06.06.2023 | Церковь и мир

В Албанской Церкви раскритиковали позицию Фанара по Украине

Филарет, находясь вне Церкви, не мог рукополагать священников и епископов, считают в Албанской Церкви.

Секретариат Священного Синода Албанской Церкви подверг критике работу богослова Константинопольского патриархата архимандрита Григория Фрагакиса «О лечении церковного вопроса в Украине Матерью-Церковью Константинополя (вопрос о рукоположениях)», в которой тот проводит параллели с предоставлением автокефалии Церкви Албании, а также обосновывает легализацию Филарета и Епифания. Документ, принятый Синодом Албанской Церкви еще в ноябре 2022 года, пресс-служба Албанской Церкви направила сейчас в редакцию СПЖ.

В тексте говорится о некорректности сравнений Филарета и его ученика Епифания с фигурами Албанской Церкви епископом Виссарионом и рукоположенным им епископом Агафангелом.

«Агафангел не получил рукоположения от отстраненного, отлученного и анафематствованного епископа, как это было в случае с Епифанием, и он не стал предстоятелем автокефальной Церкви. В Албании ни одна группа не была унижена, как это было в случае с митрополитом Онуфрием и более чем 90 епископами», – сказано в документе.

Указали в Албанской Церкви и на разницу своего Томоса с Томосом ПЦУ.

В частности, в Томосе ПЦУ сказано, что структура Думенко «признает главой Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол», чего нет в Албанской Церкви. В Томосе ПЦУ Фанар называет эту структуру «дочерью», тогда как в Томосе Албанской Церкви – «сестрой».

«Главным, однако, есть то, что в Албании затем наступили мир и единство, в противоположность тому, что происходит в Украине с неблагоприятными последствиями для всей Православной Церкви», – сказано в документе.

В Албанской Церкви указали на сходство украинского раскола с Мелитианским расколом, который был излечен:

  • покаянием,
  • рукоположением раскольнических епископов,
  • примирением по решению Вселенского Собора.

В тексте документа Синода указано, что епископ «вне Церкви лишен всей священной благодати, и его священнодействия являются недействительными и недопустимыми».

Тезисы Фанара, что анафематствованный епископ сохраняет в себе возможности священнодействия, в Албанской Церкви сравнили с теорией, принятой в Римско-католической церкви.

«Теория о постоянстве священства, принятая в Римско-католическом мире (и даже если она временно принимается как предположение для исследования), не является аргументом для передачи благодати и законности апостольской преемственности. Даже если предположить, что остаются следы от рукоположения, когда рукополагающий отрезан от Церкви, освящен, проклят и изгнан, он становится неактивным, не передает никакой благодати (подобно тому, как электрическое устройство не передает энергию, когда отключено от источника тока). Конечно, то, что никогда не произошло, не может стать совершившимся, действительным и законным путем простого административного решения. Именно здесь лежит беспокойство о законности рукоположения Епифания Филаретом», – сказано в документе.

В Албанской Церкви напомнили, что предлагали Фанару формат излечения Мелитианского раскола еще в марте 2019 года, сразу после возникновения ПЦУ, и продолжают настаивать на «созыве Всеправославного Собора, который под руководством Святого Духа должен урегулировать церковный вопрос, затрагивающий Православие общины во всем мире».

«Главное, в чем все убеждены, есть то, что Божественная Евхаристия, Апостольское Преемство и Соборность являются неразрывными основами Православного единства, и стремлением нашим есть мир и единство в Православии по всему миру», – заявили в Синоде Албанской Церкви.

СПЖ

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.