23.01.2023 | Церковь и мир

Священник Максим Плякин. Любовь, переданная через поколения

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! С праздником, дорогие мои! 

Сегодня город Кашин вспоминает годовщину-юбилей возвращения из плена мощей святой покровительницы града сего — преподобной матери нашей княгини инокини Анны. Сегодня мы вспоминаем тихое и совершенно незаметно прошедшее чудо, которое именно так и воспринимали те, кто жили тогда. Когда официальной доктриной государства было провозглашено безбожие, в этот момент благодаря молитвам десятков сотен людей оказалось, что всё-таки возможно возвращение святыни из плена, хотя всерьез рассматривались планы, чтобы святыня была уничтожена, чтобы никто и никогда не мог её использовать для разжигания народных суеверий. Но оказалось, что иные мысли человеческие и иные мысли Божии. И сегодня мы с вами имеем возможность так же, как и поколение перед нами, прийти и припасть к мощам преподобной матери Анны. 

Мы знаем из ее жития, что ей очень много пришлось перенести в её жизни. Иного человека такие испытания, наверное, бы сломали, когда женщина одного за другим хоронит мужа, 2 детей, внука, а ещё два её сына идут друг на друга междоусобной войной. Другая могла бы отчаяться, а она прибегала ко Господу в вере, в надежде и любви. И вот эта вера, она не была посрамлена, надежда на милость Божию и Небесное Царствие сбылась, а её любовь и сейчас продолжается. Несмотря на то, что вот как сейчас звучали слова в молитве: «Телом ты разлучена от нас, а святая душа твоя предстоит Престолу Божию». Святая душа ее предстоит Престолу Божию и молится о нас. 

И мне хотелось бы сегодня напомнить еще один момент из жития святой Анны, который очень часто проходит мимо внимания читающих. Святая Анна — это супруга, мать и бабушка святых. Она замужем за святым благоверным Михаилом, великим князем Тверским, двое её детей прославлены в лике святых, и один из её внуков прославлен в лике святых. Это семья, которая тремя поколениями подряд даёт Церкви святых угодников Божиих. Преподобная Анна подвизается в чине иноческом. Мы чествуем ее как преподобную жену, а её мужа, её детей, и её внука — мы чтим их как страстотерпцев. Но это только та часть, которая нисходящая, так сказать. А ведь святой Михаил, ее супруг — он сам из семьи святых. Он двоюродный брат святого благоверного Даниила, князя Московского, и родной племянник святого Александра Невского, внук святого благоверного Ярослава, князя Владимирского, и двоюродный дядя святого благоверного Иоанна Калиты, князя Московского. И по линии мужа — это тоже семья, которая поколениями даёт нашей Церкви святых. 

Святой муж, воспитанный семьей, которая дала нам Александра Невского и Даниила, князя Московского. А святой Даниил, поскольку он остался сиротой после смерти отца совсем маленьким, был отдан на воспитание к двору Ярослава, князя Тверского, и двое братьев двоюродных — святой Даниил и святой Михаил — они выросли вместе при дворе великого князя Ярослава. И потом двоюродные братья вместе обороняли свои земли, когда Москва помогала Твери, когда Тверь помогала в Москве. Мы знаем из более поздней русской истории, что этот мир продлился, увы, недолго, что потом Москва благополучно ходила на Тверское княжество войной, и Тверь не оставалась в долгу. Но вот когда на престолах княжеств сидят святые, оказывается, что даже те, кого потом историки считали непримиримыми врагами — удельные княжества, оказывается, между ними может быть мир. 

И вот этот мир проистекает из дара святости. Когда действительно искренне и нелицемерно любящий Бога и, как следствие, любящий ближнего человека, сидит на княжеском престоле, когда ему в руки даётся власть, оказывается, что как потом много веков спустя скажет преподобный Серафим: “Стяжи дух мирен, и около тебя начнут спасаться люди”. Тот, кто в святости послужил Богу, и стяжал мирный дух, он может быть источником мира и для тех, кто рядом с ним. И вот в эту семью приходит святая княгиня Анна Дмитриевна. В этой семье они живут с Михаилом. Их дети рождаются святыми. Один из внуков княжеской четы тоже причислен к лику святых. Оказывается, что святое дерево дает святые плоды. Воспитанные в семье святых сами становятся родителями и предками святых. Сегодня нам это кажется невероятным. Как это? Как можно воспитать следующее поколение, чтобы оно было верно Богу и его заповедям?  А вот святая Анна и святой Михаил показывают нам, оказывается, это возможно! Возможно, вырасти в атмосфере любви к Богу. И эту любовь к Богу передать дальше следующему поколению. 

Многие века на Руси женщины прибегали святой Анне в своих женских бедах и горестях. Прекрасно понимая, что женщина, столько пережившая в своей жизни, похоронившая мужа и детей и молившаяся о них, — что она и сейчас с Неба поможет в обычных житейских скорбях. Но мы должны помнить и о том, что не только женская доля выпала в жизни святой Анны. Не только эта скорбь о потерянных близких. Она святая. Супруга святого, родоначальница святых, и эта семья потомки святых. Святость, оказывается, может быть не только в одном человеке, она может быть и до, и в этом поколении, и после. И тогда те, кто сами идут к Богу, может быть, спотыкаясь, может быть, ошибаясь, сбиваясь с пути, но всё таки идут. Как говорил один из старцев, «хоть ползком, но к Богу». Вот те, кто хоть ползком, но всё таки стремится к Богу, они начинают влиять и на тех, кто оказывается рядом с ним. 

Один человек не может остановить все зло этого мира, потому что мир этот падший, мир живет во грехе. Но сопротивление злу, которое порой царит в этом мире, оно начинается с одного конкретного человека. И вот святая Анна показала, как можно сопротивляться унынию, как можно сопротивляться озлоблению, как можно сопротивляться ярости на тех, кто оставил тебя без мужа и без детей. И венцом этого пути становится святость, вот уже больше 300 лет, уже скоро 400 лет, как русская Церковь взывает к ней с молитвой — преподобная мати Анна, моли Бога о нас. И эта молитва и по сей день не остается бесплодной. Начинается все с того, что человек выращивает вот это семя святости в самом себе, этот дар мы получаем все, потому что над каждым из нас в Крещении звучат слова: «Те, кто крестились во Христа, во Христа облеклись». Но кто-то это семечко выращивает, и оно дает плод в 30 и в 60, и в 100 раз, а в ком-то это семечко становится вялым и не дает такого плода. Святая Анна дала такой плод. 

И давайте сегодня в день вот этого незаметного чуда возвращения великой святыни обратно в Церковь, будем просить преподобную Анну о том, чтобы та святость, которую мы получили все, чтобы ее плод не был бесплоден в нас, чтобы мы принесли этот плод, чтобы в нашей жизни стяжание мирного духа дало возможность, чтобы свет Христов осиял тех, кто рядом с нами. В жизни святой Анны это были ее близкие, тоже сегодня почитаемые в лике святых. Мы не знаем, кто нам встретится на жизненном пути, мы не знаем, кого нам пошлет Господь. Но мы знаем, что если встретившийся нам человек в наших глазах увидит отсвет Христова сияния, то и он пойдет за Христом. А значит и мы с вами можем идти той же дорогой, точно так же спотыкаясь, заблуждаясь, может быть, и ошибаясь в чём-то, но эта дорога для нас открыта. Когда-то этой дорогой прошла преподобная Анна и осталась для нас маяком, сияющим во тьме, чтобы мы могли смотреть на неё и как корабли в Чёрном море, так мы могли в нашем темном житейском море идти за сияющим светом, который нам показывает преподобные Анна. 

И этот свет засвидетельствован чудесами, которые творились тогда, творились позже и творятся до сего дня. И молитвами и предстательством преподобной матери нашей Анны, ее супруга благоверного Михаила, их чад и их потомков, причтенных Церковью к лику святых, да дарует нам Господь вырастить этот росток святости, чтобы в нас он принёс добрый плод, а мы могли и в Небесном Царстве вместе с преподобной Анной припасть к Божьему Престолу и вознести уже там, где нет ни печали, ни болезни, ни воздыхания свои молитвы Господу Богу. Аминь.

// Проповедь клирика храма Рождества Христова в Саратове, секретаря Комиссии по канонизации святых Саратовской епархии, члена Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви священника Максима Плякина в конце Литургии в кашинском Вознесенском соборе в воскресенье 22 января 2023 года

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.