20.02.2022 | Притчи

Жажда, сокрытая внутри нас

История блудного сына — это история о молодом парне, который сбежал из дома. Притча эта была рассказана Господом вместе с двумя другими, которые подлинно открывают нам суть взаимоотношений человека и Бога, отношение Бога к каждому из нас — и когда мы падаем, и когда восстаем и возвращаемся. Первая — история о заблудшей овце, ради которой пастух оставляет целое стадо и отправляется на поиски, а найдя, радуется более, чем о девяноста девяти не потерянных. Вторая — история о потерянной монете, потеряв которую хозяйка принимается тщательно убирать дом, чтобы найти ее, хотя у нее есть еще девять других монет. А найдя ее, так радуется об этом, что созывает подруг своих и разделяет радость с ними. «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся», — заключает рассказ о монете Господь (Лк 15:10).

И вот последняя из трех историй — притча о сыне, ушедшем из дома, но вернувшемся. И может быть, правильнее даже было бы сказать, это притча об отце, который не связывал свободу сына обязательствами, но дал ему воспользоваться этой свободой и испытать себя, узнать себе цену. Это притча об отце, который долгие годы ждал возвращения сына и, дождавшись, не сказал ему ни слова упрека, а наоборот, велел собрать друзей на пир. В конце концов, это притча о любви. Такой любви, которая не требует своего, не навязывает себя, но очень радуется, когда объект этой любви, пусть и через испытания и неудачи, но всё же находит себя. Это притча о любви Бога к человеку.

Конечно, кто-то может сказать о том, что описанное в притче — всё же не совсем честно. Потому что вернуться сына вынудили всё же обстоятельства, и, возможно, будь у него еще деньги, найди он себе иную работу, чем пасти свиней, он бы никогда и не вернулся. Это верная мысль, и именно потому, как мне кажется, эта притча скорее об отце, чем о сыне. Отец не знал, как у сына сложатся дела. Скорее всего, он по-отцовски надеялся, что у сына всё сложится хорошо и он вернется состоявшимся человеком, приведет в дом невесту, обзаведется семьей и дети его будут отцу отрадой старости. Мало какой родитель желает неудач своему ребенку. 

И даже более того, мы знаем, что ребенку совершенно необходимо в определенный момент жизни отстраниться от родителей, чтобы обрести себя. А потом отстраниться, чтобы создать собственную семью, как сказано, «и оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей…» (Мф. 19:5). У кого-то это проходит менее болезненно, чем у сегодняшнего юноши, у кого-то — более. Тем более наш Небесный Отец не хочет, чтобы мы, пусть и уйдя на страну далече, оказались питающимися из одного корыта со свиньями. Но Он, без сомнения, хочет, чтобы мы испытали свою свободу и выстроили свои с Ним отношения осознанно, не как навязанные, но как наш выбор, исходящий из глубокого понимания себя и опыта жизни в одиночку. 

Но так как это не просто быль, а именно притча, то есть история с глубоким духовным смыслом, то стоит посмотреть на нее еще и как на рассказ о духовной жизни каждого из нас. 

Я слышал о девушке, за которой ухаживал молодой человек и говорил о том, что женится на ней. Она забеременела. А он оставил ее одну. Ее отец, мать и семья пострадали от позора из-за эгоизма молодого человека. Пострадала, безусловно, и она, и ребенок, который через всю жизнь пронесет опыт жизни без родного отца. В этом и есть самая суть греха — эгоизм. Вот в чем заключается грех — в самом человеке, который хочет удовлетворить себя. Не понимая, что всеми этими вещами удовлетворить себя невозможно, ибо жажда эгоистичного стремления — бесконечна.

Слышал и другую историю, ее рассказал митрополит Антоний Сурожский: «Мне вспоминается в особенности одна семья: девушка была соблазнена молодым человеком, исчезла, и потом, через день-другой, пришла в дом весть об этом. Семья сидела; отец долго молчал, потом встал, надел пальто, нахлобучил шляпу и сказал: “Иду ее искать”. И ушел на два года — искать. Семья перебивалась, семья жила надеждой, что вернется отец с девочкой. А он переходил из города в город, с места на место, от ремесла к промыслу, перебивался, как умел, и, наконец, нашел, брошенную; стыдно ей было вернуться. Он ее взял и привел обратно». Это тоже история эгоизма одного мужчины и любви мужчины другого.

Можно уйти от дома Отца своего, не уходя далеко от родительского дома. Уйти можно вглубь своего эгоизма. Можно уйти не сразу — встал, взял суму и отправился в путь, — но блуждать, подобно овцам (см. Ис 53:6), уходя всё дальше от родных мест. Бывает так, что человек и вовсе не может найти себе места: уйдет из дома — там ему плохо, вернется домой — и там тоскует сердце его. Проблема всегда кроется внутри каждого из нас. Мы хотим удовлетворения — и не находим его. И чем больше удовлетворяем себя, тем большая жажда зарождается внутри. Потому что жажда нашего сердца — только в Боге, в Источнике нашей жизни. Посмотрим, что говорит блудный сын отцу: согрешил я против Неба и против тебя. Он точно знает, что его уход был не только и не столько уходом из родительского дома, но бунтом против Неба, бунтом против Бога. Он точно знает, куда завела его жажда.

Именно из-за этой жажды сердца происходит всё нехорошее в мире: гремят войны и революции, звучит ложь, одни люди порабощают других людей, другие пытаются удовлетворить внутреннюю жажду доходами, состоянием, развлечениями, всё более изысканными, удовольствиями, всё более интенсивными. И всякий раз кажется, что по ту сторону забора трава зеленее, а здесь — в текущей ситуации, в этом месте и в сей момент — как будто и не может быть ничего хорошего. Но и каждое новое удовольствие, и грех приносит только пустоту, разочарование и новую жажду. И всё это время, пока мы находимся в таких бесплодных метаниях, наш Небесный Отец терпеливо ждет, когда мы найдем действительную свободу, свободу от самих себя, себя самих терзающих, и вернемся к Нему в объятья. Потому что он ждет, как нынешний отец из притчи: вглядываясь в пыльную дорогу, не появился ли где-то на горизонте одинокий силуэт возвращающегося сына. 

И Сам Господь сказал, как именно поступит Отец, когда мы будем идти по этому пыльному проселку по дороге к Дому: Он не станет дожидаться, пока мы придем и упадем на колени, но Сам бросится к нам навстречу, обнимет, простит, оденет в лучшие одежды даст золотой перстень на руку, созовет друзей. Вот Каков наш Небесный Отец. И вот каковы мы: желая свободы в самой крайней ее степени, блудный сын ушел и стал рабом, желая удовлетворить себя удовольствиями, он дошел до того, что удовлетворял голод вместе со свиньями, из одного корыта. Он дошел до крайности человеческого существования, стал уже почти наравне с животными. Но и всё же нашел в себе силы встать и вернуться.

Жажда, сокрытая внутри нас, и благословенна и страшна. Она может привести нас к Богу, а может увести в пучину самых немыслимых извращений, удовольствий, греха. Она может сделать нас крайними эгоистами или людьми, самоотверженно любящими Бога и других людей. Жажда эта велика и сильна, потому что она дана нам как компас для поиска дороги к Небу. Компас, одна стрелка которого ведет к дому Отца, а другая — в противоположную сторону. Выбрать направление — наш свободный шаг. Очень давно блаженный Августин написал слова об этом, слова, обращенные к Богу, которыми мне хотелось бы, чтобы мы все обратились сегодня к Небесному Отцу, вспоминая об этой жажде внутри нас и о Его бесконечной к нам любви:

Господи! Куда бы ни обратилась душа моя, всюду кроме Тебя наткнется она на боль, хотя бы наткнулась и на красоту, но красоту вне Тебя и вне себя самой. И красота эта ничто, если она не от Тебя. Плохо мне без Тебя — не только вовне, но и внутри себя, и нищета для меня всякое богатство, которое не есть Бог мой. Ты, Господи, создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 20 февраля 2022 года. Неделя о блудном сыне. Собор «Белая Троица», Тверь. 

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.