23.09.2019 | 

Тучи солнце не закроют…

Когда говорят о трудностях, которые приходится преодолевать при строительстве храма, обычно вспоминаются неизбежный поиск финансовых средств на это, всевозможные согласования, через которые приходится пройти в случае с нетиповым зданием, каким является церковь, да и просто необходимость подведения коммуникаций, поиск хороших мастеров, необходимость при выполнении работ уложиться в сроки, которые диктует наш климат, чтобы не остаться зимой без крыши… И все-таки чаще всего главная трудность, порой как стена встающая на пути тех, кто строит храм, – это людское равнодушие…

Храм Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) в поселке Лесколово, что во Всеволожском районе Ленинградской области, имеет сложную судьбу сродни человеческой. За десять с лишним лет храм переживал периоды и подъема строительства, и забвения, и даже стоял вопрос о его переносе… Настоятели сменялись один за другим, то есть судьба будущего храма была неопределенной и не ясной, и все-таки службы в цокольном помещении храма совершались.

Как относились жители к строительству храму в поселке? Да по-разному. Часть жителей с радостью восприняла идею создания храма. Позже, когда строительство замерло, лесколовские жители писали запросы местным и районным чиновникам, ходоки обращались лично в разные инстанции, получали обнадеживающие ответы, обещания и верили, что храм будет возведен. Другая часть жителей не скрывала своего негативного отношения к появлению храма в поселке – возмущалась тем, что строительство велось на пятачке между Домом культуры и школой, да и детские садики тут же. Откровенно заявляли, что лучше бы храм строился где-то подальше от села. «С глаз долой – из сердца вон», и точка! Были и такие, кто с равнодушным безразличием наблюдал, чем закончится лесколовская храмовая история.

Шли годы… Постепенно жители привыкли к тому, что храм ни живой, ни мертвый. Недостроенное церковное здание и территория вокруг него приходили в запустение. Собранные строительные материалы растаскивались – что же, мол, добру пропадать под дождями, снегами, морозами? Прихожане по велению души приходили в устроенную там же часовню, продолжая молиться с верой и надеждой на светлое будущее многострадального храмового долгостроя. Надеялись вопреки всему.

И их надежды и молитвы не оказались напрасными. То, чего, нельзя было ожидать еще год назад, произошло 26 мая 2019 года, когда почти построенный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери в Лесколово обрел купол с крестом. 

Выдался прохладный, не по-весеннему ветреный день. Тяжелые серые тучи пасмурного неба отражались в позолоте купола, стоявшего среди яркой зелени трав и цветов. Стрела подъемного крана, застыв в ожидании, упиралась в низкое от туч, нависшее над храмом небо. Людей собралось много. Те, кто пришел позже, становились на цыпочки, вставали на бордюр тротуара, забирались на пригорки, чтобы не пропустить ни единого мгновения такого редкого и красивого события – установки купола на строящийся храм. Задние ряды давили на впереди стоявшие ряды людские, и шаг за шагом народ придвигался ближе к центру, где епископ Выборгский и Приозерский Игнатий в сослужении настоятеля прихода иерея Андрея Гребенюка и других священников совершал освящение купола и креста.

Присутствовавшие с волнением смотрели на тучи в небе и на группу рабочих, что готовились к поднятию купола. Ветер не стихал. Все дышало дождем и напряженным людским волнением. «Только не начался бы дождь», – читалось на лицах.

Под молитвенное пение священников купол дрогнул и, оторвавшись от земли, медленно поплыл в воздухе, слегка раскачиваясь от порывов ветра. Пение, наполнившееся восторженными нотками, звучало празднично и трепетно. Лица всех присутствовавших – верующих, атеистов и просто случайных зевак, местных и приехавших специально по зову души и сердца в Лесколово в день поднятия купола – светились радостными улыбками. Неожиданно прямо над храмом сквозь серую пелену облаков пробился луч солнца, потом еще один, еще, и купол с крестом, сверкая позолотой в солнечных лучах, невесомо плыл в воздухе над храмом. Народ ликовал, глядя на крест, что теперь возвышался высоко-высоко и был выше всех зданий в Лесколово. Тучи солнце закрыть не смогли.

В этот пасмурный и ветреный день местные и приезжие, люди разных национальностей, от малых до старых, как те, кто был за строительство храма, так и те, что выступали против его строительства, а с ними и равнодушно наблюдавшие историю строительства церкви с нескрываемым волнением и даже восторгом следили, как парил в небесах под молитвенное пение священников и прихожан сверкающий позолотой в солнечных лучах купол с крестом.

Что же изменилось? Осенью прошлого года в поселке появился очередной новый настоятель храма – священник Андрей Гребенюк. Что скрывать, сельчане встретили его весьма прохладно, с недоверием. Однако видя, как отец Андрей с душевной болью за состояние уже разрушающегося недостроенного храмового здания взялся за решение многолетних проблем, люди потянулись к нему, предлагая помощь и поддержку. Для каждого находилось дело, каждому отец Андрей, при всей своей занятости, уделял время, чтобы говорить по душам, выслушивать, терпеливо разъяснять, объяснять и советовать.

Батюшка и сам просил помощи народа, открыто говоря о проблемах возобновленного строительства храма, расходах, выполненных работах, планах, задачах. В результате строительство храма стало не только делом архиерея и священников, но и сельчан, причем, что удивительно, как верующих, так и тех, кто не обрел еще веру.

«С миру по нитке – голому рубашка» – говорит русская пословица. Богатых спонсоров, благодетелей нет, денег мало, а осень и зима на пороге. Но хуже всего были в тот момент душевная глухота и отсутствие среди местных жителей понимания, что строится дом Божий, а не здание человеческое. Это непонимание привело к тому, что с наступлением весны и лета селяне, занятые огородничеством, садоводством и прочей суетой о хлебе насущном, практически оставили настоятеля один на один с серьезными недоделками храма, «кричащими», что подобная ситуация чревата тяжелыми последствиями для недостроенного храма, причем как со стороны чиновников, так в связи с особенностями нашего северного климата.

Наши предки не могли себе представить жизнь без веры, без храма, который являлся для них «вратами» в мир небесный. Уже в наше время начало второго тысячелетия христианской истории России было отмечено возвращением людей к вере. Поруганные храмы, словно израненные воины, выигравшие битву, возвращаются в нашу жизнь. И если XX век вошел в историю с недоброй славой разрушителя церквей, то век XXI, хочется надеяться, останется в памяти народа как время восстановления.

Рядом с храмом в Лесколово находится переоборудованная из обычной бытовки часовня Смоленской иконы Божией Матери и звонница с колоколами, чистый звон которых призывает жителей и гостей поселка услышать боль и горечь за их же многострадальный храм, храм, что строится в поселке уже второй десяток лет. Даст Бог, мы непременно закончим строительство храма в короткий срок, и он станет не только домом молитвы, но и центром духовной жизни Лесколовского поселения, украшением всего Всеволожского района.

А крест на куполе сияет и виден издалека. Храм ждет! Верим, что тучи никогда не закроют солнца над ним.

Клавдия ЯНКЕВИЧ,
подполковник юстиции

Георгий ЧЕПИК,
подполковник морской службы в отставке,
член Союза писателей России

https://prichod.ru

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.