12.04.2023 | Вера

Выбор Иуды

Мир всегда дивился отношению христиан к смерти. Мы знаем, что мученики радовались собственной смерти за Христа, а из примеров современных мучеников мы можем видеть, как радуются мученической кончине их родственники. Я видел такой пример собственными глазами несколько лет назад в Египте. Там террористы предали мученической смерти несколько десятков христиан в храме, и я говорил с женой одного из новых мучеников, которых Коптская Церковь уже причислила к лику святых. И она свидетельствовала о своей радости за мужа, поскольку у них теперь есть такой молитвенник в Царствии Небесном, есть святой родственник.

Нам может казаться непонятным и удивительным такое отношение к смерти, к, безусловно, очень трагическому и безвозвратному событию. Но образ такого отношения нам дает Спаситель. Только что мы слышали, как Он пришел в дом Симона прокаженного и сестра Лазаря, которого Он воскресил совсем недавно, та самая сестра, которая сидела у Его ног, внимая Его словам, в то время как Марфа беспокоилась «о многом», Мария, возлила миро на ноги Его и отерла их волосами своими. И мы видим, в каком спокойном тоне Господь отвечает на недоумение учеников, прежде всего Иуды, на такое расточительство: «она готовит Меня к погребению».

Такое отношение к собственной смерти — это не отсутствие страха смерти, ибо он вшит в каждого человека для того, чтобы человек защищал себя от природных явлений и опасностей, чтобы он оберегал своих ближних и защищал собственную жизнь. Мы знаем, что и Господь по человечеству Своему страждет перед Своими страданиями, Он переживает это очень глубоко, до молитвы с кровавым потом в Гефсиманском саду. И, пожалуй, в отличие от нас, которые верят в свою смерть, но не до конца, не по-серьезному, верят в смерть когда-то в далеком будущем, до которого жить и жить, — Господь точно знал, что будет предан смерти, и столь же точно знал, что произойдет это вот-вот.

Такое отношение к смерти — это результат того, что сделал для нас Спаситель. Он воскрес тридневно и пообещал нам воскресение по подобию Его воскресения. И потому смерть хотя и страшная, бессмысленная и болезненная веха нашей жизни — всё же веха не окончательная, всё же не конец, но только начало. 

В нынешний день мы вспоминаем, по заповеди Спасителя, то, что сделала для Него Мария, возлившая миро на Его ноги. Но вспоминаем также и о предательстве, которое совершил один из Его учеников. И это не столько желание упрекнуть или воздать Иуде злом или злопамятностью за то зло, которое совершил он. Черты этого ученика живут в каждом из нас, а образ его предательства мы храним как предупреждающий знак о том, до какой крайности может дойти человек, который не контролирует свои увлечения, свои страстные устремления, свои грехи, которые поначалу кажутся маленькими и незначительными, но потом перерастают во вторую натуру.

Наверное, все мы слышали хотя бы однажды слова, которые способны изменить жизнь: «попробуй, один раз ничего не изменит», «немного не повредит» или «сегодня себе это можно позволить, ты заслужил». Наверное, каждый слышал и говорил нечто подобное, поощряя кого-то другого или себя самого на мелкий, но приятный грех. Жизни и будущее многих людей навсегда изменились, когда они поверили этой лжи. Первой была Ева, которая поверила одной из интерпретаций данных фраз, произнесенной змеем в раю. Мы знаем примеры и более близкие — первая сигарета, первая рюмка, единственный первый раз употребленные разрушительные вещества, грех блуда или измены и многие, многие варианты развития данного сюжета.

Большинство из нас, если мы здоровы психически, конечно, не хотят завершить жизнь свою в больнице, отравившись веществами, никто не хочет смерти по неосторожности, большинство из нас хотят делать всё правильно и поступать так, как угодно Богу. А самое страшное то, что, скорее всего, и Иуда не хотел ничего плохого и не был плохим человеком изначально, ведь иначе Господь, если бы Иуда был порочным или ведущим антисоциальный образ жизни, не избрал бы его Своим учеником. Но когда-то Иуда допустил для себя возможность греха. «Это никому не повредит», — скорее всего, думал он. «Я сделаю это только один раз», — возможно, допускал он. Евангелие и Предание говорят нам, что его грех и его страсть — это жадность и сребролюбие. Но на самом деле совсем не важно, какая именно страсть. Важно то, что любая способна довести нас до такого состояния, когда в решительный момент, находясь перед необходимостью решения, когда нужно выбрать между страстью и Богом, мы выберем страсть. 

И вот однажды это случилось с Иудой. Он брал какие-то деньги из общей казны, собираемой учениками. Возможно, поначалу он даже намеревался их вернуть и оправдывал себя тем, что сейчас у него большая нужда. Потом он понял, что об этом, кроме него, никто не узнает. Потом, скорее всего, он и сам предпочитал забывать о том, сколько и зачем взял. И вроде бы всё хорошо, но только язва этого греха настолько разъела его душу, что в том момент, когда Мария возливала миро на ноги Христовы, готовя Его к тайне погребения, у Иуды в голове были цифры. «Лучше было бы продать, а деньги раздать нищим», — сказал он вслух. А подумал, скорее всего, что Мария, да и Христос, его обкрадывает — потому что эти деньги он мог бы взять себе.

И тогда он не нашел ничего лучшего, как возместить эту сумму, продав Христа. Вряд ли он думал о глубине, в которую упал. Он хотел получить легких денег, к которым так привык. Он не думал, да и не верил всерьез, что это может привести к столь серьезным последствиям. Он просто хотел денег, как хочет очередной дозы наркоман, ворующий у своей бабушки пенсию, как алкоголик, скрывающий от своей семьи часть заработка, чтобы купить выпивку, как распутник, готовый сделать свою жену и детей своих несчастными, выросшими в неполноценной семье ради своей мимолетной страсти. И правда в том, что и этот наркоман, и этот алкоголик, и распутник, как и Иуда, никогда не хотели столь серьезных последствий. Они просто когда-то сказали себе: «Ну немного никому не повредит. Они всё равно даже не знают об этом». Так легко попасть в эту ловушку.

Но для всех нас есть еще сегодня надежда. Если мы будем помнить, что такая жизненная позиция, когда мы допускаем в себя яд греха, хотя бы и по чуть-чуть, убьет нас. Господь пришел на эту землю и настолько сполна прожил праведную жизнь, что у нас больше нет оправдания для жизни, основанной на полумерах. Мы не можем чуть-чуть любить Господа или чуть-чуть допускать грех в свою жизнь. 

Христос пострадал за нас полноценно, сполна, не отчасти или чуть-чуть, потому что любовь Его к нам полноценна. Он пострадал и умер настолько, насколько это вообще было возможно, выбрав самое тяжелое страдание и самую позорную смерть, чтобы искупить наши грехи, начинающиеся со слов «если не слишком много, то ничего страшного не случится». И даже если мы раз за разом терпим неудачу в своей праведности, то Он хочет, чтобы мы помнили о Его любви и о том, что Он сделал для нас. И Он ждет нашего исправления и полноценной жизни, полной любви.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 12 апреля 2023 года. Великая Среда. Воскресенский собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.