6 октября митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил храм в честь благоверного князя Михаила Тверского на острове Памяти в Твери. В этот день исполнилось 20 лет со дня освящения престола.
В 2002 году на острове Памяти был выстроен, а 6 октября освящён храм во имя святого благоверного князя Михаила Тверского. Храм построен по проекту тверских архитекторов Валерия Курочкина и Андрея Барковского. Строение стилизовано под древнерусскую архитектуру владимиро-суздальского стиля.
Название «Остров Памяти» закрепилось в документах с 1970 года, когда возникла идея перенести сюда воинские захоронения из разных мест города и области. Но идея реализована не была, а название осталось. На левом берегу Тьмаки, по соседству с островом Памяти, когда-то находился храм свт. Николая «на Зверинце», построенный в XVIII веке и разобранный из-за ветхости в послевоенное время. 16 декабря 1970 года на месте храма был открыт мемориальный комплекс с Обелиском Победы и Вечным огнем, обновленный в 2010 году, к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В день 20-летия освящения храма митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в обновленном храме. Главе митрополии сослужили: протоиерей Павел Сорочинский, благочинный I Тверского церковного округа; священник Александр Горячев, настоятель храма; протоиерей Евгений Шлыков, клирик храма в честь Владимирской иконы Божией Матери; клирик храма священник Сергий Губский-Борисов; диакон Иоанн Зорин; протодиакон Роман Соколов; диакон Николай Кувшинов.
За богослужением пел клиросный хор «ЛиК» под руководством Наталии Губской-Борисовой. На Литургии были вознесены особые прошения о единстве Святой Руси и молитва о мире, о здравии Святейшего Патриарха Кирилла.
На запричастном стихе архипастырь поздравил прихожан с памятным днём и вручил Архиерейские благословенные грамоты III степени. Награды за оперативную и безвозмездную помощь, оказанную в ремонте храма в честь благоверного князя Михаила Тверского г. Твери вручили собственнику ГК «Новый город» М. В. Оводкову, генеральному директору ГК «Новый город» И. В. Никитиной. Архиерейские благодарности были вручены: за оперативную и безвозмездную помощь в ремонте храма святого благоверного князя Михаила Тверского г. Твери директору по строительству ГК «Новый город» Н. Б. Васильеву; во внимание к трудам на благо храма святого благоверного князя Михаила Тверского г. Твери Г. П. Подколдиной.
После отпуста клирик церкви в честь благоверного князя Михаила Тверского священник Сергий Губский-Борисов поблагодарил митрополита за богослужение и визит.
Митрополит Амвросий обратился к прихожанам с архипастырским словом:
Сравнительно недавно по историческим меркам в городе Твери, тогда Калинине, был только один храм. Небольшой, красивый, старинный приходской храм в частном секторе. Был он кафедральным собором. Ныне по милости Божией люди могут молиться под сводами тех домов Божиих, которые были созданы нашими предками. Ну и, конечно, воссоздавать святыни, которые были разрушены безумием человеческим.
Церковь является всем нам Матерью. Мы все знаем, какое значение в жизни каждого человека имеет мать. Есть замечательные слова канта, в котором поется: «Если мать ещё живая, счастлив ты, что на земле, есть кому, переживая, помолиться о тебе».
Однажды у одного своего собрата, у которого преставилась его родительница, я спросил о тех чувствах, которые он переживает. Ему было непросто с ней, потому что старческие недуги, соответствующий характер, настроение доставляли много беспокойств тогда ему. Он сказал такие слова: «Когда она была жива, в последние годы с ней было очень трудно. Но когда она ушла, стало совершенно невыносимо». Человеческое сердце всегда чувствует присутствие матери в жизни. Когда мать жива, она молится, и многие проблемы, если не разрешаются в одно мгновение, то по крайней мере переносятся совсем по-другому. Когда она уходит, как будто обрывается какая-то связь. Для нас Церковь — это тоже Мать. Но Церковь никогда не умрет и не умирает. Она будет жить вечно, и она всегда молится о своих чадах. И счастливы те люди, которые в своё время вложили свои какие-то средства в то, чтобы этот храм был построен. Счастливы тем, что они уже ушли, многие из них уже ушли, но молитва о них их Матери — Церкви совершается и будет совершаться до тех пор, пока этот храм будет стоять.
В чине освящения храма двадцать лет назад прозвучали такие слова: «Дабы этот храм стоял до скончания века». Не века временного, календарного, а в понимании вечности, которым и живёт наша Церковь. Мне сегодня хотелось бы поблагодарить тех людей, которые помогли привести в порядок этот храм. Всякий раз, приезжая сюда, особенно в памятные дни, когда мы отмечаем 9 Мая или какие-то другие памятные даты и собираемся здесь для молитвы о наших воинах, я всегда переживал и печалился о том, что этот храм пришёл в недолжное состояние. Он был закопчён, разрушились ступеньки. Даже было стыдно приводить сюда гостей. Но сейчас этот храм вновь светлый, белоснежный. Уже не беспокоишься, когда поднимаешься по ступенькам. Я благодарю, конечно, отца Александра, который все это сделал очень быстро с помощью людей, которые откликнулись на его просьбы.
Повторюсь, Церковь никогда не забывает своих чад и всегда о них молится. Молитва — это главное. Все мы когда-то уйдём из этого мира. Но очень важно, что Церковь никогда не забудет нас, потому что добрые дела никогда не забываются. И Небесная Церковь, и Земная всегда будут молиться о тех людях, которые делают добрые дела, создают и воссоздают святые наши храмы.
Матерь-Церковь любит и молится за своих чад. Сегодня те чада, которые мобилизованы и призваны, нуждаются в этой любви и молитвах. Церковь составляем все мы, а глава этой Церкви — Христос. Мы люди грешные и немощные, но мы святы святостью Христовой. И благодаря этой святости, освящается все творение Божие. В дни принесения ковчега с мощами преподобного Сергия Радонежского я посетил один из пунктов сбора мобилизованных людей. Более пятисот человек под проливным дождем приложились к мощам преподобного Сергия, получили благословение. Мы им раздали крестики, пояса с 90 псалмом. Я обратился к ним со словами, в которых прежде всего пытался научить их молиться. Только молитва всех нас спасёт. Молитва — это диалог с Богом; молитва — это возможность связи с Богом.
Вчера, уже в другом пункте, я совершил Божественную литургию. Рано утром мы причастили несколько десятков человек Святых Христовых Таин. Вечером несколько десятков человек приняли Таинство Святого Крещения. Это много, потому что в советское безбожное время почти не было некрещёных. И вот сегодня, в наши дни, когда у каждого есть возможность свободно ходить в церковь, много некрещёных взрослых мужчин.
Сегодня наша задача — научить людей быть с Богом. Ни какие-то светские призывы нам должны быть свойственны, а исполнение того призвания, которое дано нам в Церкви: «Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам». И вот сегодня, когда такая концентрация людей происходит в непростых, не всегда понимаемых человеческим умом обстоятельствах, мы, как Церковь, должны сконцентрироваться на главном нашем служении — научить людей молиться, быть с Богом. И самая краткая молитва, конечно, это молитва Иисусова, о которой я везде говорю, потому что она является средоточием нашей веры. Как говорят на Афоне: «В ней все Евангелие». «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного». Этой молитве мы пытаемся научить не только нынешних мобилизованных наших братьев, но и, конечно, всех, кто чужд ей. С этой молитвы всё начинается, и она является одновременно окончанием всего. Потому что даже тогда, когда человек проходит путь духовного образования, читает много святоотеческих творений, прочитывает немало молитв, понимает, что в этих словах концентрат всего, здесь центр, здесь сердце, здесь нерв, здесь, когда уже многие слова не нужны, а именно в этих словах заключается и суть нашей веры и суть нашей проповеди и суть всего Евангелия. Эта молитва спасёт нас. Спасёт — мы иногда понимаем это слово в мирском смысле, но она помогает нам спасаться в понимании предстоящей вечности. Нам нужно быть честными. Мы священники, и наши молитвы не есть какие-то обереги в сей временной жизни, хотя, безусловно, Господь помогает нам, когда мы обращаемся к нему и в наших земных делах без всякого сомнения. Но самое главное, к чему мы сами идём и к чему должны направлять других людей — к вечному Царству с Богом. Именно этому в таких непростых обстоятельствах, при обмирщенном сознании людей, мы и пытаемся научить наших воинов, которые подчас вообще не задумывались о вере, о Церкви, о Боге. И сейчас, когда наступили тревога и страх от неизвестности за грядущее будущее, они начали об этом задумываться. В этом святом храме возносится молитва о воинах, которые прежде жизнь свою положили за Отечество наше. Но мне бы хотелось, чтобы наряду с этой молитвой, особенно в наше нынешнее непростое время, до того момента, когда всё-таки мы будем вновь Бога благодарить за наступивший мир, совершалось и краткое молебное пение о тех людях, которые сегодня мобилизованы и об их родственниках, которые, конечно же, плачут, переживают и пребывают в состоянии растерянности и грусти от неизвестности.
Сегодня, казалось бы, такой праздничный день — 20-летие освящения этого храма. Но он одновременно является для нас днём особого сосредоточения и, конечно же, грусти и печали тоже. Великая Суббота — это тоже время «радостопечалия». С одной стороны, мы уже предвкушаем Пасху и поём «Воскресни Боже, суди земли», а с другой стороны, мы тут же поём «Да молчит всяка плоть, плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, ничтоже земное в себе да помышляет». Наверное, сегодня мы испытываем и переживаем сердечно границу между Великой Пятницей и Великой Субботой. Дай Бог нам всем узреть не календарно, а внутренне, жизнью своей Светлое Христово Воскресение, когда, наконец, рассеется та мгла, которая ныне в результате безумия человеческого наступила, и мы вновь увидим солнце Христовой правды.
В начале ХIV века великий Тверской князь Михаил Ярославич повелел построить здесь монастырь, названный Федоровским. Насельников монастыря византийские монахи обучали искусству рукописной книги, иконописи, тонкостям канонического православного богослужения. Известно, что здесь была церковь св. Феодора Стратилата, построенная цареградским монахом Иоанном и освященная в 1323 г. еп. Тверским Варсонофием I. В Федоровском монастыре велось летописание, которое не зависело от княжеского. Эти летописи до сих пор не найдены. Возможно, они были увезены в 1430 году митрополитом Киприаном в Италию, следовательно искать их надо в архивах Ватикана.
В середине ХV века великий Тверской князь Борис Александрович, сохранив монастырские постройки, построил на острове укрепленный «город Любовен». Эта небольшая крепость прикрывала с запада Тверской кремль, расположенный на противоположном берегу Тьмаки, от прямого нападения врагов. В 1739 году при Федоровском монастыре была открыта Тверская духовная семинария. В половодье остров подтоплялся и семинарию перевели в специально возведенный корпус в кремле.
Монастырь был разорен Литовцами в начале ХVII в. и в 1626 г. храм во имя Феодора Стратилата оказался без кровли. В 1680 г. был приписан к Воскресенскому Ново-Иерусали́мскому монастырю, a пo указу Петра I отдан архиерейскому дому на школу для обучения «церковнических» детей. Впоследствии монастырь этот за ветхостью был разобран и каменный материал перевезен в Тресвятский архиерейский дом.
Церковь Михаила Тверского построена в 2002 году по инициативе тогдашнего главы Твери Белоусова Александра Петровича и с помощью частных пожертвований.
22 июня, в День памяти и скорби, на острове Памяти у Обелиска Победы ежегодно проходит акция «Свеча памяти», которая в 2021 г. в Тверской области состоялась уже в 8-й раз. Каждый год она объединяет около 300 активистов и волонтеров. В этот день у Обелиска Победы совершается возложение цветов, в память о погибших в годы войны над мемориалом зажигается огонь. А в храме Михаила Тверского совершается заупокойная лития.
Пресс-служба Тверской епархии