14.03.2021 | 

Великая тайна прощения (ВИДЕО)

В сумраке уходящего дня собрались мы для того, чтобы прикоснуться сердцем к тайне прощения, испрашивая этого прощения друг у друга. Во все дни путешествия через Святую Четыредесятницу, мы раз за разом, вновь и вновь будем искать прощения, каясь и прося отпущения у Бога.

Недавно мы вспоминали покаяние блудного сына. Когда сын понял, что причинил отцу боль, забрал наследство и бездумно его растратил, — он не просто стал сожалеть о своих грехах. Он не просто надеялся, что будет сокрушаться, сожалеть о содеянном — и однажды отец простит его. Он не остался посреди свиного стада, которое пас, но встал и пошёл. Пошёл к отцу, не зная, примет ли тот его. Пошёл, хотя знал, что путь долог и труден. Пошёл, хотя и было стыдно.

Иногда может показаться, что покаяние — просто сожаление о содеянном. Что достаточно просто сокрушаться, корить себя, грустить о поступках и словах. Но покаяние не просто сожаление или печаль. Не наши самоистязания важны Господу. Покаяние — это способность решительно взять и переделать то, что сделал неправильно. Попытаться всё исправить. Вернуться к человеку, которого оскорбил, и разрешить возникшее недоразумение. Склеить разбитую некогда вазу — да, она навсегда будет со следами клея и в трещинах, но будет цела. А когда-то именно из-за этих её трещин и несовершенств она станет цениться больше. 

Но, казалось бы, если всё так просто, то почему же мы не устремляемся со всех ног к тому, кого обидели, не спешим исправить в себе те вещи, которые мешают отношениям с Богом, не встаëм с того места, на котором сидим, подобно блудному сыну? Наверное, потому, что просить прощения тяжело. Исправлять всё то, что натворил в жизни, — страшно, стыдно, тяжко, неудобно. Нам кажется, что время исцелит, пройдут годы, грехи и обиды забудутся. Нам кажется, что можно уговорить себя словами «я не один такой», «он сам виноват», «любой другой на моём месте поступил бы так же», «да всё не так уж страшно». Но где-то в глубине себя мы знаем, что в действительности виноваты, что действительно вина эта тяжела, что причинëнная обида — болезненна и боль от неё не залечит время.

И тяжесть этого осознания, может быть, и не высказанного, копится в нас с годами. Прирастает новыми обидами и грехами. Сгибает спины наши и не позволяет взглянуть на небо. Сковывает сердце так, что уже почти невозможно вдохновляться Божиим миром. Ослепляет взор настолько, что почти уже не видно Божественного присутствия в жизни, в мире, в других.

Но облегчение и очищение — всегда рядом. До него нужно лишь дотянуться. Лишь пересилить себя на мгновение и решить всё исправить. Это сделать нелегко, но именно это действие и изменяет нашу жизнь. Легко сказать «прости меня». И как же тяжело сказать так: «Прости меня за то, что три года назад я обманул тебя, передал неверно слова соседа, вы из-за этого уже столько времени враждуете». В первом случае слова — просто формальность, во втором — возможность искоренить вражду, в которой виноват. И если таким образом, не формально, не лишь укоряя себя изнутри, но через работу над отношениями с ближними, через исправление делами того плохого, что сделал ранее, исправить то, что так тяготит в жизни, — вся жизнь изменится.

Мы знаем историю пророка Давида. Он пал в прелюбодеянии с Вирсавией, которая была красива. Потом, желая жить с ней всегда, убил её любимого мужа Урию. Убил не своими руками, но подстроил так, чтобы тот погиб на войне и Давид мог бы жить с Вирсавией дальше. Он скрывал свой грех, ему позволял статус царя и созданные обстоятельства. Всем казалось, что ничего страшного не произошло. Да и никто не мог бы обличить, а тем более наказать правителя. И время шло, и Давид надеялся, что оно загладит боль. Но оно не загладило. И вот что пишет Давид, каясь перед Богом и людьми в содеянном: «…беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Пс 50:5), «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Пс 31:3–4). Давид страдал, но это был не страх возмездия. Давид страдал от того, что потерял свежесть, радость, способность восхищаться, чистоту. Давид потерял Бога. И тогда Давид много сил положил на покаяние, он открыл грех свой, попытался, насколько уже это было возможно, всё исправить. И вот что он же пишет после покаяния: «Счастлив тот, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьём духе нет лукавства! Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: “исповедаю Господу преступления мои”, и Ты снял с меня вину греха моего. Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления. Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем» (Пс 31). Один и тот же человек, но насколько разные состояния духа!

И вот сегодня Святая Церковь даёт нам возможность вспомнить о забытом, перешагнуть через страх или гордость, выйти навстречу Отцу. Сегодня мы испросим друг у друга прощения, испросим здесь, в церкви, и дома, у соседей, ближних, родственников, друзей. У всех, перед кем чувствуем вину. Давайте не будем делать это формально, просто пересылая друг другу картинки со словом «Прости» и грустными смайликами. Давайте попытаемся подойти к каждому случаю отдельно, прося прощения за то, что действительно мы сделали плохого этому человеку. И тогда Господь наградит нас радостью, лёгкостью очищения сердца, торжеством духа.

Я, нуждаясь в вашем прощении, ныне каюсь и припадаю к вашему милосердию ко мне, грешному. Простите меня за мою нескладность, сухость, неподатливость, чëрствость, раздражительность, неспособность дарить внимание и любовь. Простите меня за невнимательность, за то, что часто не могу уделить время для общения, за то, что не способен быть тем образом, которым должен быть, таким, каким вы меня видеть хотели бы. Я нуждаюсь в вашем прощении, потому что все мы, верующие, молящиеся друг за друга, знающие друг друга или о существовании друг друга, причащающиеся от Чаши с Господними Телом и Кровью — одна семья, одно тело, одна Церковь. А значит, нет никого нам роднее друг друга, мы и есть друг другу те самые ближние, о которых говорил Господь. Прошу вас: простите меня, вашего недостойного архиерея, за всё, что я перечислил, а ещё больше за то, чего за собой не заметил и не перечислил. Если кого-то ранил или ввёл в осуждение своими действиями, а ещё хуже — бездействием. Простите меня, братья и сёстры. 

Человеколюбец Господь да простит и всех вас, дорогие мои, и благословит на Святой Великий пост.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 14 марта 2021 года. Прощёное воскресенье. Воскресенский кафедральный собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.