22.08.2024 | Епархия

В Спасо-Преображенском соборе Твери после акафистного пения состоялись проводы Страстной-Кашинской иконы Богородицы

21 августа вечером в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил молебен с акафистом Божией Матери. Архипастырю сослужили: архимандрит Борис (Тулупов), иерей Сергий Будков, протоиерей Леонид Водолазский, протоиерей Димитрий Курдюков, протоиерей Александр Крюков, протоиерей Владимир Цымбал, иерей Никита Савин, иерей Максим Луканов, иеромонах Антоний (Шкурметов), иерей Василий Бащук, иерей Димитрий Козмейчук, иерей Максим Желябовский, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов. 

На сугубой ектении во время молебна были произнесены особые прошения о мире и об Отечестве. 

По окончании богослужения архипастырь обратился к молящимся:

Сегодня с благодарностью Пресвятой Богородице мы провожаем Ее святой образ и благодарим за то, что в течение месяца он находился здесь. 

В далеком 1986 году эта древняя икона XIII века, перед которой молилась преподобная наша великая княгиня Анна Кашинская, преподобный Макарий Калязинский и многие святые люди, была отдана на реставрацию Москву и с той поры находилась там до сегодняшнего времени, пока перед Великим освящением я не обратился к губернатору нашей области Игорю Михайловичу Рудене с ходатайством о том, чтобы к этому великому событию в истории нашей Тверской земли и Тверской епархии эта величайшая святыня была принесена к нам хотя бы на короткое время. 

Была проведена большая работа. Я сердечно благодарю губернатора Тверской области Игоря Михайловича Руденю, руководство и сотрудников нашего музея, всех тех людей, которые потрудились над тем, чтобы изготовить киот и выполнить все необходимые, непростые условия при принесении древней святыни из музейного фонда в действующий храм, тем более прямо с реставрации. Сегодня вечером она отбывает сначала в музей, а затем отправится на дальнейшую реставрацию. Но мы надеемся, что находящаяся среди нас сейчас Ксения, которой благословлено изготовить копию этой иконы, сможет практически повторить ее в том же виде, даже с элементами утрат, чтобы через какое-то время уже список с этой иконы занял постоянное место в нашем храме. И молясь перед ним, мы вспоминали и этот счастливый период в нашей жизни и в нашем христианском опыте. 

Перед этим образом невозможно стоять без трепета. Какое-то глубокое волнение, граничащее буквально с тем, что слезы выступают из глаз, всегда посещает, когда перед ним находишься. Удивительный взор Пресвятой Богородицы, удивительный Ее взгляд. Такое ощущение, что когда ты стоишь перед этим образом, Божия Матерь как будто насквозь тебя видит. И конечно же, Она в течение этого времени не только принимала в свои материнские объятия всех, кто молился перед образом «Кашинская Страстная», но и явила Свое чудо, о котором мы уже говорили, Свое знамение, когда в одну из ночей в течение практически полутора часов она светилась кроваво-красным цветом. Свет исходил от этой иконы. И это знамение было явлено не архиерею, не священнослужителю, не монаху, а человеку без сана, который охранял собор и эту икону в ночные часы. И сама Божия Матерь избрала Себе человека, которому захотела что-то сказать. А через него и мы узнали тоже об этом знамении и еще больше утвердились в понимании, что это не просто древняя икона, перед которой молились многие-многие поколения в течение многих веков, но самая настоящая чудотворная икона. И мы имели счастье ее созерцать и перед ней изливать свои молитвенные просьбы. 

Конечно, всегда грустно расставаться со святыней, расставание приносит печаль, но давайте вспомним слова тропаря Успению Пресвятой Богородицы — события, на пути к которому мы ныне находимся. «Во Успении мира не оставила». И хотя образ и покидает наш святой храм, мы верим, что Богородица нас не оставит. И так же как Она обрадовала нас пребыванием Своего образа в нашем кафедральном соборном храме, явив нам и знамение милости Своей, и знамение чуда Своего, верим, что и впредь Она тоже будет нам являть знамение Своей материнской милости. 

Я благодарю и матушку игумению Варвару, и отца Александра Рычкова, благочинного Кашинского благочиния, который мне несколько лет тому назад, буквально когда я только прибыл на кафедру, рассказал об этой иконе. И благодаря этому рассказу, а также благодаря еще и некому напоминанию об этом рассказе одного из выпускников Московской духовной академии, диакона Александра, который подал такую хорошую идею — принести в дни освящения собора эту икону в город Тверь, это событие и состоялось. Будем благодарить Бога, Его Пречистую Матерь за явленную милость. 

После богослужения чудотворная Страстная икона Пресвятой Богородицы XIII века отправилась в реставрационный центр и на музейное хранение. 

В Спасо-Преображенском соборе икона находилась с 21 июля, ее поместили в защитную капсулу, так как уже долгое время, с 1986 года, она находилась в Москве на реставрации и прибыла в Тверь на месяц. Икона принадлежала благоверной княгине и инокине Анне Кашинской.

По благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия будет сделана точная копия этой иконы, которая станет списком с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы XIII века и будет именоваться Тверским Страстным образом Богоматери.

***

Страстная-Кашинская икона Божией Матери — чудотворная святыня и древнейшая икона Верхневолжья.

Образ датируется третьей четвертью XIII века и происходит из Ростова. Первые сведения об иконе в Димитриевском монастыре Кашина имеются в монастырской описи 1710 года. Кашинские краеведческие описания начала XX века указывают, что икона «древнего письма». Во второй половине XIX века икону почитали как чудотворную, одновременно возник стихийный всплеск народного почитания благоверной княгини Анны Кашинской, и это совпадение представляется неслучайным. 

По местному преданию, Димитриевский монастырь в Кашине был основан отцом благоверной княгини Анны Кашинской, князем Дмитрием Борисовичем Ростовским, (легенда зафиксирована в краеведческой работе 1901 года за авторством И.А. Виноградова «Археологическая экскурсия в село Кожино и города Кашин, Калязин и Углич»). Тогда князь должен был снабдить монастырь иконами, и, возможно, Страстная-Кашинская была одной из них; однако других монастырских икон этого периода с признаками ростовского письма на данный момент не обнаружено. Поэтому более вероятной представляется другая версия. Именно тогда, в конце XIII века, в 1294 году, дочь князя Дмитрия, святая княгиня Анна, вышла замуж за благоверного князя Михаила Тверского и переехала из Ростова в Тверь. Соотношение данных позволяет предположить, что Страстная-Кашинская икона могла принадлежать святой Анне Кашинской и попасть в Тверь во время бракосочетания святых князей Михаила и Анны, а потом вместе с княгиней переместиться в Кашин, в монастырь, исторически связанный с ее отцом. К сожалению, на данный момент исторических источников для подтверждения этой гипотезы недостаточно, однако как предположение она имеет место быть. 

В середине XIX века, согласно описи, икона находилась в алтаре за престолом. В последней трети XIX века началось массовое почитание образа. Тогда икону полностью раскрыли, а затем дописали «под старину» с небольшими изменениями иконографии. В 1890–1903 годах в Димитриевском монастыре для хранения чудотворной иконы был построен Страстной собор. Этот чтимый образ был главной святыней монастыря с древности, и Страстной собор мыслился строителями как ковчег для этой святыни.

Известно, что икона почиталась как чудотворная. Праздник в честь иконы отмечался 26 августа (13 августа по старому стилю), а 8 ноября (26 октября по старому стилю), в день памяти великомученика Димитрия Солунского — престольный праздник Димитриевского монастыря Кашина, совершался торжественный крестный ход с иконой из городского Воскресенского собора в Димитриевский монастырь. Но в списки русских чудотворных икон, подтвержденные Святейшим Синодом, икона попасть не успела. 

В советские годы икона попала в фонд Калязинского краеведческого музея, а с 1986 года находится на реставрации в Межобластном научно-реставрационном художественном управлении Министерства культуры РФ в Москве. Раскрыта в 1986–1990 годах С.Р. Брагиным. Реставрация не закончена. 

Стилистически икона близка к Владимирской иконе Божией Матери, поэтому в XIX веке зачастую именовалась как «Страстная Владимирская». Представляет собой иконографический тип «Умиление», что не характерно для классической иконографии Страстной иконы Божией Матери, которая принадлежит типу «Одигитрия». Однако историческое название Кашинской иконы — «Страстная», именно так ее именовали в эпоху почитания. На Кашинской иконе, как и на классической Страстной иконе, изображены ангелы с орудиями Страданий Господних.

Наиболее подробный анализ иконы, включая обоснование датировки, был проведен известным художником-реставратором и одним из крупнейших специалистов по церковному искусству, главным искусствоведом Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры Российской Федерации (1994–2015), членом Патриаршего совета по культуре и доцентом ПСТГУ В.Д. Сарабьяновым.

Пресс-служба Тверской епархии 

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.