В 1904 году будущий святой Нектарий Эгинский написал богословский труд «О познании себя» – практическое руководство для тех, кто хочет навести порядок в своей душе. Фрагменты этого сочинения в переводе священника Александра Сергеева публикуются на русском языке впервые.
В своем богословском труде святитель называет самопознание основой духовной жизни, и приводит как минимум три причины всерьез заняться им.
«Глубокое познание себя – это первейшая обязанность человека. Без самопознания он запутывается в собственных мыслях, он буквально охвачен своими страстями, его мучают и терзают порывистые желания, от которых он сильно и бесцельно страдает. Все по жизни у него идет не гладко, его жизнь – это непрерывные забавы, занятость пустым и постоянные ошибки.
Человек, не знающий себя, взволнован, он ведет себя неприлично и не имеет почтения к Богу. Он постоянно напряжен как струна, он гордится тем, что представляет собой нечто великое, являясь незначительным, он возвышается и величается собой, хотя является последним из всех. Из того, что он говорит, открывается его невежество и глупость».
Такой человек «колеблется по жизни, спотыкаясь на каждом шагу. Он спотыкается, падает и разбивается, постоянно и ежедневно, взращивая в себе скорбь и горечь, наполняя ими свое сердце и страдая из-за этого, и вообще, живя неполноценной жизнью, как будто он вовсе и не живет».
Человеку, глубоко познавшему себя истина кажется Божественной идиомой. Затем его тянет к ней , а она возводит его к максимально возможному совершенству и уподоблению Богу.
Тому, кто познает себя, открывается подлинный смысл науки и истинное знание, научающие его Божественному и человеческому и их причинам. Наука без самопознания вводит в заблуждение исследователя сверхъестественной истины и отдаляет его от неё. А неведение истинной природы вещей приводит ко многим страданиям.
Невежество становится причиной многого зла для людей. Введённые через самолюбие в заблуждение, люди становятся бесхребетными (особенно молодые люди, которые обманываются по причине своей неопытности), что приводит к непоправимым последствиям и постоянным проблемам.
Как часто эгоизм, движимый невежеством, разжигает душевные страсти! Воистину, невежество тягостно и является причиной людских зол. Вот почему люди должны позаботиться о том, чтобы избавиться от невежества через корректировку своего знания о самих себе. Так мало-помалу мы станем совершенными и докажем, что мы блаженны и в настоящий, и в будущей жизни.
«Кто безразличен по отношению к себе, тот безразличен и к Богу, а тот, кто безразличен к Богу, тот полностью безразличен к истине и природе вещей. Это одна из причин, почему человек, не знающий себя, идет по жизни подобно путнику, заблудившемуся в пустыне.
Всякий, кто не знает самого себя, всегда согрешает против Бога, уходит от Него далеко, все дальше и дальше, потому что не знает природы вещей и каковы они есть в действительности, он не в состоянии оценить их и отличить ничего нестоящего от стоящего.
Человек, который не стремится познать себя, игнорирует свое нравственное состояние. И тот, кто игнорирует его, не понимает, почему он нравственно болен, что душа его ужасно страдает и ее покрывает мрак. Но какое общение может существовать между светом и тьмой?»
«Если человек не хочет познать себя, то с Богом он даже не может и встретиться. Бог открывается тем, кто имеет чистое сердце и усиленно и с верой просит об этом».