19.11.2023 | Церковь и мир

В Старицком Свято-Успенском монастыре почтили память святителя Германа, архиепископа Казанского

19 ноября 2023 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице и день памяти святителя Германа Казанского, в Старицком Свято-Успенском монастыре Божественную литургию  совершил наместник обители игумен Дамаскин (Леонов) в сослужении братии монастыря иеромонаха Нектария (Андреева), иеромонаха Вениамина (Веселова) и иеромонаха Филарета (Гавщука). После заамвонной молитвы было совершено славление святителю Герману Казанскому. Этот угодник Божий особо почитается в монастыре, так как с 1551 по 1553 годы он был игуменом обители.

***

Первым игуменом  Старицкого Свято-Успенского монастыря в XVI веке, после его второго рождения, стал архимандрит Герман.

Святой Герман, в миру Григорий, был родом из города Старицы. Отец его Федор Афанасьевич Садырев-Полев происходил из рода смоленских князей. В 25 лет Григорий был пострижен в монашество с именем Герман в обители преподобного Иосифа Волоцкого. В монастыре он подвизался под руководством игумена Гурия (впоследствии архиепископа Казанского) и трудился над перепиской книг. В описи книг Волоколамского монастыря за 1545 год имеются записи: «Евангелие в десть Германова письма Садырева», «Богородичник в десть Германова письма Садырева». В монастыре он познакомился с отбывавшим там наказание преподобным Максимом Греком, который, вероятно, имел благотворное влияние на Германа в развитии в нем особой любви к просвещению, списыванию богослужебных книг и «святоотеческих творений». Но самое благотворное влияние на духовное развитие оказывал настоятель Иосифо-Волоцкого монастыря святой Гурий, впоследствии первый Казанский архиепископ и просветитель Казанской земли.

Слава о подвижнической жизни и духовной мудрости Германа дошла до родного города, и братия Старицкого Свято-Успенского монастыря в 1550 году испросили его в игумены. «Егда́ тя и́ноки Ста́рицкия оби́тели моля́ху, да бу́деши началово́ждь оби́тели и блюсти́тель спасе́ния душ их, ты, Богому́дре, глаго́лы смире́ния рекл еси́ им: а́ще и корми́ло корабе́льное неиску́сному не вверя́ется ко́рмчему, кольми́ па́че спасе́ние душ неве́дущему духо́внаго пути́ наста́внику. Оба́че, я́ко искуше́нный в сло́ве и ра́зуме, единоду́шным моле́нием бра́тии восприя́в корми́ло духо́вное и священноархимандри́т быв,/ яви́л в себе́ до́браго вождя́ и наста́вника душ во спасе́ние. (Служба святителю Герману архиепископу Казанскому и Свияжскому 6(19) ноября, утреня, по 2-м стихосло́вии седа́лен, глас 4).

Кроткий смиренный Герман со слезами отказывался от предложенной чести, «но братия победили смирение его, и Тверской архиепископ Акакий в 1551 году рукоположил Германа в священный сан и возвел его в архимандриты». Недолго архимандрит Герман управлял Старицкой обителью. Он, тяготясь почестями, стремился в дорогой ему Иосифов Волоцкий монастырь, к любимым своим книжным занятиям.

Он возвращается в Иосифо-Волоцкий монастырь, где вновь встречается со своим духовным наставником святым Гурием, который также отказавшись от игуменства, «проживал на покое».

Известно, что царь Иван Васильевич Грозный с особенным уважением относился к подвижникам Иосифа Волоколамского монастыря, нередко вызывая их к себе для духовных бесед.

В 1555 году на Московском соборе возник вопрос об открытии в Казани святительской кафедры, на которую был избран святой Гурий, и к нему в  помощники, был дан  архимандрит Герман.

По прибытии в Казань, святитель Гурий указал архимандриту Герману местожительство в городе Свияжске, и для просветительской деятельности ему была назначена правая сторона Казанского края.

Первым делом архимандрита Германа было устройство «на иждивение царской казны Успенского монастыря в городе Свияжске. При нем были там построены и доныне существующие соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и церковь Святого Николая, также каменная с колокольнею и трапезою».

Новая обитель была обеспечена крестьянскою землею, рыбною ловлею, «царскими щедротами» и т. д. Сам же архимандрит Герман жил в простой деревянной келье, под колокольнею церкви святого Николая. Он вел строгую аскетическую жизнь по образцу Волоколамской обители и был примером для всей братии монастыря. Вся его жизнь проходила в трудах по внешнему благоустройству Свияжского монастыря. Много заботился он и о духовном просвещении не только братии обители, но и в пределах своего миссионерского округа. В монастыре была собрана большая библиотека «в целях просвещения магометан и язычников». Также в обители его трудами была создана школа для обучения «инородческих детей».

5 декабря 1564 года скончался святитель Гурий, первый Казанский епископ. Собор святителей в Москве 1564 года вместе с царем Иваном Грозным избрали на его место ближайшего помощника — архимандрита Свияжского монастыря Германа. 12 марта он был «хиротонисан во епископа Казанского».

На святительской кафедре святитель Герман проявил необычайную ревность в устройстве монастырей, в благоустройстве архиерейского дома и т. д. Но, к сожалению, слишком кратковременным была его служба на Казанской кафедре. Через два года святитель Герман «принужден» был согласиться, и «наречен был Московским митрополитом».

6 ноября 1567 года святитель Герман скончался «от моровой язвы» в Москве. Митрополит (впоследствии Патриарх) Ермоген в составленном им житии святителя Германа писал: «…Преставися сей преподобный архиепископ Герман в царствующем граде Москве, в лето 7076, ноября в 6 день; пас церковь Божию три лета и месяцев восемь; был же тогда мор силен; повеле же себе положити в чину святительском, якоже поведают ученицы его, обаче тогда не сподобися святительски погребен быти, не сущу бо тогда митрополиту, ни иному кому обрестися, но тако просто погребен бысть архимандритами паствы своея Свияжским Иродионом и Казанским Иеремием, в чину святительском, якоже повеле, у церкви св. Николая, иже зовется Мокрый».

Существует и другое мнение о том, что митрополита Германа убили опричники, так как он был яростным противником насилия в обществе и убеждал царя Ивана Грозного «удалить от себя опричников».

Мощи святителя Германа из Москвы по ходатайству митрополита Ермогена и с разрешения царя Федора Ивановича Годунова, в 1591 году были перенесены в Свияжский монастырь. Здесь 25 сентября мощи были торжественно положены в Успенском монастырском храме с правой стороны. С этого момента в Казанском крае стали чтить память святителя Германа.

В 1695 году, по распоряжению Патриарха Адриана, Казанский митрополит Маркелл переложил торжественно мощи святителя Германа в новую серебряную раку.

В родном городе Старице в Свято-Успенском монастыре в Троицком соборе в 1898 году был устроен новый придел во имя святителя Германа, который до сего времени не сохранился. В Селижаровском монастыре — была построена новая теплая церковь в честь святителей Гурия, Варсанофия и Германа Казанских.

Свято-Успенский Старицкий монастырь

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.