10.11.2020 | 

Спутники «Спаса»

Здесь веками молились наши предки, молимся и мы.

«Спас Златоглавый», как звали Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Твери, с момента своего построения был главным сооружением города, архитектурной доминантой и главенствовал среди других храмов. В тогдашней маленькой Твери размером с нынешнее большое село насчитывалось с десяток церквей и монастырей. Они тоже не сохранились до нынешнего времени, но остались места, где молились в древности наши предки и где теперь по-прежнему молятся в храмах, но уже нынешнее поколение горожан.

 ОСТРОВ ПАМЯТИ

На островке, образованном при слиянии рек Тьмаки и Волги, располагался в центре Твери древний Федоровский монастырь, который населяли византийские монахи. Они принесли в Тверь искусство рукописной книги, иконопись, обучили тверитян тонкостям канонического православного богослужения. По преданию, в Федоровском монастыре начиналось тверское летописание.

В 1445–1446 годах монахов из Федоровского монастыря перевели в обитель Григория Богослова, находящуюся в Затьмачье.

В 1655 году, по приказу патриарха Никона, в Федоровском монастыре построили патриаршие покои, а в 1722 году, по приказу Петра I, обитель превратили в училищный монастырь, и в нем открылось первое учебное заведение Твери – архиерейская школа для образования детей духовенства. В 1739 году архиепископ Митрофан (Слотвинский) преобразовал архиерейскую школу в семинарию. Федоровский монастырь упразднили в 1773 году.

Остров в устье Тьмаки, где в старину стоял монастырь, в наши дни известен как остров Памяти. Это одно из самых почитаемых мест города Твери. Здесь органично слились в ансамбль Обелиск Победы с вечным огнём, мемориал воинам-интернационалистам и церковь святого благоверного князя-страстотерпца Михаила Тверского – небесного покровителя города Твери. Отсюда открываются великолепные виды на Волгу и Тьмаку, Спасо-Преображенский собор, Путевой дворец, Старый мост.

Храм во имя небесного покровителя Твери, святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского был построен на месте древнего Федоровского монастыря в 2002 году. Возводился он по проекту тверских архитекторов Валерия Курочкина и Андрея Барковского на частные пожертвования. Храм выполнен во владимиро-суздальском стиле и напоминает белокаменные владимиро-суздальские храмы, такие как храм Покрова на Нерли.

 БЕЛАЯ ТРОИЦА

Пройдя из центра города неспешным шагом минут тридцать, мы попадаем, словно через временной разлом, в Тверь старинную. Узкие улочки, красивые деревянные дома с резными наличниками и мезонинами, вековые деревья. В глубине этой русской старины стоит, сияя золотыми куполами, белокаменный храм – главная достопримечательность Затьмачья – собор Белая Троица. Это памятник истории и архитектуры, самое древнее из сохранившихся каменных зданий Твери. Храм был построен в годы правления Ивана Грозного в 1564 году московским купцом Гаврилой Андреевичем. В течение своей истории Белая Троица дважды заменяла «Спас Златоглавый» как кафедральный собор. С 1962 года, более 25 лет, эта церковь была единственным действующим храмом областного центра.

Белая Троица построена из белого камня и кирпича, отштукатурена и побелена. Вместе с куполом и крестом она поднимается на 27,7 метра. В Троицком соборе и в его приделах сохранилось немало памятников старины. В храме находится рака с частью мощей преподобного Макария, игумена Калязинского, чудотворца (XV век).

Храм много раз ремонтировался и перестраивался. В результате перестроек 1787 и 1860-х годов церковь приобрела 7 глав, но четверик её остался неизменным и датируется XVI веком. На западной стороне храма есть надпись: «Лето 7072 совершен бысть сии храм во имя Живоначальныя Троицы месяца августа 15 при благоверном царе Великом князе Иване Васильевиче и всея России и при епископе Акакии Тферьском замышлением и строением раба Божия Гавриил Андреева Тоушиньского».

 

ДОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

В 3атьмацкой части города в живописной речной излучине, на том месте, где Тьмака круто поворачивает на северо-восток перед впадением в Волгу, стоит церковь в честь Покрова Богородицы. Храм имеет три Богородичных придела: главный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы; левый – Грузинской иконы Божией Матери; правый – иконы Казанской Божией Матери и святителя Афанасия Великого.

В древности на этом месте был Афанасьевский девичий монастырь, посвященный святителю Афанасию Александрийскому. Основала его старшая сестра святого князя Михаила Ярославича Тверского – Софья Ярославна. В народе Афанасьевский монастырь был более известен как Софьин или Софийский девичий. В Софийском монастыре подвизались мать и супруга Михаила Ярославича Тверского – великая княгиня Ксения Юрьевна, великая княгиня и инокиня Анна Кашинская.

Софийский Афанасьевский монастырь просуществовал до 1723 года. В 1774 году на месте деревянной Покровской церкви построили и освятили каменный Покровский храм, сохранившийся до нашего времени с пристроенными к нему престолами.

После войны здание храма использовалось как складское помещение, что постепенно привело его в аварийное состояние. С 1987 года началось возрождение храма. Была восстановлена ограда с башнями. Храм был полностью расписан. В Грузинском приделе работали мастера-иконописцы под руководством Андрея Запрудного. Ими был расписан Казанско-Афанасиевский придел, и в обоих алтарях сооружены иконостасы по проекту мастера. Иконостас Грузинского придела выполнен в древневизантийском стиле с имитацией резьбы под камень (грузинский мотив), покрашен в бело-кремовый цвет. Казанский же иконостас в отличие от Грузинского сделан в русском (конец XVI века) торжественном стиле с позолотой, более объемной резьбой со вставками из красного дерева. Все иконы выполнены соответственно эпохе – началу XVII века.

В храме собрано много икон Богородицы. Здесь находится и древняя Смоленская икона Божией Матери Одигитрия из старого иконостаса, найденная в храме завернутой в бумагу. После реставрации для нее был сделан напольный киот. При входе в Покровский храм, мы поднимаем глаза и видим картину: в окружении Божьих угодников, Пресвятая Богородица простирает над нами свой Покров. Словно Божья Матерь приглашает укрыться под своим честным амофором.

***

Намоленные места и сегодня притягивают к себе людей. Видимо, здесь действует особая благодать связи поколений и времен, поиска Царства Божия.

Галина Рогожина


Тверь


Фото автора

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.