонились мытарей. Несмотря на свое богатство сборщики податей становились изгоями. Однако Спаситель откликнулся на просьбы Закхея, и после общения с Ним мытарь покаялся, изменил свою жизнь.
Краткий рассказ о святой семье, почитаемой в Испании, слушайте на радио «Вера».
Рассказ о подвиге церковного чтеца слушайте на радио «Вера».
Рассказ об одном из самых известных святых покровителей Франции слушайте на радио «Вера».
Краткий рассказ о священнике, ставшем юродивым, слушайте на радио «Вера».
Отец Иоанн хотел стать священником с юности. Закончить Рижскую духовную семинарию помешала война и нехватка средств — родители были простыми фермерами в Эстонии. На фронте он получил ранение и тогда уже обратился к первому епископу Эстонскому Платону за благословением на принятие сана. Так осенью 1918 года отец Иоанн начал свое священническое служение. В декабре тяжело заболела его мама. Отец Иоанн отправился в родной город Валгу, подконтрольный в тот момент Красной армии. Там его арестовали, и несмотря на ходатайства рабочих и крестьян, приговорили к расстрелу.
В прошлый раз мы остановились на каноне, который звучит в конце всенощного бдения после Евангельского чтения. Сегодня продолжим рассказывать о всенощном бдении с момента малой ектиньи. В переводе с греческого ектинья означает «прошение». Подробнее о значении этой молитвы читайте в нашем материале.
Песнопения церковного хора, возгласы дьякона, действия священника становятся понятнее, если следить за текстом последования Литургии или же ознакомиться с ним накануне.
Комментирует священник Стефан Домусчи
Комментирует священник Павел Великанов
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
«Для Закхея лично пришествие Мессии — катастрофа. — говорит святитель Иоанн Шанхайский, святой, ходивший босиком по Парижу, — Власти римлян должен придти конец, и торжествующий Израиль, конечно, отомстит ему за понесенный от него ущерб, за причиненные им обиды и притеснения. Но даже если это и не так, ибо Мессия, по свидетельству пророка, „идет праведный, спасающий — кроткий“, то всё же торжество Мессии должно принести ему — Закхею, только величайшее посрамление и лишение всего того богатства и положения, которые приобрел он страшной ценой своей измены Богу, родному народу и всем надеждам Израилевым.
…Но Закхей не хочет утверждаться в таких мыслях. Он хочет видеть Иисуса, чтобы узнать — твердо узнать: кто Он? И Закхей хочет, чтобы идущий мимо Проповедник был воистину Мессия Христос. Ему хочется сказать с пророками: „О, если бы Ты расторг небеса и сошел!“, пусть это даже связано с гибельной катастрофой для него — Закхея. Есть, оказывается, в его душе такие глубины, которых он и сам в себе доселе не ощущал, есть в нем горящая, пламенная, палящая, совершенно бескорыстная любовь к „Чаянию языков“, к начертанному пророками образу кроткого Мессии, который „взял на Себя наши немощи и понес наши болезни“. И при появлении возможности увидеть Его, Закхей не мыслит о себе.
…Любовь видит то, что недоступно равнодушному или враждебному взгляду. Самоотверженно любя образ Мессии, Закхей смог тотчас же узнать в проходящем Галилейском Учителе Христа Господа, а Господь, полный Божественной и человеческой любовью, увидел в этом смотрящем на Него с ветвей сикоморы Закхее те душевные глубины, которые были неведомы дотоле и самому Закхею: Господь увидел, что нимало не затемненная какой-либо корыстностью, горящая любовь к Святому Израилеву в этом сердце изменника может его возродить и обновить».