17.04.2021 | Епархия

Суббота Похвалы Богородицы во Владимирской церкви Твери

В субботу пятой седмицы Великого поста Церковь воспевает Пречистую Деву Марию, ставшую Матерью Спасителя мира. 

17 апреля, в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в церкви Владимирской иконы Божией Матери в Твери. Правящему архиерею Тверской епархии сослужили благочинный II-го Тверского церковного округа протоиерей Олег Кульпин, настоятель храма протоиерей Вадим Желябовский, клирики церкви и гости в священном сане. 

Во время пения антифонов митрополит Амвросий совершил чин присоединения трёх человек к Православной Церкви через миропомазание. 

После чтения Евангелия архипастырь обратился к предстоящим людям с проповедью:

«Господь пытается предупредить апостолов, а вместе с ними и нас, что не стоит им надеяться на торжествующего Мессию, на того, кто восстановит былую славу и мощь Израиля. Что не стоит им обольщаться, когда они увидят воскресшего Лазаря и ликующие толпы при входе в Святой Город. Всё это хотя и подобает Мессии, но Он пришёл не для земной славы, а для спасения всего рода человеческого. Пришёл, чтобы стать Агнцем, закалаемым за весь мир. Пришёл, чтобы до дна испить чашу человеческих страданий.


Но говоря страшные слова о Своих будущих страданиях и смерти, Он говорит им и о грядущем Воскресении, что после самой страшной бури и трагедии придёт мир и радость, потому что после всего этого Ему надлежит “в третий день воскреснуть” (Мк 8:31). Ученики не поймут ни того ни другого, и это своё непонимание отразят в Евангелиях, ничего не скрывая от нас, их последователей и соучеников. Не скрывая ни своих ошибок, ни своих заблуждений, ни своих страхов — ничего. Предлагая и нам быть искренними с самими собой на всякое время. И если мы чего-то не понимаем, если Евангельская весть ещё не вмещается всецело в наши умы и сердца, у нас есть надежда — они смогли пройти через весь этот ужас Страстей и потом гонений и всё принять, всё осознать и передать последующим поколениям. А значит, сможем и мы, раз за разом, год за годом стараясь вникать во всё то, чему учит нас Священное Писание, чему учит нас Святая Церковь, чему учит каждого из нас Сам Господь».

За богослужением возносились особые прошения и была прочитана молитва о прекращении эпидемии коронавируса, о врачах и больных. 

На Херувимской песни глава митрополии помянул о здравии и об упокоении тех, за кого через сайт епархии были поданы записки — онлайн-просьбы о поминовении. 

По окончании богослужения архиерей поздравил всех с праздничным днем прославления Божией Матери и пожелал верующим молитвенного заступничества Пресвятой Владычицы Богородицы, Утешительницы всех скорбящих и обремененных:

«Богородица явилась единственной избранницей из всего человеческого рода — единственная из всех людей, не имевшая личного греха. Хотя Она и была не лишена последствий греха первородного, но эта природная удобопреклонность, свойственная всем людям после грехопадения прародителей,  никогда в Ней не смогла проявить себя, никогда свою волю Она не склонила в сторону греха и  никогда ничем не согрешила лично. Именно поэтому Творец неба и земли призрел на Её смиренное чистое сердце, на Её чистоту, душевную и телесную, и благоволил избрать Её наследницей человеческого рода, дабы Она стала Матерью Богочеловека. Этого момента ожидало множество поколений. После того как Господь пообещал, что семя жены сотрëт главу змия, человечество ожидало этого избавления. Мы прославляем сегодня Царицу Небесную и благодарим Её: Она смогла сделать то, что не смог сделать ни до Неё, ни после ни один человек. Она стала лестницей к небу, дверью Боговоплощения. Она стала вместилищем Невместимого, Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим. И поэтому на протяжении всей истории Святая Церковь воспевает Её, прославляет, благодарит и молится Ей. 

Сегодня мы празднуем субботу Похвалы. На утрене этого праздника совершается чтение или пение акафиста Пресвятой Богородице. Акафист делится на четыре части, и четыре раза духовенство выходит в пространство храма из алтаря, для того чтобы перед иконой Богородицы прочесть и пропеть Ей акафист. В Греческих Церквах существует другая традиция: начиная со второй седмицы, в пятницу вечером, во время вечерни читаются части акафиста Богородице. На второй седмице — первая часть, на второй — вторая и так далее. И завершается чтение акафиста как раз в канун сегодняшнего дня — в субботу Похвалы. У нас, в Русской Церкви, этот акафист читается в один день, но также делится на четыре части. Традиции бывают разные, но суть одна — благодарность сердца по отношению к Богородице. 


Богородица — Прибежище христиан, Матерь скорбящих, всех утешение, всех отрада и Заступница усердная рода христианского. И всякий раз, когда человек подвергается унынию, сомнениям, гневу, как кажется ему подчас, справедливому, разделяющему на части его сердце, — он имеет величайший дар, удивительное лекарство — молитву Богородице. Потому что в молитве и в общении с Пресвятой Девой человек получает то, что не может получить никакими человеческими, земными средствами. Он получает мир, отраду, настоящую, а не мнимую радость, замешанную на разных эмоциях. Радость тихую, которая не позволяет человеку выйти за пределы разума и наделать ошибок. Желаю всем нам, чтобы мы любили Богородицу, потому что Она незримо пребывает с нами и Сам Бог благоволил через Неё прийти в наш мир и спасти нас. Она молится за нас, предстательствует за нас, видит всех нас, слышит и утешает всех нас. Нам остаётся просто смиренно обратиться к Ней с молитвой, попросить у Неё помощи, попросить прийти в нашу жизнь и явить в ней Своё участие. И Она никогда не откажет в этом. Пусть молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии всем, кто пришёл почтить вчера вечером и сегодня утром Её святую память и произнести акафист похвалы, Господь, Единородный Сын Божий, Её по плоти Сын, дарует потребное и всем нам самое главное — спасение в вечности, вечную славу во Христе Иисусе, Господе нашем».

Настоятель храма протоиерей Вадим Желябовский поблагодарил митрополита Амвросия за совместное богослужение.

После слов митрополит Амвросий благословил прихожан и вручил каждому книгу А.И. Осипова о духовной жизни «Путь разума в поисках истины», а детям — книгу про преподобного Иосифа Исихаста. 

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Справочная информация:

На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Олег Кульпин, архимандрит Амфилохий (Желябовский), протоиерей Вадим Желябовский, иеромонах Дамаскин (Леонов), протоиерей Евгений Шлыков, священник Андрей Гайдай, священник Максим Мищенко, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов. 

Богослужебные песнопения исполнял хор храма под руководством Ольги Урывской. 

***

История Владимирской церкви

Здание Владимирской церкви первого лейб-драгунского Московского полка находится на Петербургском шоссе в Заволжской части Твери. Архитектура храма  — восьмерик на четверике — с обширной трапезной, соединённой арочным проёмом с центральным помещением, к которому примыкают притворы. Постройка выполнена из красного кирпича на белокаменном цоколе.

История строительства Владимирской церкви неразрывно связана с военной историей Российского государства. Она была выстроена для 1-го Московского лейб-драгунского императора Александра III полка. Полк квартировал в губернском городе Твери с 1865 г. до июля 1914 г. Старейший в России лейб-драгунский полк был сформирован 25 июня 1700 г. Бригадиром (генералом) Адамом Вейде в селе Преображенском под Москвой из царедворцев (по другим сведениям из рекрутов).

В 1900 г. военный министр генерал А.Н. Куропаткин составил на имя Николая II доклад по улучшению быта нижних чинов, в котором писал, что в настоящее время «представляется необходимым изыскать средства для постройки церквей при всех частях, в которых по штату положены священники, и для расширения существующих войсковых храмов, для чего необходимо разработать тип военной церкви, хотя бы барачной системы, но вместительной и недорогой, чтобы изысканием для постройки церквей средств не пришлось откладывать удовлетворение этой насущной нужды…». На документе рукой императора Николая II было написано: «Дай Бог в скором времени удовлетворить религиозные нужды войск, что я считаю делом в высокой степени важным. 23 января 1900 г.».

Торжественная закладка нового храма в честь иконы Владимирской Богоматери состоялась 21 мая 1903 г., в день полкового праздника, и была сопряжена с открытием нового полкового собрания. Это событие пышно отмечалось в Твери и подробно освещалось в газете «Тверские губернские ведомости» (Периодика 10, 11 — ТГВ 1903 г. №№ 51, 52). На торжествах присутствовал Августейший шеф полка командующий войсками московского военного округа Его Императорское Высочество Великий князь Сергей Александрович. Литургия была отслужена в церкви святого апостола Филиппа за Волгой. Праздник был продолжен в новом полковом собрании. Великий князь дал согласие присутствовать и на освящении новопостроенного храма.

Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.