19.12.2023 | Церковь и мир

Вопросы чиноприема в Православную Церковь

Статья преподавателя Перервинской духовной семинарии, члена Комиссии по реабилитации отпавших от православия при Епархиальном совете города Москвы Виталия Валентиновича Юдина посвящена проблематике присоединения к Церкви. Одной из проблем, связанных с современной практикой присоединения к православию, является отсутствие единства в этом вопросе на общеправославном уровне и внутри нашей Церкви. В крупных епархиях, где есть опыт масштабной работы по возвращению в православие и присоединению инославных, например в Московской епархии, сложились определенные правила, но и они до сих пор не являются едиными для священства. С 2018 года Комиссия по церковной реабилитации начала обобщать имеющийся опыт, обосновывать и доносить его до духовенства. Рассматриваемые в статье вопросы включают эти положения. Важным и требующим специального пояснения является вопрос о чиноприеме лиц, которые первоначально были крещены в Православной Церкви и по отпадении, раскаявшись, решили вернуться. В статье анализируется «Последование об отвержении различных лиц и ко Православной и истинной вере возвращающихся» свт. Мефодия Константинопольского. Отдельно обращается внимание на катехизацию присоединяемых, отличающуюся от обычной практики.

I. Введение

Почему сегодня является актуальным вопрос о чинах приема в Православную Церковь

Сегодня весьма актуальным является вопрос о том, каким должен быть порядок восстановления общения с Православной Церковью людей, в силу различных причин от Неё отпавших. Основания к этому дает специфика современного исторического периода России.

В отечественной истории новейшего времени можно выделить два периода в отношении к религии. Первый из них, с 1917 г. по 1990 г., — время жесточайших гонений и упорной борьбы за искоренение веры из жизни всего нашего народа. Ему на смену к концу прошлого века пришел период активной пропаганды и решительного насаждения религиозной всеядности и массового всеверия. Продолжительное подавление истинной веры привело к тому, что в конце столетия потерявшие духовный иммунитет соотечественники, зачастую формально крещеные, но при этом далекие от Церкви, оказались совершенно беззащитны перед экспансией разного рода сект, суеверий и оккультных учений, которые в огромном количестве хлынули в нашу страну и стали планомерно бороться за души людей. На рубеже веков религиозные эмиссары всех мастей получили полную свободу, сектанты были везде: выступали на радио, проповедовали на телевидении, печатались в газетах, разговаривали с детьми в школах, рассказывали о своем учении на улицах. Поток бесконтрольной информации, обрушившийся на неподготовленные души, обернулся доступностью ложных еретических представлений. Многие люди поддавались этим учениям, вступали в секты, наивно принимали самые разные суеверия, окончательно таким образом теряя связь с Церковью. Однако после 20-летних блужданий среди сект и лжеучений, осознавая наконец пагубность своего пути, значительная часть этих людей стала понимать необходимость «возвращения домой» — в православие.

Вместе с тем и определенная часть ищущих света истины инославных христиан, испытывая, особенно в последнее время, глубокое разочарование в своих церквах и открывая для себя бесценный мир православия, стала приходить к убеждению необходимости принятия православной веры.

Согласно каноническим правилам, в случае возвращения в Православную Церковь отпавших лиц и инославных христиан присоединение к православию не может быть осуществлено через крещение в силу неповторяемости данного таинства[1], но для этого предусмотрено особое чинопоследование присоединения к Православной Церкви.

II. О присоединении к Церкви в краткой исторической ретроспективе

Уже в первые времена существования христианства стоял вопрос о формах присоединении к Церкви, т. к. уже тогда появлялись различные расколы и ереси, пребывание в которых неизбежно разрывало единство с Церковью. На ряде Соборов были выработаны определенные канонические правила (I Всел. 8, 19; II Всел. 1, 7; VI Всел. 95; Лаод. 7, 8; Карф. 6, 57, 126), регламентирующие порядок чиноприема в Церковь, согласно которым присоединяемые к православию приемлятся тремя чинами: крещением, миропомазанием, покаянием[2].

На Руси соблюдались все три способа присоединения к православию, но вопрос о применяемом чинопоследовании в истории Русской Церкви решался различно в разное время, в зависимости от обостряющихся межцерковных противоречий и особенностей политических ситуаций, например от эскалации конфликта с поляками-католиками. Так, получившее широкое распространение в древнерусском периоде «Вопрошание Кирика» (сер. XII в., в некоторых списках «Правила Святого Нифонта») предписывает принимать переходящих в православие «латинян» чином через миропомазание[3]. В дальнейшем Московский Собор 1620 г., проходивший под председательством Патриарха Филарета, постановил всех[4] «от римския веры, и от всех от различных еретических вер приходящих, к нашей православней истинней вере греческаго закона, совершено крестити. Понеже убо еретическое крещение, несть крещение, но паче осквернение»[5]. Однако уже на Большом Московском Соборе 1666–1667 гг. это решение Собора 1620 г. было отменено, и Русская Церковь вернулась к практике приема католиков вторым чином, через миропомазание без перекрещивания[6]. Вместе с тем в Киеве в XVII веке через миропомазание присоединяли только лютеран и кальвинистов, католиков же — третьим чином через покаяние «аще от своих си миром помазани суть»[7]. Таким образом, в великороссийской и в юго-западной практике присоединения католиков к православной вере в это время было существенное отличие. В XVIII веке практика Киевской митрополии утверждается по всей Русской Церкви[8].

В конце синодального периода присоединение к Русской Церкви происходило на основе достаточно строгой классификации. Так, в начале ХХ века «в соответствии с 1-м чином, т. е., подобно язычникам, через крещение, принимались приходящие из псевдохристианских сект, полностью извративших христианское учение и не имеющих основ церковного строя (молокане, духоборцы, субботники и т. п.). 2-м чином, через миропомазание, принимались протестанты и старообрядцы всех толков. 3-м чином — через покаяние — конфирмованные католики, монофизиты и несториане»[9].

Таким образом, даже краткое изложение нескольких исторических примеров изменения правил присоединения отпавших людей к православию показывает, что в различные временные периоды практика чиноприема в Православной Церкви менялась в зависимости от исторических условий.

III. Проблемы в современной практике чиноприема в России

Современные условия ставят свои задачи и вопросы в связи с присоединением к Церкви лиц, отпавших от православия.

Одной из проблем, связанных с современной практикой присоединения к православию, является, к сожалению, отсутствие единства в этом на общеправославном уровне и внутри нашей Церкви. Нередки случаи, когда священник руководствуется собственными богословскими или псевдобогословскими подходами, смягчая или устрожая практику чиноприема по своему усмотрению, игнорируя общие правила без согласования с правящим архиереем[10]. Понятно, что введение здесь определенного обязательного единства в рамках Церкви необходимо для внутреннего порядка и для нашего канонического единства. В крупных епархиях, там где есть новейший опыт более масштабной работы по возвращению в православие и присоединению инославных, например в Московской, сложились определенные правила, но и они до сих пор не являются едиными и твердо усвоенными для священников епархии. Сегодня, к сожалению, эти правила не преподаются в семинариях и не обсуждаются на курсах повышения квалификации, только с 2018 года Комиссия по церковной реабилитации[11] начала обобщать имеющийся опыт, обосновывать и доносить его до духовенства[12].

Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А. С. Хомякова был образован по инициативе прот. Олега Стеняева при храме «Всех Скорбящих Радость» на Б. Ордынке в Москве в 1994 г. Основной задачей создания Центра была духовная реабилитация людей, попавших под сектантское влияние. По подсчетам Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви, в период с 1995 по 2005 гг. из разных сект было выведено и присоединено к Церкви более 1800 человек. Смысл религиозной реабилитации — приобщение к православному христианскому образу жизни. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II центр возродил древнюю практику Чина присоединения к Церкви людей, которые, будучи крещенными в православии, отпали от нее, уклонившись в секты и псевдорелигиозные культы.

IV. О чиноприеме ранее крещеных в Православной Церкви, отпавших от нее, а затем решивших вернуться в православие

Специального пояснения требует вопрос о чиноприеме приходящих из еретических сообществ лиц, которые первоначально были крещены в Православной Кафолической Церкви, но по отпадении в ересь, раскаявшись, решили вернуться. Такие отпавшие не могут быть приняты через крещение в силу неповторяемости этого таинства.

4.1 Последование свт. Мефодия Константинопольского

В IX веке св. Мефодий, Патриарх Константинопольский, имея ревностное попечение о возвращении к Церкви отпадших, издал «По- следование об отвержении различных лиц и ко Православной и истинной вере возвращающихся», включающее в состав чинопоследования миропомазание[13]. Надо отметить, что в Новое и Новейшее время в Русской Православной Церкви практика присоединения через миропомазание вызывала неоднозначную реакцию. «Применение Правила святого Мефодия — предмет определенных споров. У некоторых исследователей церковной истории богослужебная политика, связанная с его практическим применением, означена как “средневековая греческая практика”, которая в синодальный период Русской Церкви была решительно отвергнута»[14]. Неоднозначность отношения видна, например, в пояснении автора одной из пяти основных догматических систем Русской Церкви сер. XIX — нач. XX в. прот. Н. Малиновского. Затрагивая в «Православном догматическом богословии» вопрос присоединения к Церкви, вопреки «Православному Исповеданию» и известным догматическим системам, прот. Н. Малиновский замечает: «Таинство миропомазания, как и крещение, всегда признавалось Церковью и ныне признается неповторяемым. Даже отпадшие от христианства в иудейство, магометанство, язычество, отступившие от Православной Церкви в расколы и ереси, возвращаются к Православной Церкви не будучи помазываемы — через покаяние с отречением от своих заблуждений. Через миропомазание же присоединяются лишь те, которые, получив правильное крещение, не были миропомазаны, как, например, лютеране, кальвинисты и вообще все, не имеющие у себя законного, по преемству от апостолов, священства и таинства миропомазания, равно и те из римских католиков, монофизитов и раскольников, которые до обращения к Православию не миропомазаны законными епископами или пресвитерами (сн. II Вс. С. 7 Пр.; VI Вс. С. 95 Пр.)»[15] [16]. Очевидно, одной из основных причин такой неоднозначности является сложность согласования данного последования с недопустимостью повторения таинства миропомазания: «Для церковного сознания России Синодального периода 17-18-го веков было немыслимо повторение таинства над отступниками от Православия, так это являлось не только церковным, но и тягчайшим государственным преступлением и в некоторых случаях заканчивалось смертной казнью»[17].

4.2 Миропомазание — знак возвращения утраченной благодати

В отношении миропомазания, совершаемого в чинопоследовании присоединения к Церкви, необходимо сделать следующее пояснение. Так как таинство миропомазания, совершаемое непосредственно после крещения, запечатлевает нас «печатию дара Духа Святаго» (Еф. 1: 13; 4: 30; 2 Кор. 1: 29) и так как утверждающий и помазывающий нас Бог, иже и запечатлевает нас и дает чрез это таинство обручение Духа в сердца наша (2 Кор. 1: 22), верен пребывает: отрещися бо себе не может (2 Тим. 2: 13), то само таинство, подобно Таинству Крещения, всегда полагалось неповторяемым. В данном же чинопоследовании присоединения миропомазание[18] не является существенным повторением таинства[19], но, по слову свт. Симеона Солунского, «божественную печать и освящение <…> обновляем опять божественным миром»[20], чтобы, как сказано в самом последовании, «и назнаменанной в нем печати ясней явитися в сердце его и помышлениях»[21]. В «Новой Скрижали» дается следующее пояснение: «Итак, те только необходимо должны быть присоединяемы посредством таинства миропомазания, кои отпадали в первый разряд еретиков, то есть вовсе отвергались Христа и впадали в языческое безбожие, а потом опять обращались к Церкви. Впрочем, и здесь миропомазание не есть существенное повторение таинства, а служит только знамением возвращения им той благодати, которую они отвергли от себя, отвергшись Христа и св. Церкви»[22]. Таким образом, в чинопоследовании присоединения к православию совершается чин миропомазания, согласно рассмотренным пояснениям являющийся не повторением таинства, а знаком возвращения благодати, которую отпавшие утратили через отвержение Христа.

4.3 Строгость епитимьи и запрещения

Необходимо отметить строгость предусмотренного Правилом св. Мефодия положения о наказании, особенно в отношении лиц, добровольно уклонившихся от православия. Отпавшие по неразумению, в юном возрасте или под страхом смерти, согласно Правилу св. Мефодия, принимаются с епитимьей; отрекшиеся по своему злому произволению отлучаются от причащения Святых Таин, которые преподаются им только перед смертью[23]. В Большом Требнике в преамбуле Последования св. Мефодия, Патриарха Константинопольского, буквально сказано, что отступившие под страхом или по принуждению готовятся две четыредесятницы и миропомазуются, сразу допускаясь к Святым Тайнам; отступившие волею — столько же готовятся, так же миропомазуются, но причащаются только на смертном одре[24] [25]. Важно отметить, в руководстве чинопоследованием присоединения определяется необходимость учета обстоятельств уклонений от православия. Вместе с тем для присоединяемых к Церкви в настоящее время наиболее характерным является формальное, без надлежащего воспитания или оглашения принятое крещение, совершаемое и в сознательном возрасте без должного понимания крещаемым сути этого таинства и основ веры, зачастую связанное даже с открытым неверием, совершаемое «по традиции» или «по просьбе» родных и близких. Также необходимо учитывать, что появляющиеся у нас религиозные культы и секты обычно не позиционируют себя явно как антихристианские, не связывают прямо пребывание у себя с необходимостью отречения от Христа. Поэтому, закономерно возникает вопрос, насколько это участие можно рассматривать как сознательное по воле совершаемое отречение от Христа и Церкви (особенно в постперестроечной, характеризуемой религиозным индифферентизмом России)? Вместе с тем важно подчеркнуть значение именно канонического последования присоединения через миропомазание, так как особенно в настоящее время в связи с достаточно многочисленным возвратом из сект, реабилитационный опыт показывает недостаточность в ряде случаев присоединения отпавших лишь через чин покаяния с отречением и необходимость совершения чинопоследования свт. Мефодия с миропомазанием: «Многолетний опыт ДПЦ [Душепопечительский Православный Центр] ясно показал и неоценимую пользу канонического подхода, о котором идет речь, и благодатную действенность его практики. Десятилетиями болеющие (в православии) страждущие люди становились здоровыми чадами Церкви и полноценными членами общества»[26]. Таким образом, необходимость «Последования Мефодия Патриарха Константинопольского об отвержении различных лиц и ко Православной и истинной вере возвращающихся» в связи со всем вышеизложенным, с одной стороны, и положение Последования о строгих епитимьях в отношении воссоединяемых с Церковью — с другой, побуждает обращение к 102-му правилу Шестого Вселенского Собора, которое предоставляет епископам полную власть решать, каким именно наказаниям должен быть подвергнут согрешающий с целью его возвращения на путь истины и спасения: «Приявшие от Бога власть решити и вязати, должны разсматривати качество греха, и готовность согрешившаго ко обращению, и тако употребляти приличное недугу врачевание, дабы, не соблюдая меры в том и в другом, не утратити спасения недугующаго»[27].

4.4 О присоединении отпавших от православия

Существуют различные чинопоследования присоединения к Церкви тех людей, которые ранее были крещены, отпали в различные лжеучения и после раскаяния вновь принимаются в православие.

4.4.1 О присоединении отпавших в языческие и оккультные лжеверия

В комментарии к «Последованию Мефодия Патриарха Константинопольского об отвержении различных лиц и ко Православной и истинной вере возвращающихся» дается пояснение, согласно которому присоединение чином миропомазания совершается только над отпавшими от Православной Церкви[28] в лжеверия, классифицируемые 95-м правилом Шестого Вселенского Собора как лжеверия первого рода[29]. В соответствии с этим, присоединение лиц, отпавших от православия в ислам, иудаизм, буддизм, индуизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, джайнизм, дин-и иллахи, синтоизм, зороастризм, растафарианство, мандеи, бахаи, шаманизм, спиритизм, теософию, антропософию, учение Гурджиева, рейки, занимавшихся магией, колдовством и т. п., согласно рассмотренному выше правилу, очевидно необходимо совершать чинопоследованием с миропомазанием[30], которое совершается над отпавшими от Православной Церкви в лжеверия, классифицируемые 95-м правилом Шестого Вселенского Собора как лжеверия первого рода.

4.4.2 О присоединении отпавших в неопротестантские лжеверия

В отношении присоединения отпавших[31] в неопротестантизм[32] евангельских христиан, адвентистов, пятидесятников, баптистов, харизматов, методистов и последователей других подобных движений необходимо сделать отдельное замечание. В отношении лиц, отпавших от Церкви в неправославные традиционные христианские конфессии, например католицизм, присоединение, согласно рассмотренному выше правилу, должно совершаться третьим чиноположением покаяния с отречением. Однако в силу крайне существенного отступления в вероучении и нравоучении в различных группах неопротестантов, их воссоединение с Церковью по установившейся в Московской епархии практике совершается вторым чином, т. е. чином присоединения через миропомазание[33]. Свидетельством такого существенного отступления неопротестантов может служить их отношение к Таинству Крещения[34]. Неопротестантские ереси в своем большинстве возникли через самокрещение, таким образом, при самом основании этих сообществ была задекларирована их отделенность от апостольской Церкви. Многие неопротестанты[35] крестят не во имя Отца и Сына и Святого Духа, а во имя Иисуса Христа, в смерть Господню, в одно погружение подобно евномианам, крещение которых было отвергнуто на Втором Вселенском Соборе: «Евномиан же, единократным погружением крещающихся <…> всех, которые из них желают присоединены быть к Православию, приемлем, как язычников»[36]. О запрете такого крещения сказано в 50-м правиле канонического кодекса Апостольских правил[37]. Неопротестанты адвентисты седьмого дня не считаются с апостольским преданием о единстве крещения и полагают, что крещение можно принимать несколько раз в случае совершения смертных грехов. «Баптисты же и остальные неопротестанты не видят в крещении ничего, кроме церемонии, которая просто символизирует их “спасенность”»[38]. Сами православные при отпадении в неопротестантские ереси крестятся как некрещеные, как язычники, попирая своими действиями Дар Божий. Таким образом, принимая во внимание крайне существенные искажения, присутствующие в неопротестантизме, сложилась современная практика[39]: лиц, отпавших от православия в данные ереси, присоединяют к Церкви так же, как и тех, которые отпадали в первый разряд еретиков — вторым чином присоединения через миропомазание.

4.4.3 О присоединении отпавших в инославие

Присоединение лиц отпавших[40] и возвращающихся в Православную Церковь из инославия, в т. ч. из католицизма (Римско-католическая церковь, Восточно-католические церкви, Католики-традиционалисты); Ассирийской церкви Востока; Армянской апостольской церкви, Коптской православной церкви; Эфиопской православной церкви; Эритрейской православной церкви; Сирийской православной церкви; Маланкарской православной церкви, согласно рассмотренному выше правилу, необходимо совершать чином покаяния с отречением. «Третьего рода еретики, называемые отступниками, содержат все семь таинств, равно как и миропомазание, но, отделившись от единства св. Православной Церкви, дерзают примешивать к чистому исповеданию веры свои заблуждения, противные древнему учению св. апостолов и отцев Церкви, вводят многие пагубные мнения в Церковь и, отвергая древние благочестивые обряды Церкви, устанавляют новые обычаи, противные духу благочестия <…> Отсюда явно, что если последнего рода еретики или лучше сказать раскольники, крещенные и миром помазанные, во время присоединения к Православной Церкви не перекрещиваются и вторично св. миром не помазуются: то и отступающие от Церкви в эту ересь или раскол и желающие паки обратиться к Церкви не должны быть вторично помазуемы миром»[41].

4.4.4 О присоединении отпавших в староверие

Относительно присоединения лиц, отпавших[42] от православия в старообрядчество, решением Священного Синода указывается необходимость совершения особого чинопоследования (чином покаяния), утвержденного 9 марта 2017 года «Последование исповеданию и разрешению грехов тех, иже от Святыя Церкве в глаголемое староверие отпадоша»[43].

V. Чины присоединения к Церкви для тех людей, которые ранее не были крещены в Православной Церкви

Лица, принадлежащие к той или иной христианской конфессии и не сподобившиеся принятия православия раньше, согласно 95-му правилу Шестого Вселенского Собора, приемлятся тремя чинопоследованиями[44]: крещением; миропомазанием; покаянием.

5.1 Присоединение монофизитов и несториан

Согласно 95-му правилу Шестого Вселенского Собора, присоединение к Православной Церкви монофизитов и несториан должно совершаться чинопоследованием с покаянием[45]. В соответствии с этим, по пояснению свщисп. Никодима (Милоша): «по третьему чину, т. е. без крещения и без миропомазания, только чрез отречение от прежнего верования и чрез исповедание православного учения, принимаются <…> монофизиты[46], которые миропомазаны были в своей церкви»[47]. Вместе с тем в новейшее время получила применение практика присоединения указанных лиц по второму чину с миропомазанием[48]. Наряду с «греческим» подходом[49] известны случаи более радикального присоединения по первому чину через крещение[50]. В связи с этим для соблюдения единства в данном вопросе особое значение в настоящее время[51] приобретает необходимость определяющего решения о форме чинопоследования и благословения на его совершение правящего архиерея. Надо отметить, в каждом случае должна предусматриваться необходимая подготовка и катехизация присоединяемого.

5.2 Присоединение римо-католиков

Согласно комментарию свщисп. Никодима (Милаша) к 95-му правилу Пято-Шестого Собора, приемлятся «по третьему чину, т. е. без крещения и без миропомазания, только чрез отречение от прежнего верования и чрез исповедание православного учения <…> все римо-католики <…> которые миропомазаны были в своей церкви». Необходимо отметить, что в каждом случае должна предусматриваться надлежащая подготовка и катехизация присоединяемого с предварительным исследованием факта и обстоятельств крещения и определяющим решением о форме чинопоследования присоединения и благословением на его совершение правящего архиерея[52].

5.3 Присоединение старообрядцев

Относительно присоединения лиц, ранее не крещеных в Православной Церкви, принимаемых из старообрядчества, решением Священного Синода указывается необходимость совершения особого чинопоследования с миропомазанием, утвержденного решением Священного Синода от 9 марта 2017 года, — «Чин, како приимати от глаголемых старообрядцев, в соединение с Православной Церковию приходящих»[53].

5.4 Присоединение сектантов

Всякого рода сектанты (в т. ч. мормоны, муниты, виссарионовцы, последователи «Богородичного центра» и т. п.) приемлятся в Православную Церковь через крещение[54]. По совокупности свидетельств о неопротестанских сектах[55] и о крещении в частности (см. п. «О присоединении отпавших в неопротестантские лжеверия»), в отношении неопротестантов, исходно не крещеных в православии и желающих присоединиться к Церкви, в Московской епархии получила применение практика присоединения к Православной Церкви первым чином — через крещение[56]. При этом в каждом случае должна предусматриваться необходимая подготовка и катехизация присоединяемого с определяющим решением о форме присоединения и благословением на его совершение правящего архиерея.

VI. Необходимость церковной реабилитации присоединяемых к православию после отпадения

Присоединение к Церкви связано с необходимостью катехизации лиц, обращаемых к православию. Одной из существенных причин отпадения от Церкви является недолжное знание основ православной веры, в т. ч. в силу отсутствия у отпадающих положительного опыта катехизации с изучением основ веры. По точному замечанию свт. Луки (Войно-Ясенецкого), «в секты уходят люди невежественные, не утвержденные в истине»[57]. Важно отметить, что реабилитация людей, отпавших от Церкви, отличается от обычной катехизации и требует дифференцированного подхода[58]. В этом случае необходимо учитывать и знать заблуждения желающего воссоединения с Церковью, чтобы правильно выстроить методику подготовки к чину присоединения к православию, необходимо понимать, какие общие заблуждения существуют в том или ином направлении протестантизма и неопротестантизма, оккультизма и неоязычества. Так, например, при работе с отпавшими в христианские конфессии не обязательно уделять в начале реабилитации много внимания вопросам сотворения мира и шестодневу. Вера в то, что Бог — Творец этого мира и человека, и так отражена в христианских деноминациях. Важными для них будут темы: значение Священного Предания как критерий понимания библейского текста, экклесиология и таинства Церкви как условия достижения единения со Христом[59]. Необходимо выделить основные ереси, которые отличают их от остальных групп этого направления и являются для них основой учения. К примеру, для баптистов — положение о недопустимости крещения младенцев, для адвентистов — об обязательности соблюдения субботы, для пятидесятников и харизматов — о «крещении Святым Духом» и глоссолалии. Для отпавших в оккультизм, напротив, важно рассмотреть вопросы, связанные с верой и личным отношением к Богу, с сотворением мира и человека, с причинами появления зла и греха. Здесь важно остановиться на христианской космологии, антропологии и эсхатологии.

Для неоязычников народно-бытового, этнического и националистического направления в образовании православного мировоззрения значимы те же принципиальные вопросы, что и для оккультистов. Однако в отношении националистического направления необходимо уделить особое внимание православному раскрытию учения о человеке, семье, нации, государстве и Церкви. Это нужно сказать и об этническом, автохтонном направлении неоязычества, хотя в силу заимствований и пересечения по многим вопросам вероучения определить разграничительную черту между религиозными группами весьма проблематично[60].

VII. Необходимость согласования и благословения епархиального архиерея

В соответствии с рассмотренными правилами присоединение к православию должно производиться по согласованию и благословению епархиального архиерея[61]. Для взыскующего воссоединения с Церковью, по установлению Русской Православной Церкви, надлежит подать в епархиальном управлении на имя епархиального архиерея прошение о присоединении, подтвержденное настоятелем храма, в котором обратившиеся выразили это намерение. Совершается чин присоединения по получении архиерейского благословения и после надлежащей катехизации и наставления присоединяемых (относительно истинной веры и оставляемого лжеверия)[62]. Исключение могут составлять экстраординарные случаи, в которых допускается присоединение к православию без ожидания ответа и благословения епархиального архиерея на прошение о присоединении. Например, в случае близкой кончины выразившего желание воссоединения с Церковью, страха ради смертного, принимая во внимание краткость времени и состояние слабости.

Источники и литература

  1. Актуальная практика Чинов присоединения отпавших от Церкви. — М.: Душепопечительский Православный Центр святого праведного Иоанна Кронштадтского, 2011.
  2. Бердников И.С., проф. Краткий курс церковного права Православной Церкви — 2-е изд. перераб. и весьма знач. доп. Вып. 1. — Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1903.
  3. «Большой» Требник. — [Репр. изд.]. — СПб., 1995.
  4. Булгаков С., прот. Настольная книга священно-церковно-служителя: в 2-х т. — [Репринт 1913 г.]. — М., 1993.
  5. Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая Скрижаль или объяснение о Церкви, о Литургии, и о всех службах и утварях церковных. В 4 частях. — СПб., 1899.
  6. Веселов Е., свящ. Духовное родство неопротестантизма и неоязычества // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. — 2020. № 7. С. 37–46.
  7. Веселов Е., свящ. Особенности покаяния и воцерковления бывших неопятидесятников // Христианское чтение. — 2023. No 1. С. 75–87.
  8. Желтов М., свящ. Миропомазание // Православная энциклопедия. Т. 45: Мерри дель Валь — Михаил Парехели / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2017. С. 379–386.
  9. Журналы заседания Священного Синода от 9 марта 2017 года: [Электронный ресурс] // Патриархия.ru. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4829826.html (дата обращения: 09.05.2023).
  10. Зайцев А.А. Границы Церкви // Православная энциклопедия. Т. 12: Гомельская и Жлобинская Епархия — Григорий Пакуриан / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. С. 265–283.
  11. Каноны, или Книга правил, святых апостолов, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отцов. — Минск: Братство в честь святого Архистратига Михаила, 2016.
  12. Конь Р.М. Крещение в неопротестантских сектах // Диакрисис. — 2021. № 1 (9). С. 125–160.
  13. Конь Р.М. Научно-практическая богословская конференция во имя преподобного Иосифа Волоцкого // Сретенское слово. — 2022. № 2. С. 171–195.
  14. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Принесем Тебе любовь нашу. Беседы во дни Великого поста. — М.: Изд-во «Приход храма Святаго Духа сошествия на Лазаревском кладбище», 2013.
  15. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви: В 5-и частях / Кн. 7. — М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996.
  16. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие: В 2 т. Т. 2. — СПб., 1883.
  17. Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие: в 4-х т. Т. 4. — Сергиев Посад, 1910.
  18. Мильков В.В., Симонов Р.А. Кирик Новгородец: Ученый и мыслитель. — М., 2011.
  19. Матаков К.А. Православие и протестантизм: сравнительный анализ доктрин (Апокалипсис протестантского разума). — Брянск : Ладомир, 2011.
  20. Никодим (Милаш), епископ Далматинско-Истрийский. Правила Православной Церкви с толкованиями: в 2-х т. Пер. с серб. — [Репр. изд.]. Т. 1. — М.: Изд-во «Отчий дом», 2001.
  21. Организация просветительской деятельности на приходах Московской епархии/ Под редакцией: Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Московской епархии епископа Зарайского Константина, Председателя Миссионерского отдела Московской епархии протоиерея Михаила Егорова. Издание 2-е, исправленное и дополненное. — М., 2013.
  22. Пашков Д., свящ. Икономия // Православная энциклопедия. Т. 22: Икона — Иннокентий / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. С. 51–58.
  23. Пидалион: Правила Православной Церкви с толкованиями. В 4 т.: пер. с греч. — T. 1: Правила святых апостолов. — Екатеринбург : Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2019.
  24. Писания Св. Отцов и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения: в 3 т. Т. 3. — СПб.: В Типографии Григория Трусова, 1857.
  25. Сысоев Д., свящ. Можно ли признавать крещение радикальных протестантов? [Электронный ресурс] // Православие.Ru. URL: https://pravoslavie.ru/29325.html (дата обращения: 09.05.2023).
  26. Сергий, епископ Вятский и Слободской. О правилах и чинопоследованиях принятия неправославных христиан в Православную Церковь / С прил. ст.: О разночтениях 95-го Правила VI Вселенского Cобора. — Астрахань, 1904.
  27. Солодков А.И. Организация и методика церковной реабилитации отпавших от Православия. — М., 2022.
  28. Требник. — М.: Печатный двор, 19 декабря 1624.
  29. Требник митрополита Петра (Могилы). — [Репринт 1646 г.]. — Киев. 1996.
  30. Цыпин В., прот. Присоединение к православию // Православная энциклопедия. Т. 58: Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского — Псковский Снетогорский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2020. С. 237–243.
  31. Шиманский Г.И. Литургика: Таинства и обряды. — М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2003.
  32. Catechismus Catholicae Ecclesiae. Libreria Editrice Vaticana, 1997.
  33. Colin Podmore. Fathers in God? Resources for Reflection on Women in the Episcopate. — Canterbury Press Norwich, 2015.\
  34. Erickson, John H. The reception of non-Orthodox into the Orthodox Church: Contemporary practice // St. Vladimir’s theological quarterly. Vol. 41, 1997. P. 1–17.
  35. Women Bishops in the Church of England? — London: Church House Publishing, 2004.

[1] «Крещение по своему существу, как тайна благодати, не может вообще повторяться и, следовательно, если оно правильно совершено и по своей сущности, и по внешней форме, другими словами, если оно совершено сообразно его евангельскому установлению, то оно не повторяется даже и над теми, которые переходят в Церковь из какой-либо ереси. Особенно это должно относиться к лицам, крещенным первоначально в Православной Церкви и затем перешедшим в какую-либо ересь». Никодим (Милаш), епископ Далматинско-Истрийский. Правила Православной Церкви с толкованиями: в 2-х т. Пер. с серб. — [Репр. изд.]. Т. 1. — М.: Изд-во «Отчий дом», 2001. С. 119.

О причинах недопустимости повторного крещения и о воссоединении с Церковью отпавших через особое чинопоследование с миропомазанием, говорится в комментированном сборнике правил Православной Церкви (47-е правило Пидалиона): «…если бы возможно было христианам, которые стали еретиками или отреклись от веры, повторно креститься, почему тогда тот же I Вселенский собор в своих 11-м и 12-м правилах определяет, что отрекшиеся во время гонения столько-то лет должны оставаться слушающими и столько-то лет припадающими, в то время как их можно было крестить второй раз и таким образом и их очистить от отречения, и самим отцам Собора освободиться от столь великих трудов и забот об их душевном исправлении? Итак, по указанным причинам не позволяется второй раз крестить истинно крещенного, согласно Апост. 47 и Карфаг. 57, если даже человек и был осквернен еретиками, поскольку и тогда остается неизменным первое крещение: дары Божии непреложны (Рим. 11:29). Поэтому и правило Карфаг. 35 не позволяет, чтобы клирики, изверженные за преступления, крестились вновь и таким образом снова восходили на степень священства. Очищаются же они от еретической скверны через предание самой ереси анафеме, достойное покаяние, чинопоследование умилостивительных молитв патриарха Мефодия, которые Церковь читает за отрекшихся, и, наконец, через печать святого мира. А после подобающего испытания и исполнения епитимии, назначенной духовным отцом, очищаются они Телом и Кровью Господа, ибо Писание говорит: Кровь Христа очищает нас от всякого греха (1Ин. 1:7)». Пидалион: Правила Православной Церкви с толкованиями. В 4 т.: пер. с греч. — T. 1: Правила святых апостолов. — Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2019. С. 283.

[2] «Эти три чина принятия в Церковь неправославных существуют и имеют полную силу и ныне в нашей Православной Церкви. По первому Церковь принимает еретиков, не верующих в Святую Троицу, не признающих крещения и не совершающих оное по заповеди Господа; по другому чину, т. е. чрез миропомазание, принимаются (кроме упомянутых в правиле еретиков) все те, кои крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа, однако не имеют законного священства и не признают таинства миропомазания, а таковыми ныне являются все протестанты; чрез миропомазание принимаются также и римо-католики и монофизиты, если не были миропомазаны в своей церкви, до своего обращения в Православие; по третьему чину, т. е. без крещения и без миропомазания, только чрез отречение от прежнего верования и чрез исповедание православного учения, принимаются (кроме упомянутых в правиле еретиков) все римо-католики и монофизиты, которые миропомазаны были в своей церкви». 95-е правило Шестого Вселенского Собора // Никодим (Милаш), епископ Далматинско-Истрийский. Указ. соч. С. 589.

[3] «Пусть семь дней ходит в церковь. Сначала ты дай ему имя и по четыре молитвы читай ему на день, которые повторяются трижды, как об оглашенном. Не давай [ему] ни мяса, ни молока. На восьмой же день пусть вымоется и придет к тебе. Прочитай над ним молитву как положено и после того как переоденешь его в одежды чистые, или сам оденется, облачи его в одежды крестильные и венец. [Сделав] так, помажь его святым миром, и дай ему свечу. А на литургии дай ему причастие и держи его как новокрещенного по возможности до восьмого дня. Так предписывает закон». Цит. по: Мильков В.В., Симонов Р.А. Кирик Новгородец: Ученый и мыслитель. — М., 2011. С. 414.

[4] «Собор с председателем его Патриархом Филаретом руководился тем соображением, что еретическое крещение не есть крещение, но паче осквернение; поэтому от всех еретических вер приходящих к Православию должно вновь крестить совершенным крещением. А латиняне, рассуждал собор, суть сквернейшие и лютейшие из всех еретиков». Бердников И.С., проф. Краткий курс церковного права Православной Церкви — 2-е изд. перераб. и весьма знач. доп. Вып. 1. — Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1903. С. 246.

«Греческая Церковь оказалась в схожих обстоятельствах к середине XVIII века, когда иезуиты, пользуясь поддержкой посланников католических держав, проводили всё более активную прозелитическую работу на территории Османской империи. Это вызвало постановление Константинопольского Собора 1756 года о том, что вне пределов Единой Святой и Апостольской Церкви не совершаются таинства и прежде всего крещение как “изобретение развращенных человеков, как отличное от всего апостольского Предания”, и, следовательно, всех присоединяющихся от ересей к Церкви нужно принимать как “неосвященных и некрещеных”, то есть крестить». Ῥάλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. Τ. V. Σ. 615. Цит. по: Пашков Д., свящ. Икономия // ПЭ. Т. 22. С. 56.

[5] Соборное уложение Святейшего Кир Филарета Патриарха Московского и всея Руси, и сущих с ним Святого Собора святительского, как и которых от ересей приходящих крестить // Требник. — М.: Печатный двор, 19 декабря 1624. — Л. 1.

[6] По замечанию Преосвященного Макария (Булгакова): «Отцы Собора сначала внимательно рассмотрели уложение Патриарха Филарета Никитича и пришли к заключению, что приведенные там правила истолкованы и применены к латинянам неверно. Потом привели другие соборные правила, по которым запрещено было перекрещивать даже ариан и македониан в случае обращения их к Православию, а тем более, говорили отцы, не должно перекрещивать латинян; сослались на Собор четырех Восточных Патриархов, бывший 1484 г. в Константинополе, и определивший не перекрещивать латинян при обращении их к православию, а только помазывать их святым миром, и даже составивший самый чин принятия их в Церковь; сослались на премудрого Марка Ефесского, который в своем окружном послании ко всем православным преподает то же самое учение, и постановили: “Не должно перекрещивать латинян, но только после проклятия ими своих ересей и по исповедании согрешений помазывать их святым миром и сподоблять Св. Пречистых Тайн и таким образом приобщать их св. соборной Восточной Церкви по свящ. Правилам”». Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви: В 5-и частях / Кн. 7. — М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. С. 388, 389.

[7] Требник митрополита Петра (Могилы). — [Репринт 1646 г.]. — Киев, 1996. С. 164.

[8] Преосвященный Сергий, епископ Вятский и Слободской, в своей работе «О правилах и чинопоследованиях принятия неправославных христиан в Православную Церковь» дает следующий комментарий: «Собор 1667 года не положил различия между католиками миропомазанными и не миропамазанными прежде обращения к Православию, и не высказал ясно, что он признает миропомазание римо-католической церкви истинным и неповторяемым, почему в продолжении почти столетия и оставалось разногласие между церковью великороссийскою и юго-западною, в которой, как мы видели, католиков миропомазанных от своих епископов полагалось по требнику Петра Могилы присоединять к Православию через одно покаяние с отречением от заблуждений. Это разногласие решено было в смысле решения, заключающегося в требнике Петра Могилы к половине 18-го века, когда по благословению Святейшего Синода в 1757 году издано “Чинопоследование соединяемым из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви”, по которому, те из “cхизматиков, иже крещены и миром помазаны от своих отступнических иереев быша”, не положено повторения миропомазания, а через миропомазание положено присоединять к Православию только тех еретиков, которые “крещение имеют истинное в три погружения, прочие же святые тайны и обычаи церковные отметают и иные многие ереси содержат”». Сергий, епископ Вятский и Слободской. О правилах и чинопоследованиях принятия неправославных христиан в Православную Церковь / С прил. ст.: О разночтениях 95-го Правила VI Вселенского Cобора. — Астрахань, 1904. С. 128–129.

[9] Зайцев А.А. Границы Церкви // ПЭ. Т. 12. С. 271.

[10] С момента издания Святейшим Правящим Синодом в 1915 г. последней полной официальной редакции чинов присоединения к православию, прошло уже более 100 лет, и представляется необходимым дополнить еще имеющийся список в связи с появлением ряда новых инославных сообществ и многочисленных сект с соответствующим указанием порядка их чиноприема.

[11] Комиссия по церковной реабилитации лиц, отпавших от православия, при Епархиальном совете г. Москвы образована распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 12 марта 2018 г. См.: Комиссия по церковной реабилитации лиц, отпавших от православия // Московская епархия Русской Православной Церкви. URL: http://moseparh.ru/moscow/sovet/sect (дата обращения: 09.05.2023).

[12] Согласно циркулярному письму Преосвященного митрополита Воскресенского Дионисия, управляющего делами Московской Патриархии, №02/739 от 24.03.2020, все лица отпавшие от православия и желающие воссоединения с Церковью, должны направляться в Центры первичного приема для церковной реабилитации и присоединения к Православной Церкви.

[13] Свт. Симеон Солунский на вопрос митрополита Пентапольского, почему возвращающегося к истинной вере, после отречения от лжеверия, не перекрещивают, а помазуют святым миром, дает следующий ответ: «Обращающагося от отступничества мы только помазуем миром, а не перекрещиваем: потому что крещение сообщает человеку бытие о Христе, а миро — жизнь, согласную с волею Христа, дыхание, святыню и запечатление. И, как умным силам — Ангелам первоначально дано было бытие и бессмертие, некоторые же из них пали, и, хотя по своей невещественной природе живут, но живут не по Бозе и не имеют в себе ни чистоты, ни божественной печати, ни богоподобия, ни благодати, будучи врагами Божиими, сосудами тьмы и чуждыми Богу: так бывает и с людьми. В крещении они получают благодать воскресения Христова и нетления, и облекаются во Христа, а в миропомазании получают Его освящение и печать Духа. Если же которые-нибудь из них сделаются отступниками: то такие удерживают во Христе бытие, во время оно воскреснут и сделаются нетленными, только уже лишаются и святыни, и благодати Духа, и будут осуждены вместе с демонами: потому что, как одно рождение плотское, так одно и рождение духовное. Потому оскверняющие последнее рождение, по обращении, уже не возводятся на священные степени. Но нечестивые, обратившись к вере и получив крещение, как получившие чрез божественное омовение отпущение всех грехов, если окажутся достойными, вступают в священный сан. Что же касается до падших после крещения: то по раскаянии они принимаются без крещения, так как оно одно и одно отпущение грехов по благодати, но священнодействовать, или принимать священство, уже не могут. Таким образом, отступника следует принимать, потому что людям дано здесь покаяние из снисхождения к слабости и немощи плоти; и мы, при его раскаянии пред Богом, священными молитвами разрешаем его, и божественную печать и освящение, которыми он злоупотребил, обновляем опять божественным миром, обновляясь в нем сами. Того же просил и Давид, после своего греха, и чрез покаяние получил. “И дух прав, — говорил он, — обнови во утробе моей” (Пс.50:12). Но крещения мы не повторяем: потому что оно — одно и одно отпущение благодати; в другом же случае бывает отпущение покаяния за слезы». Писания Св. Отцов и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения: в 3-х т. Т. 3. — СПб.: В Типографии Григория Трусова, 1857. С. 154, 155.

[14] Актуальная практика Чинов присоединения отпавших от Церкви. — М.: Душепопечительский Православный Центр святого праведного Иоанна Кронштадтского, 2011. С. 14.

[15] Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие: в 4-х т. Т. 4. — Сергиев Посад, 1910. С. 116.

[16] В «Настольной книге священно-церковно-служителя» прот. С. Булгакова о присоединении отпавших от православия лиц говорится: «Все прочие совратившиеся из Православия в раскол и секты принимаются в Церковь третьим чином (т. е. через чин покаяния с отречением — прим. ред.)» (Булгаков С., прот. Настольная книга священно-церковно-служителя: в 2-х т. — [Репринт 1913 г.]. Т. 2. — М., 1993. С. 1017). Ср.: «таинство миропомазания, подобно таинству крещения, всегда считалось, и ныне считается неповторяемым (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 105). Разность только в том, что крещение, если оно совершено правильно, не повторяется ни для кого, хотя бы кто даже отрекся имени Христова, и потом обратился вновь к Православной Церкви; а миропомазание для отрекшихся имени Христова повторяется в случае обращения их к Православию (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 105)». Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие: в 2-х т. Т. 2. — СПб., 1883. С. 360.

[17] Актуальная практика Чинов присоединения отпавших от Церкви. С. 14.

[18] В отношении отпавших от Церкви чинопоследование присоединения через миропомазание отличается по форме и содержанию молитв (за исключением формулы миропомазания: «Печать дара Духа Святаго. Аминь») от чинопоследования миропомазания новокрещенного. См.: Желтов М., свящ. Миропомазание // ПЭ. Т. 45. С. 383.

[19] Уместно отметить, в отношении неповторяемости таинства упомянутый выше прот. Н. Малиновский в своем труде замечает о помазании св. миром при венчании на царство: «Это миропомазание не есть особое таинство (в строгом смысле), ибо имеет одно основание с общим таинством миропомазания и одинаковый образ, и во всяком случае Православная Церковь признает только семь таинств. Оно не есть и повторение того же таинства, ибо имеет исключительное значение и употребление … подобно тому, как и в таинстве священства, имеющем степени, рукоположено вновь и вновь совершает служителей веры для высших служений, но рукоположение при возведении на высшую степень иерархии не является повторением рукоположения, совершенного при поставлении на низшую степень того же служителя Церкви». Малиновский Н., прот. Указ. соч. С. 116, 117.

[20] Писания Св. Отцов и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. С. 155.

[21] Молитва очистительная [3] / Последование Мефодия Патриарха Константинопольского об отвержении различных лиц и ко Православной и истинной вере возвращающихся // «Большой» Требник. — [Репр. изд.]. — СПб., 1995. С. 245.

[22] Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая Скрижаль или объяснение о Церкви, о Литургии, и о всех службах и утварях церковных. В 4 частях. — СПб., 1899. С. 476.

Согласно пояснению Преосвященного Вениамина (Краснопевкова [Краснопевкова-Румовского]): «И назнаменанной в нем печати ясне явитися в сердце его. Сколь справедливо было мнение св. Мефодия о силе св. миропомазания, это довольно ясно показывают сии слова его, положенные в третьей молитве. Ибо печать св. мира, приобретенная в крещении, не пребывает неизгладимою в состоянии отступничества и не изглаждается этим грехом совершенно, но только потемняется или становится как бы неясною. Почему и молит Церковь: “и назнаменанной в нем печати ясне явитися в сердце его и помышлениях, знаменованием креста Христа Твоего”. То есть, молит, чтобы всем были видимы и известны не столько существо таинства, сколько сила оного, и не столько самая печать, сколько исповедание непорочной веры». Там же. С. 476, 477.

[23] В «Новой Скрижали» дается следующее пояснение: «Исправляются различными эпитимиями. Аще убо отроча. Первые, отроки, как стоящие в юном и незрелом возрасте, которые по одному неразумию сотворили богоотступничество, принимаются с кратчайшею епитимиею. Вторые, которые не волею, но насилием и страхом мучений принуждены были отречься от веры, удостаиваются человеколюбия и исправляются умеренною епитимиею. А третьи, отвергшиеся по собственному произволу, без всякого принуждения, подвергаются величайшему запрещению: они во всю жизнь лишаются причащения Божественных Таин и сподобляются оных только при конце своей жизни, по 73-му правилу Василия Великого». Там же. С. 474.

[24] «Большой» Требник. С. 243.

[25] Ср.: «В Большом Требнике (гл. 97 и 98) помещено “Последование Мефодия Патриарха о от отвержения различных лиц, и ко православней истинней вере обращающихся”. Этот чин относится к тем, которые отреклись (отпали) от православной веры по неразумению, в юном возрасте или под страхом смерти, или по своему злому произволению. Первые и вторые принимаются с епитимьей, последние же отлучаются от причащения Святых Таин, которое преподается им только перед смертью… совершается чин миропомазания, которое служит не повторением этого таинства, а знаком того, что отпавшим от веры вновь возвращается та благодать, которую они утратили чрез отвержение Христа». Шиманский Г.И. Литургика: Таинства и обряды. — М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2003. С. 74, 75.

[26] Актуальная практика Чинов присоединения отпавших от Церкви. С. 30.

[27] 102 Правило Вселенского Шестого Собора // Каноны Православной Церкви. Свщисп. Никодим (Милаш) дает следующий комментарий к этому правилу: «Правило это определяет, как надлежит поступать и на что следует обращать внимание при наложении наказания погрешающим против канонических церковных предписаний. В частности же, настоящее правило дает указания церковным судьям, что они должны обращать больше внимание на то, каким наказаниям надлежит подвергать за различные преступления, равно и как надлежит поступать с искренно раскаявшимися в своем преступлении, а как — с упорными, причем судьям ставится на вид цель церковных наказаний, а именно, вернуть грешника на путь истины и сделать добрым. По словам Зонары и Вальсамона в толкованиях настоящего правила, трулльские отцы имеют здесь в виду епископов, которым они предоставляют полную власть, дабы они могли, по своему усмотрению и по своей совести, наказывать и миловать всякого, кто того или другого окажется достойным». Никодим (Милаш), епископ Далматинско-Истрийский. Указ. соч. С. 599.

[28] То есть первоначально до отпадения крещеными в Православной Церкви.

[29] «В сем отношении все еретики разделяются на три рода: к первому роду принадлежат те, которые не веруют во святую и единосущную Троицу и не совершают троякого погружения в воду при крещении … Второго рода еретики суть те, которые веруют в Бога в Троице единого и крещаются троекратным погружением, но имеют свои заблуждения и ереси, и кроме крещения или совсем не признают других таинств, или, совершая другие таинства неправильно, отвергают св. миропомазание … Третьего рода еретики, называемые отступниками, содержат все семь таинств, равно как и миропомазание, но, отделившись от единства св. Православной Церкви, дерзают примешивать к чистому исповеданию веры свои заблуждения, противные древнему учению св. апостолов и отцев Церкви, вводят многие пагубные мнения в Церковь и, отвергая древние благочестивые обряды Церкви, установляют новые обычаи, противные духу благочестия … Итак … необходимо должны быть присоединяемы посредством таинства миропомазания, кои отпадали в первый разряд еретиков, то есть, вовсе отвергались Христа и впадали в языческое безбожие, а потом опять обращались к Церкви». Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая Скрижаль. С. 475.

[30] Чинопоследование свершается также с возложением рук (см.: Желтов М., свящ. Миропомазание // ПЭ. Т. 45. С. 383). Однако само руковозложение, очевидно, не имеет присущего миропомазанию в чиноприеме отпавших символизма «божественной печати обновления».

[31] Крещенных в Православной Церкви до отпадения.

[32] «К неопротестантам в русском церковном сектоведении принято относить все учения, имеющие протестантские корни, за исключением лютеранства, реформатства и англиканства». Конь Р.М. Крещение в неопротестантских сектах // Диакрисис. — 2021. № 1 (9). С. 126.

[33] Особого рассмотрения сегодня требует вопрос присоединения к православию лиц, отпавших и обращающихся из современных форм Протестантизма, не прекращающих радикально реформировать свои церкви. Например, в Англиканстве реформа доведена не только до нормативного признания женского священства, но и женского епископата. (См.: Women Bishops in the Church of England? — London: Church House Publishing, 2004; Colin Podmore. Fathers in God? Resources for Reflection on Women in the Episcopate.— Canterbury Press Norwich, 2015). В Элладской (Греческой) Православной Церкви воссоединение с православием отпавших в протестантизм осуществляется чином присоединения через миропомазание.

[34] См.: Сысоев Д., свящ. Можно ли признавать крещение радикальных протестантов? [Электронный ресурс] // Православие.Ru. URL: https://pravoslavie.ru/29325.html (Дата обращения: 09.05.2023).

[35] См.: Веселов Е., свящ. Особенности покаяния и воцерковления бывших неопятидесятников // Христианское чтение. — 2023. № 1. С. 85.

[36] Правило 7-го Святого Второго Вселенского Собора / Каноны, или Книга правил, святых апостолов, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отцов. — Минск: Братство в честь святого Архистратига Михаила, 2016. С. 24.

[37] «в этом правиле предписывается совершать крещение посредством троекратного погружения (βάπτισμα, immersio) крещаемого в воду, причем духовное лицо, не совершающее таким образом крещения, должно быть извержено из своего сана. Поводом к изданию этого правила послужило существование среди разных еретических сект первого периода христианства секты, развившейся впоследствии в аномейскую (евномианскую), в которой крещение совершалось не во имя Святой Троицы, а только в смерть Христову, сообразно чему и крещаемого погружали в воду не три раза, а один. Это апостольское правило устанавливает закон, что правильное крещение, дающее крещаемому право сделаться членом Церкви, должно совершаться, помимо всего прочего, прописанного правилами, путем троекратного погружения крещаемого в воду во имя Святой Троицы». Никодим (Милаш), епископ Далматинско-Истрийский. Указ. соч. С. 124.

[38] Матаков К.А. Православие и протестантизм: сравнительный анализ доктрин (Апокалипсис протестантского разума). — Брянск : Ладомир, 2011. С. 572.

[39] Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова был образован по инициативе прот. Олега Стеняева при храме «Всех Скорбящих Радость» на Б. Ордынке в Москве в 1994 г. Основной задачей создания Центра была духовная реабилитация людей, попавших под сектантское влияние. По подсчетам Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви, в период с 1995 по 2005 гг. из разных сект было выведено и присоединено к Церкви более 1800 человек. Смысл религиозной реабилитации – приобщение к православному христианскому образу жизни. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II Центр возродил древнюю практику Чина Присоединения к Церкви людей, которые, будучи крещеными в православии, отпали от нее, уклонившись в секты и псевдорелигиозные культы.

[40] Крещенных в Православной Церкви до отпадения.

[41] Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая Скрижаль. С. 475, 476.

[42] Крещеных в Православной Церкви до отпадения.

[43] Текст «Последования исповеданию и разрешению грехов тех, иже от Святыя Церкве в глаголемое староверие отпадоша» утвержденный решением Священного Синода от 9 марта 2017 года. Журнал № 11: [Электронный ресурс] // Журналы Священного Синода. URL: http:// www.patriarchia.ru/data/2017/03/16/1239402689/posledovanie-090317.pdf (дата обращения: 09.05.2023); URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4835832.html (дата обращения: 09.05.2023).

[44] «Эти три чина принятия в Церковь неправославных существуют и имеют полную силу и ныне в нашей Православной Церкви. По первому Церковь принимает еретиков, не верующих в Св. Троицу, не признающих крещения и не совершающих оное по заповеди Господа; по другому чину, т. е. чрез миропомазание, принимаются (кроме упомянутых в правиле еретиков) все те, кои крещены во имя Отца и Сына и Св. Духа, однако не имеют законного священства и не признают таинства миропомазания … по третьему чину, т. е. без крещения и без миропомазания, только чрез отречение от прежнего верования и чрез исповедание православного учения, принимаются (кроме упомянутых в правиле еретиков) все римо- католики и монофизиты, которые миропомазаны были в своей церкви». Никодим (Милаш), епископ Далматинско-Истрийский. Указ. соч. С. 589.

[45] В конце синодального периода присоединение монофизитов и несториан (если они были миропомазаны в своей церкви) в Русской Церкви осуществлялось в соответствии с 95 Правилом по третьему чину. См.: Цыпин В., прот. Присоединение к православию // ПЭ. Т. 58. С. 242.

[46] Это, согласно 95 Правилу, справедливо и в отношении несториан: «Несториане же должны творити рукописания и предавати анафеме ересь свою, и Нестория, и Евтихия, и Диоскора, и Севера, и прочих начальников таковых epeсей, и их единомышленников, и все вышепоказанные ереси: и потом да приемлют святое причащение». Каноны, или Книга правил, святых апостолов, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отцов. С. 63.

[47] Никодим (Милаш), епископ Далматинско-Истрийский. Указ. соч. С. 589.

[48] См.: Ответ (183) Преосвященного Пантелеимона (Шатова): [Электронный ресурс] // Пастырь. URL: https://priest.today/questions/183 (дата обращения: 09.05.2023).

[49] О «русском» и «греческом» подходах см.: Erickson, John H. The reception of non-Orthodox into the Orthodox Church: Contemporary practice // St. Vladimir’s theological quarterly. Vol. 41, 1997. P. 1–17.

[50] Вопрос явился предметом внимания в докладе доктора богословия, преподавателя кафедры Церковной истории Богословского факультета Афинского национального университета Г.С. Казаряна «Проблема перекрещивания в отношениях Армянской Апостольской и Православной Церквей: история и современность». См.: Конь Р.М. Научно-практическая богословская конференция во имя преподобного Иосифа Волоцкого // Сретенское слово. — 2022. № 2. С. 182.

[51] В конце синодального периода присоединение христиан инославных исповеданий допускалось без испрашивания каждый раз разрешения от епархиального Архиерея. См.: Булгаков С., прот. Настольная книга священно-церковно-служителя: в 2-х т. — [Репринт 1913 г.]. Т. 2. — М., 1993. С. 1024.

[52] При этом необходимо исследование каким образом был крещен в Католицизме присоединяемый. К примеру, в Католицизме признается, что в случае необходимости крестить может любой человек, даже некрещеный, если только он имеет требуемое намерение («1256… In casu necessitatis, quaelibet persona, etiam non baptizata, intentionem habens requisitam, potest baptizare». Catechismus Catholicae Ecclesiae. Libreria Editrice Vaticana, 1997. P. 342). Очевидно, что подобное крещение не может признано действительным в православии. Важным для определения формы чинопоследования является вопрос конфирмации: в случае, если присоединяемый был крещен, но не был конфирмован в своей церкви, присоединение должно предусматривать чинопоследование с миропомазанием.

[53] Текст «Чин, како приимати от глаголемых старообрядцев, в соединение с Православной Церковию приходящих» утвержденный решением Священного Синода от 9 марта 2017 года. Журнал № 11: [Электронный ресурс] // Журналы Священного Синода: 9 марта 2017. URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/4835809.html (дата обращения: 09.05.2023); URL: http://p2.patriarchia.ru/2017/03/16/1239403324/priimati-090317.pdf (дата обращения: 09.05.2023).

[54] «Евномиан же, единократным погружением крещающихся и монтанистов, именуемых здесь фригами, и савеллиан, держащихся мнения о сыноотчестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из галатския страны), всех, которые из них желают присоединены быти к Православию, приемлем, якоже язычников. В первый день делаем их христианами («Это нужно понимать в самом тесном смысле слова, а именно, что они только могут быть введены в общество православно верующих и что им молитвою и благословением открывается путь в Церковь. В этом смысле назывались христианами и оглашенные» Никодим [Милаш], епископ Далматинско-Истрийский. Указ. соч. С. 124), во вторый оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и во уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывати в Церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их». 7-е Правило II Всел. Собора // Каноны, или Книга правил, святых апостолов, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отцов. С. 24.

[55] «протестантами принято именовать лишь лютеран, реформатов (кальвинистов) и англикан. Поэтому прочие христианские деноминации (в том числе баптистов, адвентистов, свидетелей Иеговы и пятидесятников) следует считать сектами протестантского происхождения или неопротестантами». Веселов Е., свящ. Духовное родство неопротестантизма и неоязычества // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. — 2020. № 7. С. 37.

[56] «в епархии г. Москвы по благословению Святейшего Патриарха присоединение неопротестантов совершается через крещение». Конь Р.М. Крещение в неопротестантских сектах // Диакрисис. — 2021. № 1 (9). С. 129.

[57] Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Принесем Тебе любовь нашу. Беседы во дни Великого поста. — М.: Изд-во «Приход храма Святаго Духа сошествия на Лазаревском кладбище», 2013. С. 133.

[58] Детальное изложение основ организации и методики церковной реабилитации лиц, отпавших от православия, включая особенности катехизации, дается в изданной в 2022 году работе эксперта Комиссии по церковной реабилитации А.И. Солодкова «Организация и методика церковной реабилитации отпавших от Православия» (Солодков А.И. Организация и методика церковной реабилитации отпавших от Православия. — М., 2022).

[59] Солодков А.И. С. 6.

[60] Там же. С. 7, 8.

[61] Организация просветительской деятельности на приходах Московской епархии / Под редакцией: Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Московской епархии епископа Зарайского Константина, Председателя Миссионерского отдела Московской епархии протоиерея Михаила Егорова. Издание 2-е, исправленное и дополненное. — М., 2013. С. 24.

[62] Там же. С. 44.

Источник: Юдин В.В. Вопросы чиноприема в Православную Церковь // Труды Перервинской духовной семинарии. 2023. Вып. 25. С. 63–86.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.