31.01.2023 | Церковь и мир

Тверская икона «Успение Богоматери»

В Московской духовной академии на разных факультетах обучается много студентов из Тверской епархии. Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий оказывает свое внимание этим студентам МДА. В частности, Его Высокопреосвященство благословил учащуюся 5 курса факультета иконописи и церковного искусства Анну Чивикову на дипломную работу — список с Тверской иконы «Успение Богоматери», именуемой как «Голубое Успение».

Эта древняя икона находится в Третьяковской галерее. Митрополит Амвросий организовал сбор средств, необходимых для материальных затрат по технологическому изготовлению иконы. С руководством иконописного факультета заключен договор о передаче списка иконы по завершении работы в восстановленный Спасо-Преображенский собор города Твери.

В иконе «Успение» XV века мы видим законченно-оформленный тверской стиль. Образ был обнаружен на чердаке соборной колокольни в Минске. То, что икона была отнесена к тверской школе иконописи в то время, когда тверские иконы были мало известны, –– заслуга искусствоведа Надежды Мневой.

Согласно церковному преданию, Богоматерь, узнав от архангела Гавриила о скорой смерти, вознесла молитву, чтобы Ей было дано попрощаться с апостолами — учениками Христа. В верхней части иконы ангелы на изысканных, напоминающих птиц облаках переносят рассеявшихся к тому времени по всему миру апостолов к ложу Богоматери. Христос, вокруг Которого сияет облако (мандорла) — символ Его Божественной природы, принимает Ее безгрешную душу (символически изображается в виде младенца), и Богоматерь через Его посредство обретает Царство Небесное.

Икона «Голубое Успение» — наиболее показательный пример слияния местных и московских традиций. Среди многочисленных соименных икон XV столетия она обладает едва ли не самой совершенной композицией. Обычный вариант иконографии приобрел здесь классическую завершенность, особенно наглядную при сопоставлении с «Успением» из Кириллова монастыря. Автор отказался от изображения наказания Афония и сосредоточил внимание на центральной сцене, выявив ее философско-драматический аспект и акцентировав мотив печального предстояния. Четкое распределение планов и масс, точная расстановка вертикалей-ориентиров создает пространственность и отчетливость чтения действия. Элементы композиции составляют единое гармоническое целое, где каждый жест, едва заметное движение включены в общий ритм, оправданны логически и художественно. Подобная соподчиненность деталей и ритмическая гармония имеется лишь в московской живописи последних лет XIV — первых десятилетий XV века.

С московским же воздействием можно связать мягкость форм и тип лиц, напоминающий праздничные иконы Благовещенского, Васильевского и Троицкого иконостасов, т.е. работы с прямым участием Рублёва. Непосредственно в этом круге родились колористические принципы, которым следует автор «Голубого Успения». В свое время они точно были охарактеризованы Грабарем как поиск «гармонизации цветов, приведение их в единый гармонический аккорд», стремление «к максимуму цветовой согласованности и слаженности». Обилие оттенков голубого, играющего ведущую роль, подчиняется здесь общим задачам, сочетаясь с многообразными оттенками охр, зеленых, коричневых и слегка разбеленной киновари.

Качество московской живописи сосуществует в иконе с большей определенностью рисунка, легкой разбеленностью, скрадывающей жидкость красочного слоя, с едва заметной, но еще сохраняющей тверскую природу штриховой моделировкой — пробелкой.

В сегодняшние дни студентка Анна проходит практику в Государственной Третьяковской галерее, пишет фрагменты иконы и делает необходимые выкраски.

Будем надеяться на достойное завершение этой сложной и ответственной работы студенткой Анной и пожелаем ей помощи Божией и творческих успехов.

Протоиерей Сергий Чивиков

* На фотографии Анна Чивикова за работой в Государственной Третьяковской галерее

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.