9 августа православный мир молитвенно чтит память великомученика и целителя Пантелеимона, юного лекаря, который жил в конце III — начале IV века в городе Никомидии, восточной столице Римской империи. И по сей день православные прибегают к скорой помощи этого святого, когда нуждаются в исцелении и избавлении от ран и немощей, когда нужно вернуть душевное здоровье.
В день памяти великомученика Пантелеимона митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери. Архиерею сослужили иерей Максим Луканов, иеромонах Антоний (Шкурметов), диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков.
На богослужении пел малый состав соборного хора под управлением Елены Ивановой.
На сугубой ектении были вознесены прошения о мире и благоденствии в Отечестве, о воинстве.
Молитву о Святой Руси и о мире прочитал митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
В этот день сугубо молились о жителях Суджи и других городов и сел Курской области.
По запричастном стихе с проповедью обратился иеромонах Антоний (Шкурметов).
По заамвонной молитве архиерей перед иконой великомученика Пантелеимона, находящейся в центре храма, прочел молитву святому. Также были прочитаны молитвы Божией Матери перед Ее чудотворной Страстной-Кашинской иконой и великому князю Михаилу Тверскому перед его мощами.
Завершая богослужение, митрополит Амвросий поздравил всех участвовавших в соборной молитве с днем памяти особо чтимого святого Православной Церкви — великомученика и целителя Пантелеимона:
Пантолеон — так звали его до обращения ко Христу. И это имя символизировало коварность, хищность того зверя, который может вокруг себя уничтожать животных и людей. Но как только Пантолеон обратился к Богу, он получил новое имя — Пантелеимон, то есть милостивый — подобный в милости Тому Милостивому Богу, к Которому мы обращаемся в своих молитвах.
Когда мы говорим о том, что такое милость, мы должны различать ту милость, которая бывает дешевой, и ту милость, которая бывает дорогой. Дешевая милость ничего не значит. Она не способна перерождать сердца людей. Она не способна их изменять. А вот милость, которая дается в ответ на труды, на аскетические устремления, на изменение себя, подобно тому как изменил себя будущий святой великомученик, — эта милость является спасительной. Милость, о которой чаще всего говорится в среде псевдохристианской, разрушительна, потому что она разрушает саму суть Церкви и само дело спасения.
Современный человек хочет получить без всяких усилий и сразу всё. И часто он идет именно теми путями, где, как он чувствует, не нужно прилагать никаких усилий и можно всё сразу получить. И получить много. Такая дешевая милость внешне, возможно, и проявляется. Но за ней ничего не стоит. Она не освящает, она не преображает. И она человека не изменяет. Но тогда, когда сам человек употребляет те усилия, о которых говорит Церковь: пост, молитвы, самоотвержение, добрые дела, аскетическое делание, дела любви и милосердия по отношению к ближнему, когда человек уделяет время свое, средства свои, таланты свои церковной общине или другим людям, когда он трудится изо всех сил, как трудились наши славные предки, чтобы получить эту милость и благодать, — тогда эта благодать имеет огромную силу, и освящает человека, и преображает его жизнь, и отзывается в нем не какими-то эмоциональными чувствами, но самой настоящей радостью Духа Святого, получаемой в даре милости и благодати.
Без аскезы не бывает христианства. Без аскезы не бывает настоящей милости, преображающей, изменяющей и спасающей. Поэтому давайте стремиться к тому, чтобы, взирая на подвиги и молитвы святых, подражать им хотя бы в малой части из того, о чем мы читаем в их житиях. Сегодня и в православной среде стало модно собираться накануне Литургии на какую-то вечеринку, веселиться, а потом, ничтоже сумняшеся, направляться на Литургию и без всякой подготовки, без молитвы, без поста причащаться Святых Христовых Таин. Из посланий святого апостола Павла мы знаем, что тот, кто ест и пьет недостойно от Святых Тела и Крови Христовых, — тот ест и пьет в свое осуждение. И поэтому из вас немало, — говорит святой апостол Павел, — болеет и даже умирает. Умирает как духовно, так и телесно. Поэтому вновь и вновь напоминаю, что милость, которой мы ожидаем от Бога, должна быть дорогой. Мы не должны стремиться к дешевой милости, когда не нужно ничего делать, чтобы получить ее, ни молиться, ни жить по Евангелию, но при этом считать себя достойными быть членами христианской общины. Всё достается только упорным и добросовестным трудом как в жизни этой, временной, что касается материальной составляющей нашей жизни, так и в жизни духовной. Кто не потрудится над землей, тот не получит плодов. Кто не потрудится над душой своей, тот тоже плода не получит. И душа будет заполнена сорняками, но никак не добрыми плодами.
Да хранит нас всех Господь по молитвам святого великомученика и целителя Пантелеимона, подавшего нам пример перехода от дешевой милости к дорогой — спасающей.
Пресс-служба Тверской епархии