Если отправиться из курортной турецкой Анталии на запад вдоль моря, примерно через 130 километров дорога приведет в город Демре, выстроенного на месте древних Мир Ликийских. Там в IV веке жил архиепископ, сегодня известный всему христианскому миру как Николай Чудотворец.
В любой точке мира Николая считают своим, местным. Наверное, потому, что святитель продолжает отвечать на искренние молитвы. Но популярность святителя Николая не поддается рациональному объяснению. Его любили, даже ничего толком не зная о его жизни. Сегодня ученые практически досконально изучили биографию святого, а также исторический контекст, в котором он жил. Об этом – наш материал.
Древние Миры были столицей Ликии. Ликийцы имели собственную письменность и свою религию. До наших дней дошли изображения крылатых чудовищ с когтями на лапах, которых изображали на ликийских надгробиях. Но еще до Рождества Христова они ассимилировались с греками, переняв их язык и обычаи.
В этот период главной богиней жители Мир считали Артемиду Элевтеру (Свободную). Именно с культом этой богини боролся в IV веке святитель Николай – уроженец и житель Ликии.
О происхождении святителя говорит прежде всего его имя. Большинство ликийских имен начинались со слова «Нико» – от греческого слова «победа». Николай означает «победитель народов». Другие распространенные в Ликии имена: Никандр – «побеждающий мужей», Никодим – «побеждающий народ», Никокал – «славный победой». В этом один из секретов прижизненной популярности святителя Николая. Ликийцы считали его своим, местным. А он хорошо знал и понимал их нужды.
Несмотря на выгодное местоположение и эффективную хозяйственную систему – в Ликии традиционно было много городов, объединенных в конфедерацию, – эта местность страдала от дефицита продовольствия. Типичный ликийский ландшафт, сохранившийся до наших дней, – это горы, узкие долины и недостаток пахотной земли. Успешно развивая скотоводство, ликийцы зависели от импорта зерна из Египта, потому что любая засуха могла оставить их без продовольствия
Еще одно подтверждение ликийского происхождения святителя Николая и его знакомства с местными реалиями – чудо, описанное уже в самых древних версиях жития святого. Императорское судно с зерном для столицы – Константинополя, пришвартовалось в местной гавани. И святитель просит моряков поделиться грузом, чтобы спасти ликийский народ от голода. Команда возражает, указывая на то, что государственный груз посчитан и опечатан. Но святитель обещает, что Господь восполнит запасы. И действительно, добравшиеся до столицы моряки понимают, что количество зерна в трюмах не уменьшилось. Это чудо было как никому другому понятно ликийцам, хорошо знакомым с последствиями засухи.
Первая проповедь о Христе прозвучала в Мирах из уст апостола Павла. Он прибыл в город на корабле в начале 64 года, чтобы найти новое судно для путешествия на Балканский полуостров.
Ликийский народ был настроен к христианству достаточно враждебно. До наших времен сохранилась надпись, в которой ликийцы просят императора усилить гонения на христиан, которые разрушают обычаи предков. В III веке по Рождестве Христовом, когда землетрясение разрушило храм Артемиды Свободной, человек по имени Опрамос выделил колоссальную сумму денег на восстановление святилища. Из этих исторических фактов мы понимаем, насколько трудно приходилось святителю Николаю проповедовать веру во Христа на своей родной земле.
Исследователям не удалось найти какие-либо следы христианства в Ликии со времен апостола Павла и до IV века. И хотя во многих городах вокруг Мир Ликийских с прекращением гонений стали учреждаться епископские кафедры, святитель Николай, вероятно, был одним из первых проповедников Христа, чья миссия принесла заметные плоды.
Главным источником сведений о жизни и чудесах святителя является его житие. Первое письменное упоминание о святом Николае – это «Деяние о стратилатах», или «о воеводах», написанное на рубеже V и VI веков: рассказ о том, как Николай избавил невиновных людей от казни. К тому времени храмы, посвященные святителю, возникали в различных уголках империи, но центром почитания Николая оставались Миры Ликийские. Там, у гробницы святого, велась специальная летопись о прижизненных и посмертных чудесах, связанных с именем святителя. Часть этих историй приводит в «Похвальном слове святителю и чудотворцу Николаю» автор VIII века, подписавшийся именем Андрея Критского.
В начале IX века некто архимандрит Михаил составил первое полноценное житие Николая Чудотворца. Он включил в него множество историй, раскрывающих образ святого – твердого в вере, неравнодушного и милосердного. В византийском мире работа Михаила стала настоящим бестселлером. Ее переписывали и обсуждали – ведь, несмотря на широкое почитание святого, о нем было мало что известно.
Это житие святителя Николая было написано просто и доступно, но вскоре знаменитый писатель и ритор своего времени, будущий Константинопольский патриарх Мефодий пересказывает его высоким стилем византийской риторики. Одновременно еще один автор также перерабатывает текст Михаила, добавляя некоторые факты.
Можно предположить, что читатели этих творений, узнавшие множество новых фактов о почитаемом святом, хотели бы узнать еще больше – о его детстве, каких-то чертах характера и так далее. И в X веке неизвестный автор составляет новое житие святителя Николая, где, возможно, случайно смешивает сведения о его жизни с описанием другого святого – тезки святителя и тоже ликийца Николая Сионского. Он жил в ликийских горах на два столетия позже Николая Чудотворца. Даже дни памяти этих святых-земляков в церковном календаре отстоят лишь на несколько дней – 6 и 10 декабря по Юлианскому календарю.
Житие Николая Сионского, основавшего после паломничества на Святую Землю монастырь в честь Библейской горы Сион, написано близким учеником святого и ценится исследователями за подробное описание ежедневного сельского быта жителей горной Ликии.
Пересказывая в основном эпизоды из жизни Николая Мирликийского, составитель добавляет в текст фрагменты жития Николая Сионского, как будто это один и тот же человек.
В таком виде жизнеописание святителя Николая воспроизвел в конце X века знаменитый византийский писатель и агиограф Симеон Метафраст. Его авторитет был настолько велик, что на протяжении столетий такое жизнеописание ни у кого не вызывало вопросов. К тому же само по себе житие святого Николая Сионского не было известно. Впервые его опубликовали в XVIII веке. Тогда же возникло предположение, что это и есть подлинное жизнеописание Николая Мирликийского.
Первым в странных несовпадениях в тексте жития Николая Мирликийского разобрался в XIX веке архимандрит Антонин (Капустин), начальник Русской духовной миссии на Святой Земле.
В частности, житие X века рассказывает, как перед святителем сами собой открылись двери Гроба Господня. Речь при этом идет о юности Николая, еще до антихристианских гонений Диоклетиана. Выходит, храм Гроба Господня, построенный императором Константином в 335 году, существовал задолго до его постройки!
Отец Антонин доказал смешение жизнеописаний святых, живших в разное время, используя исторические данные. Позже немецкий церковный историк-николаевед Густав Анрих выявил компиляцию двух житий посредством текстуального анализа.
А всего несколько лет назад отечественный историк, исследователь Византии Андрей Виноградов обнаружил в Государственном историческом музее рукопись жития святителя Николая. При первом рассмотрении это было житие, написанное архимандритом Михаилом. Внимательно изучая текст, Виноградов обнаружил в нем целые вставки из жития Николая Сионского. Музейный экспонат оказался черновиком соединения житий двух Николаев! На его основе впоследствии составлялось житие святителя в редакции, дошедшей до наших дней.
В начале XIII века на Миры сошел огромный сель – и город был буквально погребен под илом. В XIX веке в Мирах начались археологические раскопки, а в 1850 году на месте подвигов святителя оказался русский путешественник и писатель Андрей Муравьев. Здесь он обнаружил небольшой греческий монастырь, большая же часть старого города, включая главный собор, по-прежнему оставалась под многовековым слоем грязи. В этом здании могла находиться гробница святого Николая.
Муравьев вспоминал: «Молодой послушник или служитель Антоний сказал мне: „Что бы вы ни дали для сей церкви, ближе будет нашему сердцу, если восстановите нам соборную св. Сиона, и неужели вы, русские, сего не сделаете?“ … По моему соображению, при сохранении нижней части храма и при искусстве местных греков класть купола, не более 50 000 рублей ассигнациями потребуется для довершения полуобрушенного храма. Неужели не станет стольких денег на Руси для чести и памяти Чудотворца, ежедневно призываемого в молитвах?»
Проникнувшись святостью этого места, Андрей Николаевич начал сбор средств на восстановление храма. В итоге остатки здания выкупил император Александр II. В 1585 году активные работы в Мирах Ликийских, проводимые при прямом участии России, насторожили турецкие власти. Любая деятельность по восстановлению христианской святыни была запрещена. Было принято решение перенаправить собранные средства на строительство русского подворья в итальянском Бари, где покоятся мощи святителя Николая.
Возможно, в будущем раскопки в Демре откроют новые сведения в том числе о жизни святителя Николая.
Практически детективная история связана с перенесением останков святого Николая из Мир Ликийских в Италию. В церковном календаре это событие названо перенесением мощей святого Николая Чудотворца из Мир Ликийских в город Бари и отмечается по новому стилю 22 мая.
Со второй половины XI века набеги на Миры стали совершать воинственные турки-сельджуки. Известно, что в это время местные жители каждую ночь проводили в укрепленном акрополе, оставляя при храме нескольких монахов. Нападения иноверцев стали поводом для итальянских купцов в 1087 году завладеть мощами святителя, повысив тем самым статус своего города. Под покровом ночи барийцы проникли в храм, связали монахов и отыскали гробницу. Городская летопись Бари свидетельствует, что юноша по имени Матфей руками доставал из захоронения кости святителя. Погрузившись на корабль, купцы доставили святыню в родной город, где позже специально для хранения мощей была выстроена базилика святителя Николая.
Через некоторое время с такими же намерениями Миры посетили венецианцы. Они считали святителя Николая покровителем своего города и были очень удивлены, когда монахи сообщили, что мощи святого уже украли барийцы. Чтобы не уезжать с пустыми руками, непрошеные гости разобрали пол стоявшего на некрополе храма, извлекли оттуда сразу несколько захоронений, а заодно забрали все, что оставалось в изначальной гробнице святителя. Они потратили на поиски гораздо больше времени, чем барийцы, объявив, что обнаружили подлинные останки Николая Чудотворца. Эти мощи по сей день хранятся в построенном в XVIII веке храме на острове Лидо.
В XX веке в Бари впервые вскрыли мощи святого Николая, чтобы провести антропологическое исследование. Ученые установили, что лежащий в гробнице человек относится к средиземноморскому типу, имел рост 161 сантиметр. Он питался растительной пищей и провел долгое время в сыром помещении (этот факт совпадает с эпизодом нахождения святителя в темнице). Также оказалось, что часть скелета святого в Бари отсутствует, зато недостающие фрагменты были найдены в Венеции. Это главным образом мелкие кости ног, которые в темноте не смог добыть из гробницы барийский юноша Матфей.
В наши дни история с похищением мощей выглядит по меньшей мере странно, но в Средние века это было обычным делом. На Западе считалось, что владеющий святыней (вне зависимости от того, как она попала в его руки) заслуживает особой благодати и предстательства святого.
Спустя много веков после жизни, почитание святителя Николая нисколько не уменьшилось. Николаевский кафедральный собор в Нью-Йорке, главный православный храм Токио – Николай-до. Любовь разных людей к святителю шагнула далеко за пределами Средиземноморья.
Однако всемирное почитание Николая Чудотворца – не только примета последних веков. Например, в житии архимандрита Михаила описывается случай, когда люди из далекой страны едут почтить гробницу святителя. И некий бес, желая отомстить за уничтожение храма Артемиды Свободной, дает морякам некое масло. По мысли искусителя, паломники должны влить его в лампаду у мощей святого, после чего храм загорится. Однако во время плавания поднялась страшная буря. Волны разверзались таким образом, что между ними было видно морское дно! Божественный голос говорит им вылить масло в воду. Когда они это делают, шторм прекращается.
В тексте, написанном в XVI веке итальянцем Леонардо Джустиниани, уточняется, что моряки вышли из Танаиса – греческой колонии на Дону на территории современной Ростовской области. На самом деле, шторм, описанный в житии святителя Николая, очень похож на шторма в мелководном Азовском море, когда сильные волны действительно обнажают дно. В таком случае становится понятно, что за жидкость везли с собой моряки, – это нефть, которую приносило в эти места с Северного Кавказа, где она выходила на поверхность течением реки Кубань. А значит, слава о ликийском святителе уже тогда дошла до Донских земель.