Участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений поделились с корреспондентами «Монастырского вестника» впечатлениями от прошедшего форума.
Иеромонах Паисий (Новоженов), исполняющий обязанности наместника Свято-Успенского Старицкого мужского монастыря (Тверская и Кашинская епархия Тверской митрополии).
Мы, монахи, должны, прежде всего, призывать к миру, молиться за врагов… Не испытывать эйфорию от победы, потому что, даже если это наши земные враги, – все равно гибнут люди. Нам должно быть в равной мере скорбно из-за того, что люди довели мир, в котором живут, до войны. Я считаю, что нормальное состояние монаха – это скорбеть во время войны и призывать к миру через молитву. Монах с ружьем – исключение из правил. Лучше пусть он помолится, чтобы наступил мир между государствами… Нам надо другими глазами смотреть на военное противостояние – с великой болью. Когда старец Софроний (Сахаров) во время Второй мировой войны жил в пустыне на Афоне, он молился там за всех, плакал, и его сердце разрывалось. Он не слышал взрывов снарядов, но молился Богу, чтобы всё это прекратилось.
Всем известные старцы, которые воевали в Великую Отечественную, еще не были в то время монахами. Они были молодыми людьми и честно исполнили свой гражданский долг. Впоследствии они ведь не хотели вспоминать про ужасы войны… А мы, сегодняшние молодые, не видевшие этой страшной реальности, с энтузиазмом рассказываем о победах… Нужно молиться и любить всех людей вокруг нас, чтобы не допустить такого всплеска агрессии.
Для современных монахов самое трудное – это сохранение мира между собой и сохранение нерассеянной, сильной Иисусовой молитвы посреди многочисленных суетных хозяйственных попечений. Я очень хочу, чтобы монашеская жизнь имела некую стабильность. Хотя в наше время, естественно, это очень трудно.
В нашем монастыре, открытом заново более двадцати лет назад (а основанном в начале XII столетия), сейчас подвизаются трое насельников. Мы до сих пор переживаем период становления, и я нахожусь в молитвенном ожидании новых послушников. Понимаю, что быстро этого не произойдет, нужно прежде всего правильно закладывать фундамент, – тогда, найдя здесь стабильность духовной жизни, к нам будут приходить новые монахи, уверенно чувствующие, что в этом месте они могут спасаться, что их не ждет никакой крах через год-два. Потому что для послушника очень важна надежда на его перспективы в монастыре, в котором он примет постриг и в котором в свой срок скончается. Создание правильного духовного устроения – это самое главное сейчас.