03.04.2021 | 

Жить, умереть и снова жить

Слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божьего и, услышав, оживут. Изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения»

— такие слова о загробной участи людей слышали мы только что из уст Спасителя. Этот Евангельский отрывок слышим мы каждый раз за заупокойными богослужениями.

Сегодня мы находимся по эту сторону жизни, находимся только на пути к смерти. Большинство из живших за всю историю человечества, от начала времён до нашего дня, — мертвы, они прошли уже этот путь. Если мы говорим о человечестве как о совокупности, то человечество состоит в подавляющем большинстве из людей, ушедших в вечность. На земле живёт около восьми миллиардов людей, но больше сотни миллиардов умерло за человеческую историю. Человеческая история в подавляющем большинстве — это история людей, которых больше нет с нами. И каждый день, согласно статистике, умирает более сотни тысяч человек, по нескольку человек каждую секунду, в том числе и прямо сейчас, когда я говорю эти слова. Таким образом, смерть — наиболее очевидный факт как человеческой истории в целом, так и жизни каждого из нас в частности. Смерть — неизбежный итог каждого, кто был рождён. Смерть — удел всего живого в мире. Ребёнок только рождается в мир — но его конец уже предрешëн. 

Мы не любим думать о собственной смерти. Тем более страшно думать о смерти близких людей, любимых людей. Но и мы и они — все умрём. Об этом знаем мы, знали и люди во время земной проповеди Спасителя. И вот Он пришёл в эту юдоль отчаяния и говорил о том, что наступит время, когда все умершие оживут. Это великие слова надежды для мира, никакой надежды не имевшего. Это благовестие, способное изменить каждого, кто может его расслышать и уверовать в него. Мы больше не живём для того, чтобы умереть. Мы живём, чтобы умереть, но потом — вновь жить.

Мы не знаем, как это произойдёт. Тем более не знаем — когда. Но мы верим, ожидаем, «чаем» воскресения мёртвых и жизни будущего века больше, чем всего остального. По крайней мере, так должно быть. Хорошо бы, чтобы мы ждали этого больше прочего, больше бытовых вещей, больше, чем других событий, связанных с нашей повседневностью. Господь обещает, что мы, несмотря на то, что неизбежно умрём, — всё же победим смерть. Победим потому, что Он победил её ради нас. Он — наша жизнь, наша надежда и наше воскресение.

А потому и сегодня, молясь об умерших друзьях, родителях, любимых, — мы не просто скорбим о том, что они ушли. Мы вскоре уйдём вслед за ними. Но мы ещё и радостно предвкушаем встречу с Богом, встречу с ними, ушедшими. И напоминаем себе вновь и вновь о том, что не все, по слову Спасителя, наследуют блаженную вечность. Творившие добро воскреснут в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. И дай, Господи, всем нам творить добро, хотя мы и более тянемся ко злу. Дай нам воскреснуть в воскресение жизни и быть с Тобой, со святыми Твоими, с людьми, которых мы любим. Мы сами этого не можем. Но можем только благодатью Твоей.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 3 апреля 2021 года. Суббота третья Великого поста, поминовение усопших, день памяти преподобного Серафима Вырицкого. Храм Казанской иконы Божьей Матери во Власьево, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.