20.03.2021 | 

Время взаимного прощения

Божественной литургией завершается первая седмица Великого поста, наиболее строгая, сложная седмица, наполненная большим количеством богослужений, ограничений в пище, предусмотренных уставом, наполненная сосредоточенностью и большой работой над собой. Сама Литургия, с её торжественными песнопениями, особенными мотивами и священнодействиями, по сравнению со службами седмицы, кажется очень насыщенной, праздничной, громкой.

И вот, в завершение этого пути, как напоминание о том, для чего же мы берем на себя те или иные подвиги, Церковь сегодня мудро открывает перед нами Евангелие от Марка с рассказом о том, как ученики Христовы в день субботний шли через засеянные поля и срывали колосья для того, чтобы, пожевав их, немного насытиться. Они были голодны и устали от знойного дня. А по иудейскому закону в субботу нельзя делать никакой работы, в том числе — срывать колосья. И фарисеи тут же нашли это как прекрасный повод для обвинения Христа в неисполнении закона. Но Господь отвечал им:

Неужели вы не читали никогда, что́ сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошёл он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; Посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк 2:25–28).

В Ветхозаветном Храме был специальный стол из золота, который стоял перед Святая Святых. На этот стол каждую субботу священники клали двенадцать специально испечëнных хлебов. По заповеди Божией, хлеба эти «будут принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их на святом месте, ибо это великая святыня для них из жертв Господних: это постановление вечное» (Лев 24: 9). То есть по поводу хлебов этих была специальная заповедь от Господа, которая называлась «вечным постановлением» — чем-то незыблемым, неукоснительным, обязательным к исполнению. И вот Христос рассказывает о случае, описанном в Первой книге Царств, когда Давид и его спутники, гонимые Саулом, пришли в Номву к священнику Ахимелеху и просили у него хлеба для утоления голода. У священника не было простого хлеба, и потому он дал Давиду хлебы предложения. 

Священник накормил их теми самыми хлебами, которые были предназначены одному только Богу, перед Которым положены. И Господь ставит эту историю в пример фарисеям. Если мучения голода, которые испытывал Давид, заставили первосвященника нарушить закон о хлебах предложения — то, таким образом, помощь ближнему в нужде выше соблюдения буквы закона. Милость выше жертвы.

И эти слова Господа становятся для нас важным уроком нашего постного подвига: пост для человека, но не человек для поста. Мы сами свободно берём на себя какие-то ограничения или обязательства, связанные с постом. Не потому, что мы обязаны так делать. Не потому, что боимся каких-то последствий ослушания. Вообще не потому что чего-то боимся. Для нас постный подвиг — выражение любви к Богу. Выражение благодарности Творцу за многие дары и радости, своего рода наша жертва, добровольная жертва любви Богу. Подобно тому, как люди, верующие в Единого Бога, отдавали Ему десятину от плодов рук своих, мы отдаём Ему десятину нашего времени, ведь время Великого поста — как раз десятая часть от года. 

Главный смысл жертвы нашей не в том, что мы себе в чём-то отказываем, а в том, что мы приносим Богу и ближним. Наша жертва, наш пост — прежде всего приношение, а не самолишение. И подобно тому, как в Ветхом Завете целью любых жертв было восстановление общения с Творцом, так и наша великопостная жертва нужна прежде всего для того, чтобы вернуться в дом Отца нашего, возобновить порушенные отношения, вернуть прежнюю любовь. 

И давайте постараемся провести это время так, чтобы оно стало временем любви друг к другу, временем терпения сложностей наших ближних, временем взаимной выручки, взаимного понимания, взаимного прощения. Чтобы нам не уподобляться фарисеям, осуждающим учеников, от голода срывающих сырую пшеницу, чтобы не осуждать ближних, которые не постятся и не ходят в храм, не исполняют того, что делаем мы, — они и не должны этого делать, это наша жертва, а не их. Мы же можем отвечать только каждый за себя, ибо любовь не может быть общим местом, она у каждого своя.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 20 марта 2021 года. Суббота первой седмицы Великого поста, великомученика Феодора Тирона. Старицкий Успенский монастырь, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.