21.09.2022 | Епархия

В церкви Рождества Богородицы в Упирвичах митрополит Амвросий возглавил бдение накануне престольного дня

Рождество Пресвятой Богородицы — первый двунадесятый праздник церковного года. В этот светлый день на рубеже Ветхого и Нового Заветов родилась Преблагословенная Дева Мария, предназначенная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова — явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диаволу. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. 

Накануне праздника, 20 сентября, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил приход Богородице-Рождественской церкви в с. Упирвичи Торжокского района. В канун престольного дня архипастырь впервые совершил в этом храме всенощное бдение. 

В этом году исполняется 10 лет со дня Великого освящения обновленной Богородице-Рождественской церкви. До 1752 г. в упирвическом погосте была одна деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь Иоанна Богослова, построенная в 1737 г. В 1787 г. деревянную Рождественскую церковь перестроили, поставили на каменный фундамент. Впоследствии церковь сгорела. На погосте действовал другой храм, в честь Преображения Господня. Прихожане, желая сохранить храм с первым посвящением в честь Рождества Царицы Небесной, через одиннадцать лет после пожара, в 1834 г., обратились в консисторию за разрешением на постройку каменного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы на месте сгоревшей деревянной церкви. В 1835 г. началось строительство, 27 сентября 1837 г. храм был освящен духовником Тыртова игуменом Троице-Селижарова монастыря Агапитом.

Праздничная икона Рождества Пресвятой Богородицы была украшена живыми цветами. Прихожане и гости прихода с благоговением прикладывались к чтимому образу.

За богослужением молились прихожане, гости прихода и их дети, глава Торжокского района Е.В. Хохлова, уполномоченный по правам ребенка в Тверской области Л.А. Мосолыгина, староста храма В.Н. Смирнов.

Перед началом богослужения архипастыря встретил староста храма с караваем и дети с цветами. Затем митрополит Амвросий приложился к храмовой иконе праздника.

Хор духовенства пропел тропарь праздника на литии и величание праздника на полиелее. Во время вечерни были прочитаны праздничные ветхозаветные паремии. В конце вечерни была совершена праздничная лития.

Архипастырь во время богослужения помянул в алтаре о здравии и об упокоении тех, о ком на сайте епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении, вынув за каждое имя частицу из просфоры. 

Заканчивая богослужение, архипастырь поздравил всех пришедших с престольным праздником Рождества Пресвятой Богородицы:

Всякое событие, которое происходит либо в жизни человека, либо в семье, либо в обществе, со временем как бы притупляется в памяти, теряется его понимание и ощущение. И для того чтобы вновь оживить в своей памяти то важное, что произошло, Церковь предлагает нам вспомнить это молитвенно, празднуя то или иное событие. Сегодня мы совершаем праздник тому дню, который Церковь в своих песнопениях именует Господним: «сей день Господень, радуйтеся, людие». А в тропаре, мы знаем, есть слова о том, что Рождество Богородицы Девы возвестило всей вселенной радость; и эта радость была намного больше, нежели радость одной семьи, в которой очень долго не было детей. 

Очень часто мы, когда пытаемся окинуть своим взором историю нашего спасения, видим, что психология людей коренным образом меняется. И в то время в обществе, в отличие от нашего нынешнего, современного общества, было большим позором и даже проклятием отсутствие детей. Поэтому праведные Иоаким и Анна, несмотря на то, что они Богу служили всю жизнь, доверяли Ему, были очень благочестивыми людьми, были одновременно поношаемы от своих соседей, от всех, кто их знал, потому что у них не было детей. И это отсутствие детей вменялось им не в праведность, а наоборот, они были как бы отвержены от общества, они считались в сугубо религиозном иудейском обществе того времени грешными людьми, Богом не принятыми, потому что у них не было детей. Они, конечно, переживали это, но на Бога не роптали. Они просили даровать им силы и терпение, и они даже уже перестали надеяться, что у них когда-либо родится ребенок, потому что уже пришли в такой возраст, когда по физическим законам это практически было невозможно. Но пришло то время, когда, безусловно, чудесным образом, через действие Бога, они зачали ребенка совсем уже в престарелом возрасте и родили Девочку, Которая стала Матерью нашего Спасителя. Поэтому их безусловная радость исполнения ожиданий распространилась намного дальше — через века, через время, через расстояние на всё человечество, и мы до сих пор празднуем и благодарим Бога за то, что когда-то, более двух тысяч лет тому назад, случилось то, что оказало влияние и на нашу с вами судьбу. Мы стали христианами, верующими в Спасителя, Которого родила Та, день Рождения Которой мы сегодня молитвенно торжествуем.

Мы сегодня живем, к сожалению, совсем в другое время — во время, когда дети очень часто не являются в семьях желанными, от детей избавляются совершенно варварским, бесчеловечным способом, убивая их во чреве. Некоторые семьи, не имея детей, просят их у Бога, вымаливают, а некоторые, которым Бог, казалось бы, мог бы дать много детей, отказываются от этого благословения.

Завтрашнее послание, которое я обратил ко всем нашим священнослужителям, монашествующим, мирянам и попросил их его донести до многих людей, посвящено теме очень больной, тяжелой, печальной и позорной — теме абортов, теме убийств детей во чреве.

Вот если бы гипотетически представить себе, что Иоаким и Анна вдруг решились бы на страшный грех детоубийства, человечество бы не получило Божию Матерь. Ныне же сотни тысяч детей в год только в нашей стране убиваются во чреве и не рождаются гении науки, культуры, искусства; мы лишаемся, может быть, тех людей, которые могли бы уже давно сделать открытия в области медицины, с помощью которых человечество бы победило те болезни, которые так трудно излечить. И мы, люди, виноваты в этом сами.

Есть такая притча. Один человек молился Богу и просил Его помочь человечеству найти тех людей, которые бы изобрели лекарство от рака, да такое, чтобы всякий раз, заболевая этой болезнью, человек получал исцеление. На что от Бога был ответ: «Я давал вам очень много людей, способных придумать такое лекарство, но всякий раз, когда их зачинали матери, они убивали их в своем чреве». Мы сами во многом виноваты в том, что происходит в нашей личной жизни, в жизни наших семей, в жизни нашего общества и жизни всего человечества.

Праздник Рождества Божией Матери — это напоминание всем нам, людям, живущим на земле, о даре жизни, о святости материнства, напоминание прежде всего нам, тем, кто носит на себе крестик, тем, кто в свое время стал христианином, но, к сожалению, даже став на этот спасительный путь, совершает страшные кровавые преступления детоубийства.

Празднуя этот праздник, мы не можем говорить о той боли, которая есть в нашей жизни. И поэтому пусть темой обсуждений, разговоров и неким заданием для проповеди, на которую призваны не только священнослужители, но и все верующие люди, проповеди другим людям, которые находятся за пределами этого храма, — в нынешний праздник Рождества Божией Матери пусть тема материнства, благословенного деторождения станет самой настоящей проповедью, и словом, и примером, и исправлением сделанных уже непоправимых ошибок, исправлением покаянием, молитвой и, конечно, добрыми делами и помощью тем, кто, может быть, колеблется в своем выборе, помощью в воспитании детей в тех семьях, в которых не хватает средств, в которых, может быть, нет отца, у которых трудное положение, — словом, делом, примером, материально, морально. Мы, христиане, должны поддерживать тех матерей, которые, вопреки трудным обстоятельствам жизни или, может быть, даже самым некрасивым обстоятельством зачатия ребенка, всё-таки решились исполнить свое предназначение и благословение и пошли не по пути детоубийства, а по пути жизни.

Справочная информация:

На богослужении митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Николай Алексеев, священник Александр Царёв, священник Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов. 

Богослужебные песнопения исполнил молодежный хор Тверской епархии под руководством Феодоры Фаерман.

***

В 1823–1837 гг. в Упирвичах действовал один Преображенский храм.

Прихожане очень хотели сохранить имя своего древнейшего храма XVIII века во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Через одиннадцать лет после пожара, в 1834 году, помещик Сергей Фёдорович Тыртов обратился в консисторию за разрешением на постройку каменного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы на месте сгоревшей деревянной церкви. В 1835 г. началось строительство, 27 сентября 1837 г. храм был освящен духовником Тыртова игуменом Троице Селижарова монастыря Агапитом.

В 1881–1898 гг. — храм расписали. В 1847–1857 гг. расширилась Преображенская церковь. В 1901 г. Преображенская церковь уже с двумя теплыми приделами: правым — в честь Троицы и Казанской иконы Божией Матери, левым — в честь святителя Николая и святителя Алексия Московского. 

В 1930-е гг. храм был разрушен.

В годы Великой Отечественной войны по упирвической земле проходила линия фронта. Колокольня и храмы «встали на защиту», использовались как оборонительные объекты. В звоннице колокольни были устроены пулеметные амбразуры. После войны «было не до храмов». В 1973 г. решением Калининского облисполкома № 310 оставшиеся «культовые постройки» были приняты под охрану, но они продолжали ветшать и разрушаться. Только в 1984 г. специалисты Союзреставрации МК СССР под руководством архитектора Г.К. Смирнова провели обследование, обмеры Рождественского храма и колокольни, оставшейся от Преображенского храма. Храмовый комплекс был отнесен к памятникам историко-культурного наследия страны, были составлены паспорта, в которых отмечалось: «плохое состояние архитектурных памятников: кирпичная кладка колокольни разрушается, в стенах имеются трещины. Сорвана кровля, многие проемы разбиты. Но на куполе храма еще сохранялась масляная живопись, выполнена в академической манере. На куполе изображено “Прославление Троицы”, на сводах притворов — Саваоф (на востоке) и херувимы в остальных притворах. Над окнами северного и южного притворов, а также над дверным проемом западного притвора композиция “Спас нерукотворный”. На потолке тамбура помещено Всевидящее Око» (Памятники истории и культуры СССР. Паспорта № 1203/1, 1203/2)

На территории прихода находятся несколько деревень, которые в 90-е гг. окормлялись сначала настоятелем храма Михаила Архангела в г. Торжке отцом Евгением, а в дальнейшем — монахами Новоторжского Борисоглебского монастыря. Службы проводились в здании администрации Мошковского поселения, а также в домах прихожан. Храм до 1998 г. находился в запустении, на куполах росли деревья, да и само здание храма было изрядно разрушено.

В мае 1998 г. было принято решение о восстановлении храма и сборе пожертвований. Инициатива в данном деле принадлежала главе администрации Марии Алексеевне Вавулиной и и её заместителю Вере Николаевне Марковой. 

Первая существенная помощь была получена от Альфа-Банка.

Первое богослужение в храме состоялось 24 сентября 1998 г. 

А 21 сентября 2000 г. состоялась первая Божественная литургия.

24 августа 2002 г. состоялось освящение и установка крестов на храм.

С 2004 г. храм окормлял настоятель Покровского храма в с. Поведь священник Георгий Воробьёв.

13 июля 2005 г. храм встречал Волжский крестный ход с мощами преподобного Нила Столобенского.

21 октября 2008 г. владыка Виктор подписал указ о назначении на приход постоянного священника, им стал священник Александр Царёв. С этого момента богослужения в храме проводятся регулярно.

В апреле 2009 г. приход был официально зарегистрирован. Тогда же было принято решение о восстановлении колокольни разрушенного Преображенского храма.

18 октября 2009 г. на колокольне был установлен крест.

В октябре 2010 г. была восстановлена колокольня.

18 октября 2012 г., в день памяти святителей Московских, митрополит Тверской и Кашинский Виктор совершил Великое освящение храма и Божественную литургию.

В 2014 г. был установлен новый резной иконостас.

В 2015 г. приходом были приобретены и установлены на колокольне 9 колоколов.

В 2017 г. был позолочен иконостас.

В планах на будущее у прихода — строительство трапезной и воскресной школы, роспись стен храма, приобретение икон. Всё это, естественно, возможно в том случае, если приходская жизнь не угаснет и будет совершаться молитва перед престолом Божиим.

Приход осуществляет помощь нуждающимся: продуктами, вещам, работой.

Ежегодно на престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы совершается крестный ход в д. Мошки, который заканчивается молебном у ворот местной школы. В нем участвует молодежь.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.