Что такое настоящее богословие и как организовать свою учебу в духовной школе? Где черпать радость и внутренний ресурс? Нужно ли полемизировать с критиками Церкви? Об этом «Богослов.Ru» поговорил с пресс-секретарем Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).
Отец Мелхиседек, основная аудитория портала «Богослов.Ru» — люди умственного труда: богословы, преподаватели, студенты духовных школ. Что, на Ваш взгляд, главное в современном богословии? Как совместить веру и знание?
Наша вера должна быть разумной. Апостол Павел говорил своему ученику Тимофею: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4, 6). А один из богословов ХХ века, протоиерей Георгий Флоровский, заметил, что все последователи Христовы назывались не иначе, как учениками. Если не хочешь учиться, то ты не последователь Христов, не для тебя приходили апостолы, не для тебя были святые отцы.
Я имел счастье встречаться со старцем Зосимой (Сокуром) в Донецке. У него на полу стояли стопки книг. Он говорил мне: «Я не перестаю учиться. Мне раз в месяц-два из Москвы книжечки привозят, я хоть оглавление, но всегда просматриваю». Меня поразило это: старец, к которому множество людей идут за советом, не перестает учиться! Он без конца проверял свою жизнь по книгам, по опыту других людей.
А учащимся хотел бы такую историю напомнить. Однажды к старцу Нектарию Оптинскому приехали ребята из Московской духовной семинарии и стали просить совета: «Как нам быть, как нам жить, как все успеть?» Он назвал потрясающую формулу: «Живите и учитесь так, чтобы ученость не мешала благочестию, а благочестие — учености». И еще один анекдот расскажу. Приходит семинарист к батюшке и говорит: «Отче, я прочитал перед экзаменами акафист преподобному Сергию, акафист святителю Николаю, акафист Покрову Божьей Матери, акафист иконе Богородицы “Прибавление ума”. Что мне еще, батюшка, почитать?» Священник приобнял юношу и сказал: «Сын мой, почитай теперь билетики».
А как в размышлениях о вере, о Церкви не зайти «не туда» самому и не отвести людей от Бога?
Что такое богословие? «Уклонись от зла и сотвори благо» — вот что! Господь так и сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». Иметь заповеди нужно где — на планшете, в телефоне, на полке? Нет, в голове.
Наш оптинский духовник отец Венедикт (Пеньков) считал, что у каждого монаха должны быть выписки из Евангелия, где только заповеди Христовы, — не исторические моменты и притчи, а именно Его слова. В качестве духовного упражнения он советовал их читать и заучивать. Опять же, это все не должно оставаться теорией: что толку, если ты досконально знаешь состав борща, но не можешь его сварить? Заповеди надо не только знать, но и по ним жить. Пример: один подвижник однажды спросил у брата, который был при смерти: «Брат, что ты хочешь?» — «Отче, хочу пастилы!» Подвижник пошел, принес ему пастилы, хотя монахам было положено есть сухари. Вот так: лучше капля добра, чем бочка философии! Редко сейчас встретишь внимательное сердце.
А можно ли такое радостное, светлое отношение к людям воспитать в себе? Многие ведь ни сами не умеют радоваться, ни других согреть не могут.
Замечательный вопрос! Хочешь порадоваться сам — порадуй другого! Радость разделенная — это радость, умноженная вдвойне, а скорбь разделенная — скорбь, уменьшенная вдвойне.
Просыпаясь утром, подумай: кому и чем я могу быть полезен? Мне старые бабушки-москвички говорили, что, когда появились телефоны домашнего пользования, они говорили не «алло» или «здравствуйте», а «чем могу быть полезна?» Вот какая была у людей решимость жить для других!
Одни ждут радости, ждут настроения. А другие это настроение создают — себе и другим. Есть иллюстрирующее это стихотворение:
В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
Другой — листвы зеленой вязь,
Цветы и небо голубое!
Все начинается с отношения к жизни: благословляй свою жизнь — она будет благословлена. Проклинай свою жизнь — она будет проклята.
Я вспоминаю потрясающую историю об отце Иоанне (Крестьянкине), с которым имел честь когда-то общаться. Он в молодости несколько лет провел в ссылке. Оттуда, из этих ужасных условий, писал своим чадам, чтобы прислали семена цветов, прислали цветной бумаги. Он рядом со своей каморкой-бараком высаживал цветы, зимой наряжал елочку. Он был в аду, но создал рядом с собой кусочек рая. Не стал дожидаться, когда пройдут эти четыре года (а он вообще не знал, сколько придется отсидеть), а брал и делал. Вот такой внутренний стержень хорошо бы нам всем иметь.
А что может стать надежным источником внутренней радости?
Конечно, радость дает наша вера! Встречаясь с неверующими людьми, я иногда в шутку говорю: «Смотрите, у вас три главных события в жизни — родился, пожил и умер. Кто бы ты ни был — академик, президент, доцент, звезда, футболист, — на могильном памятнике написаны дата рождения, дата смерти и между ними черточка. Черточка — это жизнь. А у нас, христиан, более интересное развитие событий: родился, пожил, умер, воскрес и живет! Можете представить, какая у нас перспективная жизнь?»
Надо строить свою внутреннюю жизнь с верой и надеждой на Бога, от этого зависит настроение. Все мы под Богом ходим, но Бог — любящий Отец, Который жизнь отдал за нас. Он знает, как и что лучше для нас в каждый момент нашего жизненного пути.
Все это применимо к людям, у которых твердая вера. А если вера не такая крепкая?
Бывает, человек веры не чувствует, потому что не исполняются его «хотелки». Часто мы верим только благодаря тому, что «срабатывает». Помолился — и что-то получилось. Но настоящая вера — она вопреки всему, когда желаемое не исполнилось, но ты знаешь одно: нужно жить по евангельским заповедям. А то, что внешне будет происходить, может быть совсем не в твою пользу.
В свое время христиане, надевая на себя крест, подписывали себе смертный приговор. О каком там благополучии была речь? О каком исполнении желаний? Во время Таинства соборования читаем слова: «Мы имели в себе приговор к смерти, чтобы остальное время жить не для себя, а для Господа нашего Иисуса Христа». Очень многие приходят в храм, чтобы в жизни все устроилось. Но надо, чтобы ты сам устроился! Есть человек с олимпийским здоровьем, и он как в аду. А есть человек на коляске, а он с Богом. Как это объяснить? Только внутренним состоянием человека. Кто-то в храме ищет невесту и никак не может ее найти, кто-то ищет место под солнцем, машину, пятое-десятое. А храм — он не об этом, и вера — не об этом. «Буди имя Господне благословенно отныне и до века» — вот что надо у Бога просить!
Как получилось, что Вы, монах, служите в мегаполисе? Кто-то сочтет это нонсенсом. Это тоже было устроение, которое пришлось принять?
Это судьба 0,0001% священников на белом свете, когда монах служит не в монастыре, а на приходе. Когда меня благословили служить в Москве, сказали: «Поезжай, месяца три послужишь, наладишь, а потом оттуда вернешься». А потом все затянулось…
Перед тем, как меня направили в Москву, я в Оптиной пустыни прожил девять лет. Я очень переживал. Поехал к отцу Николаю Гурьянову на остров Залит: «Батюшка, я в таком унынии. Монастырская жизнь была такая тихая, а здесь все наоборот, огромный микрорайон, круговерть». А он говорит: «Надо радоваться!» Я спрашиваю: «А чему радоваться?» Он отвечает: «Как это чему радоваться? Радуйся, что родился. Радуйся, что крестился. Радуйся, что в вере православной. Радуйся, что жив еще. А на приходе — хорошо!»
Я спросил: «Я вернусь в монастырь или нет?» Он сказал: «Да, вернешься, лет восемь послужишь и вернешься». Прошло сначала восемь лет, потом еще восемь, а потом еще восемь. Я на приходе служу 27 лет уже. Только недавно до меня дошло, что имелось в виду под «послужишь на приходе лет восемь и вернешься». Восьмерка, перевернутая в горизонтальном положении, что означает?
Бесконечность.
Верно, бесконечность. Вообще все должны быть на своих местах: монахи — в монастырях, священники — в миру. До революции на монашеском съезде было даже принято решение монахов на подворье менять каждые три года. Но мне отец Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Вы не по своей воле оказались на подворье, а за послушание и за помощь святой обители. И воспринимайте подворье как продолжение монастыря. Если по своей воле, то погибель. Если за святое послушание, то это святая обязанность».
К вопросу о том, чего желать, чего у Бога просить, как устраивать свою жизнь. Мы, как теперь говорят, живем «во время турбулентности», многим от этого тревожно. Как в таком случае не пускать жизнь на самотек, строить планы?
У одного святого была молитва: «Хочу, как будет». Нужно жить с упованием, что Господь все расставит на свои места. Есть русская поговорка, имеющая под собой очень серьезные основания: «Все, что Бог ни делает, — к лучшему».
На все времена подходит формула Иова: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось]; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1, 21). Это формула выживания, формула мышления и формула отношения к самому страшному — к смерти, к потере здоровья, имущества и вообще всякого благосостояния.
Сам Христос нам пример дал, как молиться: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). Он свою человеческую волю выразил: «Я этого не хочу», но «да будет воля Твоя».
Поэтому мы свои расположения, мысли, перспективы, желания выражать должны, у нас должны быть планы, мечты, стремления. Но все время надо заканчивать: «Господи, но не Моя воля, но Твоя да будет». Пошло дело — слава Богу. Не пошло — значит, не время и не место. Конечно, надо и самим трудиться, не быть пассивным: если ничего не посеял, ничего и не пожнешь.
А как не потерять покой от тревожных новостей, которые льются на нас сплошным потоком?
Один мудрый человек мне сказал: «Читающий книги становится умным. Смотрящий новости становится нервным». Но действительно, вопрос важный и глубокий.
Еще несколько лет назад представить ту ситуацию, что есть в мире сейчас, было невозможно. Поэтому воспринимать это как реальность, как норму очень сложно. Это чрезвычайная ситуация. Но надо понимать, что у Бога есть план. Если волос без воли Божией не упадет с головы человека, то неужели вот эта катастрофа, в которой гибнут десятки и сотни тысяч парней с одной и с другой стороны, случайна, бессмысленна? Да, это в нашу мирскую логику никак не вписывается: лучше бы остался отец двоих детей, остался бы сын, остался бы муж. Но здесь — тайна спасения человеческой души, и не мы начали всю эту историю.
Блаженный Августин говорил, что война есть следствие человеческих грехов. Копился-копился гнойник и прорвался. Но мы — верующие люди, у нас есть понятие Промысла Божия. Что такое Промысл Божий? Непрестанное действие в мире премудрости и всемогущества Божьего, которое добрым делам вспомоществует, а злые или прекращает, или направляет к добрым последствиям.
Я привожу пример: 1941 год, в стране из 100 тысяч храмов осталось около 100. Еще прошло бы два–три года — и этих храмов бы не было. Пришла война страшная, невероятная. Погибло 27 миллионов советских людей, а всего в мире, по некоторым подсчетам, — до 75 миллионов жертв. Но сейчас в России — 30 тысяч храмов, отношение к вере серьезное. Поэтому верю, что непонятный для нас сейчас Промысл Божий все приведет к добрым последствиям.
Я хожу по госпиталям, вижу раненых бойцов. Люди первый раз пообщались со священником, первый раз читают «Живый в помощи Вышняго», первый раз в карман положили иконку. Люди в первый раз в жизни надели шеврон с крестиком, первый раз в жизни перекрестились, первый раз поисповедовались, причастились. Если путь к духовному, к небу — через неблагополучие, то Бог проведет и через неблагополучие, лишь бы только спаслась человеческая душа.
Блез Паскаль, математик-философ, однажды сказал: «Если бы Бог по временам нас не укладывал на лопатки, нам бы некогда было посмотреть на небо». Война — страшное событие, но душа и духовный мир важнее. И вот лежит сейчас человек, может быть, с оторванными ногами, и у него только одна мысль: «Господи, помилуй!» А всякий, кто призовет имя Господне, спасется, как мы читаем в Библии.
Вы возглавляете пресс-службу Синодального отдела по монастырям и монашеству. Как писать про Церковь? Нужно ли реагировать на негатив — опровергать, спорить, доказывать? В противовес светским СМИ сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству строится на позитивной повестке, это редкость.
«Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели», — писал Федор Михайлович Достоевский. А сейчас «лая» очень много в информационном поле. Тот же Федор Михайлович определил и другую потрясающую закономерность, которая работает уже 200 лет. Старец Зосима в «Братьях Карамазовых» говорил: «Любит человек падение праведного и позор его».
Люди выискивают через увеличительное стекло любой грех священнический, монашеский или церковный только ради одного: чтобы самим ничего не делать на духовном пути. Всех облили черной краской — и своей черноты на этом фоне не видно! Но где-то же должен быть пример человека, в глазах которого, по словам митрополита Антония Сурожского, можно «увидеть отблеск небесной славы». Поэтому негатив писали и будут писать, а мы наоборот: о светлом, о светлом, о светлом! Все время пример христианского поступка, пример христианской любви, христианской семьи.
И еще скажу: математика или физика никак не страдают от того, что есть учащиеся, которые их не понимают и контрольные по этим предметам пишут на двойки. Нам надо на саму веру обращать внимание. Церковь — сообщество кающихся грешников. Это больница, куда приходят, чтобы избавиться от болезней — грехов. Стоит ли многого ожидать от сообщества больных грехами? Падать и вставать свойственно людям. Никогда не падать свойственно ангелам. А никогда не вставать свойственно одним только бесам.
Но защищаться тоже надо. Если есть аргументы, если есть факты, нужно ответить, главное — без вранья. А потом опять — позитивные факты, светлые примеры!
Отец Мелхиседек, что бы Вы пожелали нашим читателям?
Счастья жизни с Богом. Замечательный поэт Аполлон Майков писал:
В чем счастье?..
В жизненном пути.
Куда твой долг велит — идти,
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и — верить.
Беседовала Мария Хорькова,
Богослов.RU