09.10.2022 | Епархия

В храме апостола Иоанна Богослова в Торжке совершено праздничное богослужение в канун престольного дня

Память святого Иоанна Богослова Церковь совершает 9 октября. Апостола называют лю­би­мым уче­ни­ком Христа. Иоанну и его бра­ту было дано имя «Сы­нов Гро­ма» — вест­ни­ков устра­ша­ю­ще­го в сво­ей очи­сти­тель­ной си­ле небес­но­го ог­ня. Этим са­мым Спа­си­тель ука­зал на пла­мен­ный, ог­нен­ный, жерт­вен­ный ха­рак­тер хри­сти­ан­ской люб­ви, про­по­вед­ни­ком ко­то­рой был апо­стол Иоанн Бо­го­слов. Орел — сим­вол вы­со­ко­го па­ре­ния бо­го­слов­ской мыс­ли — ико­но­гра­фи­че­ский знак еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва. Иоанн донес Благую весть о том, что Бог есть Любовь. Иоанн — автор четвертого («духовного») Евангелия, тайнозритель Пришествия Будущего Царства, единственный из апостолов, кто дожил до старости. На­име­но­ва­ние Бо­го­сло­ва Цер­ковь да­ла единственному ученику Христа — свя­то­му Иоан­ну, тай­но­зрите­лю Су­деб Бо­жи­их. 

9 октября, накануне престольного дня, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил Иоанно-Богословский приход в Торжке. Архипастырь совершил всенощное бдение престольного праздника. Ему сослужили: благочинный Торжокского церковного округа, настоятель храма протоиерей Николай Алексеев; протоиерей Александр Лузянин; протоиерей Владимир Чаплин; протоиерей Сергий Бабак; священник Кирилл Алексеев; священник Сергий Будков; диакон Иоанн Зорин; протодиакон Роман Соколов; диакон Николай Кувшинов. 

За богослужением пел мужской квартет хора храма в честь благоверного князя Александра Невского г. Твери под руководством Дмитрия Иванова. Молились глава администрации Торжокского района Е. В. Хохлова, прихожане и паломники. 

На вечерне были прочитаны новозаветные паремии, совершена лития с освящением хлеба, пшеницы, вина и елея. 

Архипастырь во время богослужения помянул в алтаре о здравии и об упокоении тех, кто записан в синодики и о ком на сайте епархии были поданы онлайн-просьбы, вынув частицы за каждого из просфор.

Во время чтения канона владыка помазывал молящихся освящённым елеем. 

Митрополит Амвросий поздравил всех с наступающим днем памяти апостола любви:

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, память которого мы сегодня совершаем, дорогие братья и сёстры, именуется Церковью апостолом любви. Сегодня во время всенощного бдения мы слышали паримии — отрывки из послания святого апостола Иоанна, а на утрене — пронзительное Евангелие о том, как Господь наш восстанавливал Петра в апостольском достоинстве троекратным вопрошанием «Любиши ли Мя?» после его падения. Удивительно, что апостольское служение, так же как и служение Церкви, имеет основанием именно любовь. Любовь ни как состояние, когда человек просто добрый и всё попускает, и всё позволяет, любовь не как какая-то мягкотелость и вседозволенность, а любовь к Богу, которая, конечно же, свидетельствуется делами, в том числе и через праведную любовь к человеку.

Любви становится всё меньше в этом мире. Неслучайно Господь предупреждал, что когда Он во Втором Своем пришествии вновь придёт на землю, и любовь  охладеет и вера умалится: «Обрящу ли Я веру на земле?”. Умаление веры и любви — это признаки того, что человечество подходит к своему концу. 

В истории не раз наблюдались такие признаки и, возможно, хватало праведности святых людей, чтобы жизнь человечества не оборвалась. Но сегодня мы вновь вступили в ту фазу, когда и вера слабая, и любви не хватает, а вернее жестокость настолько перехлестывает и вымещает из нашей жизни любовь, что даже та, которая теплится, становится незаметной. Но от нас, христиан, Господь ожидает прежде всего этого качества — того, что обозначает нас, как детей Божьих. Если мы имеем мир и любовь между собой, то по-настоящему можем считаться учениками нашего Господа. Если средостение, вражда, ненависть, злоба перевешивают весы, тогда, как бы мы ни пытались молиться, поститься, заявлять о себе, как о верующих людях, мы таковыми учениками Христа уже не являемся. 

День памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова — это урок любви. Неслучайно Предание нам говорит, да и сам апостол не раз пишет о любви в своих посланиях. Когда он уже стал совсем старым и немощным, (а он единственный из апостолов, кто умер своей смертью, не пострадал мученически), последние дни своей жизни, может быть недели или месяцы, он уже ничего не говорил, но непрестанно повторял только одни слова: «Детки, любите друг друга». И вот именно с этими словами святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в день своей памяти обращается к нашей Церкви: «Дети, любите друг друга». Аминь.

Справочная информация:

На месте нынешней Богословской церкви в старину существовала «Богословская пустынь», или Иоанно-Богословский (Иванов) мужской монастырь. Кем, когда и по какому случаю он был основан — неизвестно. Эта обитель существовала в 16 столетии, до литовского разорения. Литвой она была разорена и сожжена в 1604 г. , что видно из грамоты, данной в 1689 г. царями Петром и Иоанном Алексеевичами Борисоглебского Новоторжского монастыря Тарасию (1682 — 1695).

Храм существовал до 1686 года, когда по царской грамоте за ветхостью велено было его уничтожить. На месте престола упраздненного храма был поставлен каменный крест с высеченной на нем надписью: «Водружен сей святой крест на месте церкви святого апостола Иоанна Богослова, которая с сего места, ради пустоты, снесена, и построена, по благословению Преосвященного Корнилия, митрополита великаго Новаграда г. Великих Лук, вместо ея в Новоторжском Борисоглебском монастыре, на святых воротах, каменная в приделе, 1686 г. при архимандрите Тарасии». Этот крест стоял на месте бывшей монастырской Иоанно-Богословской церкви до 1778 года, т.е. до постройки нынешней кладбищенской Богословской церкви. Ныне находится в восточной алтарной стене снаружи в упомянутой (Богословской) церкви. В Борисоглебском Новоторжском монастыре на память о Богословской церкви на святых вратах, где ныне храм Нерукотворного Образа Спасителя, существовала трехпрестольная церковь (Воздвижения честнаго креста, святого Николая и Иоанна Богослова).

Ныне существующая на городском кладбище церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, построена по благословению Тверского архиепископа Платона (впоследствии Московского митрополита) купцом Иваном Иаковичем Морозовым и освящена в 1782 году. Кладбище для затверецкой части (для прихожан Собора, Благовещенской, Воскресенской, Вознесенской, Пятницкой, Богоявленской, Георгиевской, Знаменской, Успенской и отчасти Сретенской, Климентовской и Иоанно-Предтеченской церквей), по ходатайству граждан г. Торжка было открыто в 1772 г. Побуждением для храмоздателя И. А. Морозова посвятить кладбищенскую церковь святому Иоанну Богослову, кроме того, что здесь существовал Иоанно-Богословский монастырь, было и то, что как он, так и его сын получили при святом крещении имя святого апостола. Кроме того, Екатерина II, во время проезда из Москвы в Санкт-Петербург, принимала г. Морозова, как известного Ей своею благотворительностью человека. Императрица выслала ему из Старицы для новостроящегося храма икону святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Икона эта помещена в иконостасе над могилой сына Морозова, 15-летнего отрока Иоанна, надмогильная плита коего находится ныне вне храма при южной двери у входа в церковь. В память об этом царском даре, ежегодно, 8 мая, совершается крестный ход из Борисоглебского монастыря в кладбищенскую Богоявленскую церковь. Длина Богословской церкви 11 1/2 саженей, ширина — 8 саженей, высота — 13 саженей.

В 1865 году на средства церковного старосты, Новоторжского почетного гражданина Уварова в церкви был произведен значительный ремонт. На плафоне трапезы живописцем из г. Старицы Николаем Мишуриным написана картина Воскрешения мертвых: по гласу трубы архангела усопшие выходят из своих мест, находящихся на Богословском кладбище; на картине точно воспроизведены кладбищенский храм, а также кресты и памятники, расположенные вокруг церкви. Кирпичный пол в церкви заменен деревянным; престол устроен из кипарисного дерева. Все иконы, написанные в 1781 году, за исключением иконы преподобного Иоанна Дамаскина, были возобновлены живописцем за 1000 рублей. В благодарность Якову Уварову за возобновление храма, запрошено разрешение у архиепископа Филофея освятить кладбищенскую церковь в честь святого апостола евангелиста Иоанна Богослова и брата его святого апостола Иакова Зеведеева, имя которого носил Уваров. Восстановленный храм был освящен 30 апреля 1867 года.

Первым священником при Богословской кладбищенской церкви был Михаил Косьмин, сын священника Благовещенской Новоторжской церкви отца Косьмы Андреева. В 1791 году отец Михаил овдовел и в 1799 году умер. Единственная его дочь Анна вышла замуж за священника Александра Смирнова, заменившего отца Косьму при Благовещенской (Архангельской) церкви. Вторым священником до 1815 года был Георгий Никитин, бывший также священником городской Мироносицкой церкви до ее упразднения (1814).

В 1815 году, по смерти отца Георгия, Иоанно-Богословская церковь была причислена к Преображенскому собору. В ней служил соборный причт до 1826 года. Указом консистории 26 апреля 1826 года к кладбищенской Богословской церкви был определен священник Иоанн Соловьев, но с тем, чтобы он считался священником церкви села Упирвич, так как с 1815 года при Богословской церкви был закрыт самостоятельный причт.

Отец Иоанн Соловьев, в ознаменование своей 25-летней службы при Богословской церкви в 1848 году и в память о своих умерших 3 сыновьях, пожертвовал 200 рублей и расположил граждан к пожертвованиям (более 2000 рублей) для восстановления самостоятельного прихода. В 1855 году Священным Синодом был снова открыт при Богословской церкви причт и церковь была отписана от Упирвичского храма. Заместителем священника Иоанна Соловьева был его зять, Михаил Клопский. Сам же отец Иоанн Соловьев перешел к кладбищенской церкви в Тверь, где также открыл самостоятельный причт. Отец Иоанн умер 10 мая 1875 года. Священник Михаил Клопский умер 1 марта 1890 года, вышедши за штат в 1887 году. Его приемником был сын Михаил Клопский, студент семинарии. Умер в 1889 году. На его место назначен Иоанн Некрасов, студент семинарии, рукоположенный и направленный 24 июля 1883 года в село Хлепень, Зубцовского уезда, а в 1889 году перемещенный к Новоторжской кладбищенской церкви.

Богословская церковь была закрыта в 1940 году. Со временем она обветшала. В 1990 г. по инициативе Раисы Николаевны Мальхановой началось восстановление храма. В 1993 г. храм был освящён и вновь открыт для богослужений.

К 2005 году выполнены реставрационные работы по отделке фасада храма: заменено и утеплено покрытие пола; переоборудована система электрического отопления; начато строительство нового иконостаса; отремонтировано печное отопление.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.