28.02.2021 | 

Возвращение блудных детей

История о блудном сыне — это не рассказ о каком-то чуде или знамении. Сложно её назвать и описанием какого-то события в обыденном понимании. Однако история эта напрямую касается каждого из нас, здесь стоящих. Часто мы думаем о себе в несколько возвышенных и преувеличенных понятиях. Нам хочется быть благочестивыми, аскетичными, добрыми, хочется почаще молиться, читать Священное Писание. И каждый раз, когда дело доходит до распределения нашего наследства — времени, мы уходим на сторону далече. А потом, придя в себя, начинаем расстраиваться, порой даже каяться. И Бог всякий раз принимает нас с распростëртыми объятиями, всякий раз обнимает нас любовью, даёт благодатное утешение. Ведь мы Его дети, несмотря на то, что уходим от Него и бесплодно тратим имущество.

Великий пост становится всё ближе, а читаемые за богослужением Евангельские тексты всё больше и больше обращают наше внимание на внутреннюю жизнь. Они всё острее заставляют задуматься на тем, что творится в нашем уме, в нашем сердце, в наших душах. 

Мы как блудные дети уходим, как блудные же и возвращаемся в объятия своего Отца. И в этот момент нам бы понять и принять отцовскую любовь Бога искренне и всецело, отдаться ей, дать ей вести себя туда, куда зовëт нас Бог. Но сколь часто, едва вернувшись из страны греха, мы тут же превращаемся в старшего брата из этой же притчи. Начинаем возмущаться тем, что Отец наш другим даёт больше, чем нам. Начинаем заниматься самокопанием, начинаем давать всё новые и новые обещания исправиться, уверяем себя в собственных силах и стойкости, в том, что стоит лишь помыслить о благочестии, как оно тут же в нас прорастëт. И цикл замыкается, и мы начинаем этот путь от отцовского дома снова и снова, с разными вариациями.

Но и это еще не всё. Сколь часто, подходя к Великому посту, мы начинаем задумываться над тем, какой бы особый подвиг на себя взять в этот раз. От чего бы такого отказаться на время поста, чтобы потом можно было тешить этим свою душу, и, подобно старшему сыну, кичиться своим служением Отцу, и возмущаться Его снисхождением к слабым. 

Но стоит ли оно того на самом деле? Не случается ли так, что мы отказываемся ради поста от каких-то маленьких своих бытовых радостей, но оказывается, что делаем это не как жертву Богу, но как способ почувствовать своё превосходство над другими? Возможно, гораздо полезнее было бы задуматься не над тем, чтó из маленьких бытовых радостей может стать нашим жертвоприношением, а над тем, чтó прямо здесь и сейчас стоит между нами и Богом? От чего следует отказаться не на краткое время Великого поста, а на всю жизнь, чтобы проводить её перед Его очами, в Его присутствии? 

Стоит только задуматься над этим, и мы сразу поймëм, как тяжело перестать быть старшим сыном и принять себя сыном блудным, но вернувшимся и встреченным с распростëртыми объятиями. Насколько легко отказаться от молока, сладостей, просмотра телевизора или лишнего часа в интернете и насколько сложнее увидеть в себе глубокие язвы высокомерия, неприязни и зависти, увидеть нужду во враче, прийти в себя, осознать, что дело гораздо запущеннее, серьёзнее и глубже, чем кажется на первый взгляд.

Но стоит это сделать, как мы увидим, что объятия Отца уже смыкаются над нами, что Он уже поднимает нас и отдаёт приказ принести лучшую одежду, чтобы одеть нас, и заколоть откормленного телёнка, чтобы накормить нас. Увидим и почувствуем, что любовь Его к нам безгранична и неумалима, что Он только ждёт того, чтобы мы на неё откликнулись, не требуя взамен ничего, кроме нашего сердца, нашего ума, нашей любви.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 28 февраля 2021 года. Неделя о блудном сыне. Вознесенский собор, Осташков.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.