Иеромонах Амвросий (Желябовский),
настоятель Архиерейского подворья Введенского
храма бывшего Троицкого Калязинского Макарьева монастыря г. Калязин.
Хотел бы раскрыть проблему духовной незрелости на примере жизни великого полководца Михаила Васильевича Скопин-Шуйского.
В настоящий момент я служу на Монастырском острове, омываемом Угличским водохранилищем. История появления этого места трагична: до 1940 года здесь стоял Свято-Троицкий Макарьев монастырь, который в 1920 году был закрыт, а спустя 20 лет ансамбль монастыря вместе со старой частью города Калязина ушел под воду при создании водохранилища. В настоящее время на месте снесённого монастыря располагается остров, называемый Монастырским. В 2000-е годы на историческом фундаменте была восстановлена юго-западная башня ограды монастыря, в которой разместилась часовня Макария Калязинского. Сегодня в ней ежедневно совершаются богослужения.
Свято-Троицкий Макарьев монастырь был градообразующим в Калязине. Представлял собой наиболее полный ансамбль допетровского зодчества. Основателем монастыря стал тверской служилый человек Матвей Кожин из знатного кашинского рода, получивший имя Макария при принятии пострига. Землю под устройство нового монастыря пожертвовал ее владелец — боярин Иван Коляга, который, потеряв всю семью, ушёл к Макарию и отдал монастырю всё своё состояние. Монастырь стал своеобразным опорным пунктом новгородских купцов, ведших торговлю в этих местах.
В 1609 году под стенами Троицкого Макарьева монастыря на протяжении нескольких месяцев формировал свою армию против войск Лжедмитрия II и польско-литовских интервентов знаменитый полководец Михаил Скопин-Шуйский. Здесь же в ходе Калязинской битвы он отразил нападение гетмана Яна Сапеги, прежде чем отправиться в освободительный поход к Троице-Сергиеву монастырю. Калязин на короткое время стал фактически политическим центром Российского царства, где помимо работ по созданию армии подписывались международные договоры с союзниками.
Успех Скопин-Шуйского не мог не вызвать зависти к нему со стороны других бояр и дворян. Даже брат царя, Дмитрий Шуйский, проигравший все свои важные битвы с поляками, невзлюбил своего дальнего родственника. Но самым страшным для судьбы Михаила стала людская молва. Народ восхищался силой, храбростью, умом прославленного полководца. Так появились разговоры о том, что Скопин-Шуйский достоин трона больше, чем Василий. По приезде в Москву, город царственно поприветствовал героя, что вызвало подозрения у родного дяди. Между родственниками вскоре состоялся разговор, в процессе которого вспыхнул конфликт, и 23-летний юноша, будучи в порыве эмоций, насмешливо порекомендовал Василию отказаться от трона, отметив при этом, что народ избрал бы царя помудрее, и страна бы воссоединилась. Наговорив лишнего, Михаил Васильевич собственноручно подписал себе смертный приговор. Известно, что в роду московских деятелей никто не умирал «от старости». Неопытный военачальник попал в «порочный круговорот событий». В такой напряженной обстановке, вопреки советам близких и товарищей, Скопин-Шуйский приехал в марте 1610 года Москву на пир и крещение сына князя Воротынского, который попросил Михаила стать крестным отцом мальчика. Именно там, во время пира, Михаилу после выпитой чаши вина стало плохо, и спустя две недели он ушел из жизни. Обстоятельства его безвременной кончины до сих пор остаются предметом загадки, но уже тогда многие современники открыто говорили о том, что в кончине славного полководца виноваты царь Василий и его окружение, которые опасались возраставшей силы и авторитета молодого полководца.
У Скопин-Шуйского было все для того, чтобы стать успешным и прославить свое имя в истории. Не хватило Михаилу лишь одного – благоразумия. Небольшой жизненный опыт, пылкий нрав, подкрепленный признанием народа, чрезмерная самоуверенность и безрассудство погубили молодого полководца. Он был уверен в себе и своих возможностях, ведь кругом все восхищались его действиями, а многие даже завидовали и тогда Михаил решил, что достиг того уровня, когда не стоит чего-либо или кого-либо бояться. Это и подвело Скопин-Шуйского. Быстрая реализация планов и народные прославления ослепили, вынудили поддаться соблазну превосходства и самовозвышения.
Молодость и неопытность, подкрепленные достижением какого-либо успеха или уровня развития, порой, вводят в заблуждение относительно своих возможностей. Так происходит со всеми. Молодые монахи, подвижники, попадают в заблуждение, когда думают, что достигли определенных духовных вершин. Это ложное осознание расслабляет, порождает соблазн и иные пороки. Духовно неопытные священнослужители приписывают себе дары, присущие лишь опытным духоносным подвижникам, старцам. Основная ошибка состоит в стремлении монаха выдать свою волю и разум за действие благодати Святого Духа, всецело подчинить мирянина своим собственным советам, а не поощрять его к Богопознанию, исканию душеспасительной Божьей воли.
В такие моменты важно, чтобы рядом с человеком оказался опытный наставник, который сможет вовремя заметить заблуждение и ослепление духовно незрелого послушника, монаха и наставить его на путь истинный. Порой, это может быть непросто. Но кто знает, если бы рядом с Михаилом Васильевичем в свое время был человек, который смог бы снять пелену безрассудства и умерить пыл полководца, возможно, его судьба сложилась бы иначе.
// доклад на научно-практической конференция для монашествующих «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» в Старицком Свято-Успенском монастыре 10 ноября 2022 года