11.12.2022 | Церковь и мир

Воскресенье, 11 декабря 2022 года: что будет в храме?

Воскресный день 11 декабря в 2022 году открывает третью неделю Рождественского поста. Церковь обращается в молитве к мученикам первых веков христианства: исповеднику Стефану Новому, мученику Иринарху Севастийскому, Стефану, Василию, Григорию, и многим другим, пострадавшим за Христа Спасителя. Также 11 декабря мы чтим память русского святителя Феодора Ростовского, мощи которого находятся в старейшем Успенском соборе Ростова Великого. В 1937 году 11 декабря погиб священномученик митрополит Серафим Чичагов. И одновременно с ним расстрелянные, замученные за веру священники Алексий Веселовский, Алексий Смирнов, Василий Завгородний, Николай Крылов, преподобномученики Рафаил Тюпин и Викентий (Никольский), мученицы Анисия Масланова и Параскева Федорова. В 2000 году 11 декабря были обретены мощи священноисповедника Сергия Серебрянского.


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь  осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 11 декабря.


Воскресенье, 11 декабря 2022 года

В 1937 году на полигоне Бутово под Москвой был расстрелян мученик-митрополит Серафим Чичагов. К месту казни старца практически несли — измученный преследованиями и допросами, престарелый и больной, он уже не мог ходить. Прошло 85 лет со дня его расстрела 11 декабря. В ХХI веке священномученик Серафим возглавляет сонм новомучеников и исповедников — святых, пострадавших в самом сердце России в эпоху жесточайших гонений на Православную Церковь. Рядом с ним в Бутово 11 декабря 1937 года были расстреляны священники Алексий Веселовский и Алексий Смирнов, а также преподобномученик Рафаил Тюпин. Больше всего информации, дошедшей до наших дней, собрано о митрополите Серафиме. Сегодня мы предлагаем вам узнать его подробнее с помощью наших материалов: 

Тропарь священномученику Серафиму (Чичагову)

Воинство Царя Небеснаго/ паче земнаго возлюбив,/ служитель пламенный Святыя Троицы явился еси./ Наставления Кронштадтскаго пастыря/ в сердце своем слагая,/ данная ти от Бога многообразная дарования/ к пользе народа Божия преумножил еси./ Учитель благочестия/ и поборник единства Церковнаго быв,/ пострадати даже до крове сподобился еси./ Священномучениче Серафиме,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Перевод: Воинство Царя Небесного больше земного возлюбив, ты стал пламенным служителем Святой Троицы. Поучения Кронштадтского пастыря в сердце своем храня, данные тебе от Бога многообразные дарования на пользу народа Божиего ты преумножил. Ты был учителем благочестия и защитником единства Церковного, удостоившись пострадать за Христа до смерти. Священномученик Серафим, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак священномученику Серафиму 

Саровскому чудотворцу тезоименит быв,/ теплую любовь к нему имел еси,/ писаньми своими подвиги и чудеса того миру возвестив,/ верныя к его прославлению подвигл еси/ и благодарственнаго посещения/ самаго Преподобнаго сподобился еси./ С нимже ныне, священномучениче Серафиме,/ в Небесных чертозех водворяяся,/ моли Христа Бога// серафимския радости нам причастником быти.

Перевод: Ты носил одно имя с Саровским чудотворцем и имел к нему теплую любовь, в писаниях своих подвиги и чудеса его миру возвестив, верующих побудил его прославить и удостоился благодарственного посещения самого преподобного. С ним же сейчас, священномученик Серафим, в Небесных чертогах поселившись, моли Христа Бога стать нам причастниками серафимской радости.

Величание священномученику Серафиму 

Величаем тя,/ священномучениче Серафиме,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши за нас// Христа Бога нашего.


День памяти святых

Мученик Иринарх Севастийский и святые семь жен (303)

Многих казнил палач Иринарх, но однажды при мучениях семи христианок, он уверовал в Спасителя и исповедал себя христианином.

Преподобномученик и исповедник Стефан Новый (715 — 767)

ИКОНА

Игумена Стефана император гнал за открытое почитание икон. И дошел до того, что подослал наемных убийц. Краткое житие святого Стефана слушайте на радио “Вера”.  

Мученики Стефан, Василий, Григорий, другой Григорий, Иоанн и иные многие (VIII)

Мученики вошли в историю Церкви как воины, принявшие монашество и многие истязания до смерти за почитание святых икон.

Святитель Феодор Ростовский (1394)

ИКОНА

Племянник преподобного Сергия Радонежского, основатель нескольких монастырей и духовник. Краткое житие архиепископа Феодора слушайте на радио “Вера”

Новомученики и исповедники Российские

11 декабря 1937 года приняли мученическую смерть несколько прославленных в наше время святых. Они не пошли на сделку с советской властью, не отреклись от веры. К сожалению, мало подробностей их жизни дошли до наших дней, но сохранились некоторые тюремные фотографии, снятые для палача, и даты их жизни. Они были ровесниками многих из нас и наших родителей.

Священномученик Николай Крылов (26 апреля 1875 — 11 декабря 1941)

Он принял священство в 1925 году, то есть несколько лет после начала гонений на Церковь. Кроме стандартных обвинений в «антисоветской агитации»,  «распространении провокационных слухов о якобы имеющихся в СССР гонениях на религию» и помощи сосланному духовенству, его осудили за письма с благодарностью об исцелении. Через 5 лет после вынесения приговора в 1942 году супруга отца Николая получила из Карлага открытку, написанную мужем, где поверх его текста было надписано: «Ваш батюшка, отец протоиерей Николай, мирно опочил в ночь с 11 на 12 декабря». Накануне он был обобран уголовниками и замерз.

Священномученик Алексий Веселовский (15 февраля 1873 — 11 декабря 1937)

Священномученик Алексий Смирнов (8 февраля 1890 — 11 декабря 1937)

Преподобномученик Викентий Никольский (15 февраля 1873 — 11 декабря 1937)

Священномученик Василий Завгородний (1893 — 11 декабря 1937)


По старым фотографиям и воспоминаниям, молитве и благословению в наши дни написаны иконы мучениц-мирянок:

Мученица Анисия Масланова (11 декабря 1937)

Мученица Параскева Федорова (1882 — 11 декабря 1938)

Донос на верующую пожилую москвичку написала 18-летняя сотрудница НКВД Юдина, которую Параскева приютила после жалобного рассказа о ее страданиях. Юный агент НКВД почти год собирала сведения о небольшой общине православных, продолжающих молиться и поддерживать других верующих в 30х годах. В их числе в конце 1937 года была арестована и мученица Параскева:

«Я признаю, что у себя на квартире принимала монашек, предоставляла им свою квартиру для ночлега, посылала посылки монашкам, но ни в какой церковной контрреволюционной организации я не состояла». Через год она скончалась в Сиблаге и была погребена в безвестной могиле.  

Сегодня мы расскажем подробнее о священноисповеднике Сергии Сребрянском, мощи которого были обретены 11 декабря 2000 года,  и преподобномученике Рафаиле Тюпином, по молитве которого совершались чудеса еще при его жизни.

Священноисповедник Сергий Серебрянский (1 августа 1870 — 23 марта 1948)

«Плохих людей нет, есть люди, о которых особенно нужно молиться» говорил о.Сергий. А свидетели обвинения: «По своему общественному, умелому подходу к народу с религиозной стороны заслуживает особого внимания… Особенно способен на проповеди… В своих выступлениях с амвона призывает на единение и поддержку Церкви… Священник Сребрянский является политически вредным элементом, который должен быть срочно изъят». 

Читайте подробнее об о. Сергии в нашем материале.

Преподобномученик Рафаил Тюпин (20 июля 1886 — 11 декабря 1937)

Особенный интерес вызвало у сотрудников ОГПУ исцеление отцом Рафаилом бесноватой. Были опрошены жители села, которые все свидетельствовали о недуге несчастной женщины, которую в момент беснования едва могли удерживать несколько человек, а когда подводили к причастию в церкви, то ее с трудом могли удержать четверо сильных мужчин. Относительно чуда исцеления были опрошены верующие и неверующие, и все подтвердили подлинность чуда. Все свидетельствовали, что до исцеления больная «не могла даже воды принести и вообще ничего не делала, а сидела дома как глупая. Но после того, как она пришла из Шарапова, то стала все работать и никакой боли уже не чувствовала».

Врачи, исследовав состояние здоровья 24-х летней женщины, заключили, что она «страдает неврастенией, малокровием и туберкулезом легких…» Но заявили, что, хотя она бесспорно тяжело больна, они ничем помочь ей не могут, так как не понимают, в чем причина столь тяжелой болезни. Тогда ее родители, обратившись к священнику, служившему в селе Хлевино, просили, чтобы он помог их дочери. И он стал читать о ней молитвы у себя дома. И когда читал, она каждый раз начинала бесноваться. Тем временем знакомые родителей предложили обратиться за помощью к иеромонаху Рафаилу, служившему в селе Шарапово, рекомендуя его как ревностного и знающего пастыря. На третьей неделе Великого поста в пятницу муж отвез больную в Шарапово к отцу Рафаилу. Священник стал спрашивать, нет ли у нее естественных припадков, не является ли она нервнобольной, так как в этом случае он вряд ли сможет ей помочь. Затем женщина отправилась в церковную сторожку, куда вскоре пришел и отец Рафаил; накрыв голову больной епитрахилью и положив сверху святое Евангелие, он стал читать молитву; и во время чтения молитвы она нечеловечески закричала. После этого священник сказал ее мужу, чтобы он обязательно привозил ее, так как она действительно бесноватая. Всего он отчитывал бесноватую шесть раз, и с каждым разом ей становилось все легче, пока не пришло полное исцеление. «Платить я ему не платила, но предлагала, но он не взял», – завершила она свой рассказ следователю. 

Был вызван на допрос относительно происшедшего чуда и отец Рафаил, он сказал следователю: «В отношении исцеления, то я говорил и говорю, что не я исцелил, а Иисус Христос исцелил. Я только Его служитель. Происходило так: недели две тому ко мне в церковь пришла во время службы жена одна с мужем из Новоградова… которую до причастия вели семь человек, и она кричала на все лады, и молящиеся, которые были в церкви, заплакали… и просили меня помочь этой женщине, я им только сказал — молитесь, верующие, и Господь поможет… я ее раза три отчитывал — ей легче стало… Верующие долго молились, и, когда этой женщине легче стало, она уже сама подошла к причастию, и после этого она с отцом и матерью собрались и ушли. Заданий я ни от кого не получал, чтобы это исцеление состроить, а что было, я сказал и больше ничего не знаю… В чем-либо виновным себя не признаю. Я есть служитель храма, у меня на это призвание и от этого я не уйду…»

3 июня 1932 года тройка при ПП ОГПУ приговорила иеромонаха Рафаила к трем годам ссылки в Казахстан.

После возвращения из ссылки началась череда переездов, потому что отца Рафаила никак не хотели регистрировать местные власти. После этого иеромонах Рафаил оставил все попытки устроиться служить на приходе: он поселился в деревне Маклино Малоярославецкого района Московской области и стал зарабатывать себе на жизнь сапожным ремеслом.

В 1937 году для обоснования ареста иеромонаха Рафаила сотрудниками НКВД были допрошены свидетели – председатель местного колхоза, конюх и шестнадцатилетний комсомолец, сын хозяев, у которых отец Рафаил снимал комнату. Они подписались под протоколами допросов, написанных следователем, что священник, живший в их селе, совершал молебны в домах крестьян, крестил новорожденных, собирал маленьких детей и заставлял их молиться. Сын хозяев заявил, что священник «терроризировал население своей проповедью против колхозного строя, разлагал колхозную дисциплину. С моей стороны было заявлено в милицию, но до сего времени никаких мер не принимали к священнику Тюпину. Тюпин является социально опасным для населения и колхозного строя».

Председатель колхоза дал такую характеристику отцу Рафаилу: «вел работу против того, чтобы колхозники не ходили на колхозную работу, чем подорвал колхозный строй… и разложил дисциплину в колхозе. Много населения стало ходить в церковь».

Иеромонах Рафаил был арестован 29 ноября 1937 года и помещен в одну из тюрем Москвы. 2 декабря следователь допросил его.

– Скажите, Тюпин, служили ли вы молебны по домам в деревне Маклино и крестили ли вы тайно новорожденных детей?

– Я молебнов ни у кого тайно не служил, а также и детей новорожденных не крестил.

– Вы женщин никогда не агитировали пойти в церковь во время уборочной кампании?

– Нет, не агитировал.

– Скажите, не собирали ли вы малолетних детей и не проповедовали ли им?

– Нет, я детей не собирал и ничего им не проповедовал.

– Скажите, в данный момент вы не служите, а для чего и откуда у вас появились священная Библия, крест и кадило?

– Когда я принимал постриг в монашество, то мне давались крест и Евангелие, а кадило я купил в Москве в магазине за три рубля… В зачитанном мне в постановлении обвинении виновным себя не признаю.

В тот же день, 2 декабря, следствие было закончено, и 9 декабря тройка НКВД приговорила отца Рафаила к расстрелу. Иеромонах Рафаил (Тюпин) был расстрелян 11 декабря 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Особенности православного богослужения

Сегодня мы расскажем о возгласе, который произносит дикон перед чтением Евангелия. Он называется прокимен и в переводе с греческого означает «предлагаемый впереди», предваряющий. Прокимен — отрывок из псалма, который исполняется перед чтением Евангелия, Апостольских посланий или книг Ветхого Завета, служит своеобразным предисловием к ним. На всенощном бдении он исполняется после песнопения:

От юности моея / мнози борют мя страсти, / но Сам мя заступи, // и спаси, Спасе мой.

Ненавидящии Сиона, / посрамитеся от Господа, / яко трава бо огнем // будете изсохше.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святым Духом / всяка душа живится, / и чистотою возвышается, / светлеется Троическим Единством священнотайне.

Затем диакон примзывает молящихся: «Вонмем».

Священник благословляет: «Мир всем».

Вместе с ответом хора от имени предстоящих в храме все склоняют голову: «И духови твоему».

Затем звучит прокимен воскресного дня или праздника, если он приходится на воскресный день.

Песнопения церковного хора, возгласы дьякона, действия священника становятся понятнее, если следить за текстом последования Всенощного бдения или же ознакомиться с ним накануне.

Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 13, стихи 10 — 17

Комментирует священник Павел Великанов

Евангелие от Луки, глава 21, стихи 12 — 19

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к ефесянам, глава 5, стихи 8 — 19

Комментирует священник Стефан (Домусчи)

Послание апостола Павла к римлянам, глава 8, стихи 28 — 39


Фома

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.