25 июня Святая Церковь празднует память святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской, день обретения мощей (1649) и второго прославления святой (1909).
230 лет кашинцы с благодарностью хранили память и крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы, драматически расканонизированной во второй половине XVII века. В 1908 году на повторную канонизацию святой дал согласие император Николай II. В 1909 году Синод определил день памяти преподобной Анны Кашинской — 25 июня.
Утром 25 июня 2022 года в Кашине из Вознесенского храма мощи святой были перенесены крестным ходом в Воскресенский собор. Затем прибывший из Твери митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил в Воскресенском соборе Божественную литургию. Архипастырю сослужили благочинный Кашинского церковного округа протоиерей Александр Рычков, настоятель Воскресенского собора священник Алексий Егоров, духовенство Тверской, Московской и Сергиево-Посадской епархий. Огромный кашинский храм был заполнен молящимися. В центре под балдахином была установлена рака с мощами святой княгини Анны.
В 1817 году мощи благоверной княгини Анны были перенесены в Воскресенский собор, и он стал для жителей не только «Домом Божиим», но и местопребыванием святой заступницы. Это настолько вошло в жизнь, что говорили: «иду ко всенощной к благоверной», «будем венчаться у благоверной». В просторечии Воскресенский собор до сих пор именуется «собор Анны Кашинской». В соборе до 24 января 1930 года находились мощи святой благоверной Анны Кашинской, затем они были переданы в музей. В нынешнее время мощи благоверной находятся в Вознесенском соборе и после восстановления и освящения Воскресенского собора будут возвращены на свое прежнее место пребывания — в Воскресенский кафедральный собор.
На богослужении молились депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ С.А. Веремеенко, глава Кашинского городского округа Г.Г. Баландин, глава Калязинского района К.Г. Ильин, настоятельница Николаевского Клобукова женского монастыря игумения Варвара (Иванова), настоятельница Свято-Екатерининского женского монастыря игумения Иулиания (Ритониеми), прихожане, гости и паломники.
Святая благоверная княгиня-инокиня Анна Кашинская — христианский образ добродетельной и целомудренной супруги, претерпевшей все труды и скорби супружества и материнства, а впоследствии и вдовства. Преподобная Анна несла подвиг целомудрия, безусловного послушания воле Божией, кроткой покорности и верности мужу, а затем — подвиг безутешного вдовства, украшенный монашеским чином. Вся ее жизнь сопровождалась подвигами нищелюбия, милосердия и непрестанной помощи нуждающимся.
В течение богослужения молящиеся подходили к благолепно украшенной раке и прикладывались к мощам святой Анны Кашинской. Верующие с благоговением поклонялись святыне, возносили свои молитвы святой с надеждой на исполнение просьб. Почтить память святой заступницы собрались люди разных профессий и возрастов. Множество верующих обращаются за помощью к благоверной княгине-инокине Анне Кашинской, проявляющей заботу о немощных, болящих и страждущих, покровительствующей семьям, благополучию и согласию в них.
Во время пения Херувимской песни правящий архиерей прочитал особое прошение с выниманием частицы из просфоры:
Господи Иисусе Христе Боже наш, приими жертву сию в оставление всех грехов и беззаконий наших, имиже раздражихом Твое человеколюбие и прогневахом Твою благость: и отврати от нас весь гнев Свой, праведно движимый на ны, и ути́ши вся крамолы и нестроения, и раздоры ныне сущия, и кровопролития, и междоусобную брань утоли, и подаждь мир и тишину, любовь же и утверждение и скорое примирение людем Твоим, ихже честною Твоею искупил еси кровию, славы ради имене Твоего, утверждения же и укрепления Церкве Твоея Святыя.
По запричастном стихе благочинный Кашинского церковного округа протоиерей Александр Рычков обратился к пришедшим на праздник с проповедью.
В конце XIX столетия Воскресенский собор стал крупнейшим в Тверской епархии. В него могло поместиться всё тогдашнее население Кашина — около семи тысяч человек. Кашин всегда имел значение крупного религиозного центра. С XVI века архиепископы именуются Тверскими и Кашинскими.
После отпуста Литургии перед мощами святой Анны Кашинской архипастырь в сослужении духовенства совершил славление с чтением молитвы преподобной.
Затем митрополит Амвросий поздравил молящихся с днем памяти святой покровительницы древнего города:
В одной из служб нашим русским святым есть такие слова: «Приидите, Небеснии предстатели наши, к нам, вашего требующим милостивного посещения». Всякий раз, когда мы обращаемся с молитвой к нашим небесным родственникам — людям, которые совершили подвиг святости и являлись нашими родными по духу и по земному Отечеству, — мы чувствуем особое родство и связь времен. Мы знаем, что с уходом из этого земного мира жизнь не прекращается, но лишь только начинается совсем в иной, нам еще пока неведомой форме, но она есть и жительствует.
И вот нам, верующим людям, знающим это, понятно, почему так дороги нам наши небесные родственники — святые, просиявшие в нашей земле. Потому что они живы и продолжают надзирать над тем уделом, над которым прежде были поставлены. Мы в это не просто верим, мы это опытно переживаем в молитве, через какие-то обстоятельства, либо личные, либо общественные, и понимаем, что и дальше мы не должны оставаться без предстательства наших родных небесных покровителей.
Святая благоверная княгиня Анна прожила очень тяжелую жизнь. Несмотря на свое княжеское достоинство, она испытывалась многими скорбями, печалями и труднейшим обстоятельствами жития, но осталась верной Тому, Кто способен провести сквозь огонь и воду и привести в божественный покой. И сегодня мы просим святую благоверную великую княгиню Анну о том, чтобы она и нас воодушевляла своим примером, а небесным своим предстательством защищала нашу землю и молилась о том, чтобы мы проводили нашу жизнь безмятежно, с благоговением, во всяком благочестии и чистоте. Мы имеем великий дар — мощи святой угодницы Божией. Но тогда, когда люди переставали ценить эти великие дары — святыни, которые наполняли наши храмы, — тогда разрушались не только храмы, вся жизнь общества приходила в упадок. И сегодня мы видим, как зияют глубокие дыры на пространстве нашего Отечества — дыры, образованные безбожием, неверием, гонением на Церковь и безумием человеческим. Наша земная красота, красота нашего земного Отечества, — это в основном красота, созданная верующими людьми; красота, созданная не для себя, но для Бога. Именно с таким посылом и создавались наши храмы, монастыри и украшались. Но, взирая на эту красоту, люди восходили к красоте небесной. А вот тогда, когда мы утратили эту красоту, в XX веке, — тогда стало бедным и блеклым лицо нашей земли. Потому что если на минутку представить себе, что все наши храмы и монастыри вдруг исчезли из взора человеческого, — что тогда будет на нашей земле? За какую красоту можно будет зацепиться глазу? Ее не станет. Храмы, обители являются визитной карточкой нашего Отечества.
Я желаю, чтобы мы не ослабевали в своих молитвах, чтобы мы исправляли, насколько это нам возможно, ошибки предыдущих поколений, которые заблудились и ушли от Бога, и чтобы, конечно, ценили ту величайшую возможность, которая дана нам, может быть, не на долгое время, а может, и на долгое — об этом знает лишь Бог. Но многое зависит и от нас. Если мы, как и наши предки, перестанем ценить те святыни, которые даны нам как дар Божий, — мы окажемся вновь в том же положении, которое привело ко многим катаклизмам в нашем Отечестве. Да не будет этого с нами.
А для того чтобы этого с нами не произошло, необходимо ценить дар Божий, ценить дар веры, возгревать его молитвой, трудами своими, не думая, что если нам сегодня это дано, то оно в какое-то мгновение не отнимется. Это как духовная жизнь, это как благодать Святого Духа — ее невозможно насильно удержать, но можно лишь возгревать своими трудами, ожидая пришествие Духа Божия и ежедневно трудясь над своим внутренним миром. А если этого не будет происходить, то внутренний мир будет беднеть, а со временем совсем иссякнет. Там, где пустота, туда приходят другие духи и заполняют эту пустоту. И бывает последнее человеку горше первого. И это касается не только лично человека, но и семьи, и общества, и всего Отечества нашего.
Посему вновь и вновь повторю, дорогие братья и сестры, будем ценить то, что нам Господь дал дар веры, и жить по этой вере, как жили те немногие, совсем немногие по сравнению с целым обществом нашей огромной страны, люди верующие, которые не боялись хранить правду, верить, молиться и не боялись потерять какой-то социальный статус, совершали всё это в доверии Богу и в подлинном смирении. Вот это всё и будет самым достойным подарком к сегодняшнему празднику святой благоверной великой княгини Анне.
Затем митрополит Амвросий вручил церковные награды. Во внимание к многолетнему сотрудничеству с храмами Кашинского благочиния и в связи с 55-летием со дня рождения медалью святителя Симеона, первого епископа Тверского, III степени награжден глава Кашинского городского округа Г.Г. Баландин. Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 40-летием со дня рождения протоиерей Сергий Бабак, настоятель храма святителя Николая Чудотворца г. Торжка, награжден медалью преподобного Нила Столобенского III степени. Владыка поздравил регента хора Анну Голик с днем Ангела и вручил подарок.
После Литургии и награждения духовенство, прихожане, гости и паломники с пением молебна святой Анне Кашинской прошли крестным ходом по улицам города до Вознесенского собора. Крестный ход в этом году прошел по маршруту, приближенному к тому, который существовал век назад.
По окончании крестного хода Владыка поблагодарил всех за молитву. Были провозглашены уставные многолетия.
С.А. Веремеенко преподнес в дар главе Тверской митрополии панно с изображением Государственной Думы Российской Федерации.
На улице у Вознесенского собора была организована праздничная трапеза.
Затем митрополит Амвросий приветствовал маленьких жителей Кашина — победителей детского турнира по футболу на кубок святой Анны Кашинской. Детям было предложено сладкое угощение.
В саду Вознесенского храма прошел концерт московских музыкантов, на котором были задействованы уникальнейшие старинные инструменты: две скрипки, которым по 280 лет, и 400-летняя виолончель.
К празднику в центральной библиотеке Кашина открылась выставка Виктора Берегова, кашинского художника, в Краеведческом музее представили творчество Ольги Железкиной, московского художника — специалиста по традиционным народным росписям.
На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Александр Рычков, протоиерей Алексий Егоров, архимандрит Сергий (Швырков), протоиерей Вадим Махновский, протоиерей Александр Любавин, протоиерей Михаил Королёв, иеромонах Агапит (Евдокимов), священник Иоанн Цюркалов, протоиерей Сергий Бабак, священник Георгий Иванов, священник Николай Катан, иеромонах Макарий (Чусов), священник Андрей Иванчин, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Сергмй Сотов, диакон Даниил Грудинский.
За богослужением пел хор мальчиков и юношей Хоровой школы из г. Конаково под управлением Петра Зотова и хор православных добровольцев под руководством Анны Голик.
***
Анна Кашинская — Тверская княгиня, святая Русской Православной Церкви, супруга святого великого князя Михаила Ярославича Тверского, казненного в 1318 году в Орде. Ее мощи были обретены в 1611 году в кашинской церкви во имя Пресвятой Богородицы. В 1650 году мощи перенесены в соборную Воскресенскую церковь, состоялась официальная канонизация Анны Кашинской. В 1909 году Синод объявил днем ее памяти 12 июня (25 июня по новому стилю) — годовщину перенесения мощей. Сегодня нетленные останки святой находятся в Вознесенском храме Кашина.
Воскресенский собор Кашина
На протяжении столетий Воскресенский собор является православным символом города, в нем с 1817 по 1930 год покоились мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской.
Впервые храм Воскресения в Кашине упоминается в летописи под 1382 годом: в нем был погребен Кашинский князь Василий Михайлович. В начале XVI века, когда Кашин вошел в состав удельного Дмитровского княжества, вместо деревянного Воскресенского храма был воздвигнут новый, из кирпича местного производства.
К концу XVIII века собор, пострадавший от пожаров, стал разрушаться, и решено было отстроить его заново. На стене вновь отстроенного здания имелась надпись, что он «застроен с 1796 г. в царствование Императрицы Екатерины II, на сумму, Высочайше пожалованную Императрицей, в количестве семи тысяч рублей». Отделочные работы продолжались до 1827 года.
Внутреннее убранство собора поражало современников великолепием и роскошью. Главным его украшением стал девятиметровый иконостас, так называемый Кашинский чин, значительная часть которого ныне утрачена. Лишь небольшая его часть украшает коллекции лучших музеев страны. С Кашином связаны судьбы пяти святых, в разное время проживавших на этой древней земле, — святых Анны Кашинской, Макария Калязинского, Саввы Вишерского, Ефрема Перекомского, местночтимой святой Дорофеи Лодыгиной.
В 1975 году в здании собора был открыт городской дом культуры, в подвальном помещении — столовая.
В 2009 году Дом культуры переведен в новое построенное здание, а храм передан Тверской митрополии. В 2012 году в собор назначен священник, зарегистрирован приход, начались восстановительные работы. В Николо-Васильевском приделе (в колокольне собора) сделан начальный ремонт, где и совершались богослужения.
В 2016 году открыт один из пяти приделов центральной части собора — придел благоверного князя Михаила Тверского. В трапезной (теплой) части храма восстановлены стены и своды, сделаны теплые полы и запущена система отопления. Установлено арочное перекрытие между теплой и холодной (пока не отреставрированной) частью собора. Сделан иконостас.
В соборе работают выставки: по истории собора и города, житию святых Михаила Тверского и Анны Кашинской, домовых икон, святых, связанных с историей собора. Собор сотрудничает с краеведческим музеем Кашина. Храм открыт ежедневно с 9:00. до 17:00. Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и праздникам. Открыт вход на колокольню, откуда виден весь Кашин. В настоящее время идет восстановление главной части собора. Действующий придел в честь благоверного князя Михаила Тверского.
Вознесенский собор Кашина
Расположенный на холме (Сион), величественный пятиглавый храм Вознесения Господня с просторной трапезной церковью и обширным средним куполом при четырех боковых меньших. Строительство его было начато в 1799 году, когда возводился и новый городской (Воскресенский) собор. Расположенные на разных берегах Кашинки, они находятся в поле зрения друг друга. Перепад микрорельефа на площади, где стоит Вознесенский храм, был использован строителями, выбравшими место не посередине нее, а немного южнее, на подъеме.
При возведении величественные стены и арки были покрыты отличной лепной работой, сооружен изящной архитектуры иконостас, впоследствии весь вызолоченный. Иконы в иконостасе заботами настоятеля написаны были в известной ярославской мастерской Е.К. Дьяконова. Эти иконы и в настоящее время обращают на себя внимание отчетливостью и мягкостью письма; особенного внимания заслуживают иконы итальянской живописи — святителя Николая Чудотворца и Господа, восседающего на престоле, написанные художником Орловым, которому принадлежит известная икона в тверском кафедральном соборе убиения святого благоверного князя Михаила Тверского.
В начале 1960-х годов собор был закрыт, и долгое время в нем размещался мебельный склад. Помещение храма не отапливалось, и многие святыни: настенная живопись, иконы, элементы иконостаса — были утеряны. В начале 1990-х годов началось возрождение прихода: собор был освобожден от клубных собраний, отдан прихожанам. Начались восстановительные работы. В 1993 году состоялась первая, долгожданная служба. Началась новая жизнь. К 1998 году заботами предпринимателя В.В. Гусева Вознесенский собор был украшен живописными фресками, были выполнены лепные работы. Продолжается и по сей день восстановление резных элементов иконостаса. В 2001 году Кашинское ОАО «Вереск» сделало огромный подарок собору — было установлено великолепное ограждение и началось облагораживание территории вокруг церковного здания.
С 1993 года, когда вновь был открыт Вознесенский собор, ставший кафедральным, мощи благоверной княгини покоятся здесь. К 2009 году, 100-летнему юбилею повторной канонизации святой, на средства прихожан и паломников была изготовлена серебряная рака взамен деревянной.
Гуманитарный склад существует в рамках работы Социальной службы Вознесенского собора, которая имеет тесные отношения с Отделом социальной защиты граждан администрации Кашинского района. С 2014 года налажено тесное сотрудничество с Социальной службой храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке г. Москвы. Большая часть вещей и обуви, а также предметов санитарного ухода за больными людьми поступает на склад от Социальной службы этого храма.
Пресс-служба Тверской епархии