Древнее распятие с частицей Животворящего Креста будет принесено в Воскресенский кафедральный собор Твери ко времени начала всенощного бдения накануне Недели Крестопоклонной (в субботу, 3 апреля, в 17:00) и будет находиться до пятницы Крестопоклонной седмицы (9 апреля). Все эти дни святыня будет доступна для поклонения верующим.
Крестопоклонной седмицей этот период Великого поста называется потому, что Церковь в течение этой недели поклоняется Животворящему Кресту, на котором был распят Спаситель мира. Чин поклонения Честному и Животворящему Кресту Господню на богослужении в Крестопоклонную Неделю в Православной церкви совершается аналогично богослужению на Воздвижение Креста Господня и на Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. После изнесения (выноса) из алтаря и поклонения Кресту украшенный цветами Крест лежит на аналое посредине храма всю седмицу.
В нынешнем году верующим Тверской епархии будет предоставлена возможность в неделю Крестопоклонную поклониться частице того самого Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. То, что эта частица — действительно часть того самого Древа, которое нашла святая императрица Елена в 326 году, подтверждают документы, которые сохранились вместе с этой великой святыней.
К сожалению, в наши дни появилось значительное число артефактов, являющихся фальшивыми реликвиями, современными подделками, выдаваемыми за подлинные церковные святыни. В древней Церкви было принято при переносе святыни из одного храма в другой, из монастыря в монастырь на хранение составлять подробный документ о передаче святыни. Документы эти хранились в монастырских архивах или в архивах епархий. Историческая документация показывает, что от святой царицы Елены, нашедшей святой Крест, частицу, которая будет принесена в Тверь, отделяют всего три передачи и три места хранения. Последним местом пребывания реликвии был один из древних французских монастырей.
Распятие и частица Святого Креста будут принесены для поклонения православным верующим благодаря деятельности фонда «Священное наследие», работающего в области сохранения священного наследия Церкви. Фонд изучает происхождение и исторический путь древних христианских реликвий и святынь, осваивает и применяет методы работы в области проверки подлинности артефактов и реликвий: от сфрагистики и дипломатики до современных точных технологий. Важнейшей сферой работы фонда является поиск и принесение подлинных древних православных святынь для церковного почитания.
Данная частица святого Животворящего Креста была обретена и освидетельствована во время служения митрополита Амвросия на должности ректора Санкт-Петербургской духовной академии.
Справочная информация:
Обретение Честного Креста и гвоздей святой царицей Еленой в Иерусалиме (326).
Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117–138) приказал засыпать землёй Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.
Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест — были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306–337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной её части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши».
Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив её письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.
Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время её поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трёх крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. Сведения об этом событии помещены также 13 и 14 сентября.